Уже давно хотелось на север, освоить какой-нибудь новый регион, отвлечься от Кавказа и забраться "подальше". Приполярный Урал отчечал этому весьма точно. На основе отчетов и разной информации был составлен маршрут, проработана логистика путешествия, и вот он, волнительный момент: мы с рюкзаками в аэропорте.
Отчет о всём путешествии будет разбит на 3 части, чтобы не делать монстроидальный пост.
В этой части будет описан промежуток от начала путешествия до восхождения на гору Народную (высшую точку Урала).
Допустимый вес багажа - 20 кг. У меня было около 29.
Справиться с перевесом мне помогли надетые на себя куртка и поларка, большие карманы которых вместили порядка 3 кг., надетые на себя ботинки (вместо перевозки их в багаже), еще пару килограмм разместились у
vergreg, и остальные немного кг мне добродушно простили, хотя резерв еще был в карманах штанов. В Ростове на тот момент стояла жара под 40 градусов, и человек, одетый в теплый свитер, куртку и зимние ботинки выглядел немного странно :)
Путь к началу маршрута пролегал так: Ростов-Москва-Сыктывкар (на самолетах), Сыктывкар - Инта (поезд), Инта - база "Желанная" (на "Урале").
Благополучно взлетаем, наблюдая Ростов свысока:
1.
В Сыктывкаре нам нужно было ночевать. Удивительной доброты и радушия девушка Аня согласилась разместить нас у себя на ночь. Может быть это и субъективное впечателение, но потом я заметил еще несколько подтверждений доверия и гостеприимства северного народа.
2.
На станции Микунь отправляю телеграммы, фотографирую паровоз:
3.
Может показаться, что Наташа ест ложками майонез прямо из ведра:
4.
На самом деле в ведерках черника и голубика. 100 рублей за ведерко:
5.
Примечательная станция "Сосногорск". Здесь 2 вагона, идущих из Сыктывкара отцепляют, и они в одиночестве ждут 2 часа поезд С.-Петербург-Воркута. На обратном пути в Сыктывкар вагончики стоят вообще 4 часа:
6.
Сосногорск является крупной развязкой. Тут отстаивается куча транспортных составов:
7.
В Инте сразу с поезда перегружаемся в Урал и едем на Урал. Впереди 8 часов болтанки:
8.
Река Кожим. Течение стремительное, максимальная глубина более метра. Техника легче, чем Урал тут может проехать только на буксире. Один из водителей показывал видео, как они буксировали УАЗик - впечатлило: в середине реки УАЗик слегка дрейфовал в течении, вода ему была по лобовое стекло.
9.
Это уже начало маршрута. Река Балбаню. Русло реки здесь представляет широкую заболоченную местность.
10.
Ночевали возле стоянок оленеводов. Нашли скейтборд Флинстонов :)
11.
Домики оленеводов на фоне горы "Старуха-Из". Домики пусты, но в некоторых отчетах я читал, что оленеводы бывают здесь:
12.
Гора "Старик-Из":
13.
Она же на закате:
14.
Разбитый вездеход:
15.
Далее мы должны были стать под перевалом Кар-Кар, откуда традиционно ходят на г. Народную. Шел дождь и было ветрено. Чем выше к перевалу мы поднимались, тем сильнее лило и дуло. В какой-то момент дождь перешел в мокрый снег и летел горизонтально нам на встречу. Стало ясно, что под перевал мы не поднимемся в таких условиях, начали искать хоть какое-нибудь приемлемое место для стоянки, без сильного ветра. В итоге нашли небольшую ровную полянку, со всех сторон закрытую склонами, но даже там ветер был такой силы, что палатки мы поставили не сразу, укрепляли камнями, порой держали изнутри. Утомленные непогодой, мы проспали 20 часов. Встали от того, что сил спать уже не было. Вылезли из палаток, походили немного вокруг лагеря. В какой-то момент солнце прорвалось через разрыв в облаках, и появилась радуга:
16.
Наши палатки. Стоим буквально в 50 от облаков:
17.
Озеро под ледником "Балбан". От ледника мало что осталось, на карте 76 года он обозначен значительно более обиширным - видимо сказывается глобальное потепление:
18.
Закат в то время был около 9 вечера, а рассвет в 3 утра, и ночью довольно светло. Кроме того, ночью погода улучшалась, ветер стихал, осадки прекращались, облачность поднималась выше. Решили спать до вечера и выдвигаться на вершину в ночь. Вышли примерно в 19:00, в 19:30 были под перевалом, спрятали рюкзаки и пошли на вершину. Вид со склона на "озеро с островом" и перевал Кар-Кар. За перевалом вдалеке виднеется гора Манарага:
19.
Примерно через час мы пересекли плато и подошли к границе Европы и Азии. На плато дул сильный ветер. Было не холодно, но ветер шатал нас в стороны, усложняя и без того сложное хождение по курумнику. Силы быстро уходили. Встретили группу, спускающуюся с вершины. Они сказали нам, как лучше проходить предстоящую ложбину и предупредили о сильном ветре, сбивающем с ног. По их словам до вершины было еще окло 2-х часов ходьбы. Заходящее солнце играло на облаках:
19.
Мы вышли к ложбине и начали пересекать её. Ветер к тому времени достиг безумной силы: некоторые порывы валили с ног, иногда ветер выдувал воду из ручьев, и она летела вверх. Двигались короткими перебежками преимущественно на четвереньках, прячась от сильных порывов за выступающими камнями. В какой-то момент при очередном порыве я закрепился чтобы не упасть, наклонился на встречу ветру и уперся ногами в камни, но все это не помогло, и ветер просто протащил меня несколько метров по камням.
В принципе, при таком ветре можно было продолжать движение к вершине, короткими перебежками по 1 метру на четвереньках, но ветер усиливался и перспектива пугала: вскоре он мог уже просто начать поднимать нас в воздух, как воду из ручья, а вершины еще даже не видно. Решили идти обрано примерно в 22:30.
Вот за этим снежником нас сдуло:
20.
Спуск был утомительным и очень долгим, часто отдыхали. К полуночи мы спустились к перевалу. Начинало светать. Некторое время мы думали: идти ли перевал Кар-Кар сейчас, пока хорошая погода, или же разбить лагерь, поспать немного и выходить утром. Решили всё-же ставить лагерь. Снова возня с палатками на ветру. Помня вчерашний опыт, мы сразу хорошо крепим палатки, строим из камней ветрозащитную стнентку, но палатка всё-равно выгибается внутрь под порывами ветра. Никогда еще главный филиал НИИ Матрасничества не попадал в такой ветер, но выдержал это испытание достойно, без последствий.
Место нашей стоянки под Кар-Каром. Мимо проходили водники со своими огромными рюкзаками под 40 кг:
21.
Вышли примерно в 10, и уже в 10:30 были на перевале Кар-Кар. Озеро "Бублик" и перевал Кар-Кар:
22.
Еще раз "Бублик":
23.
А этоу уже вид по другую сторону перевала:
24.
Группа на перевале:
25.
Типичный рельеф приполярного Урала - курумник:
26.
Долина реки Манарага. Нам туда, вниз:
27.
Миша качает пресс и поёт заунывную Уральскую песню:
28.
Низкие облака застревают в карах:
29.
Видно, как на том берегу тундра переходит в лес:
30.
Здесь хотели остановиться и как следует пофотографировать - фиг там! Комары не дают сосредоточиться дольше чем на несколько секунд.
31.
Вот так выглядит балок "Олений". Крыша провалена.
32.
Внутри не очень уютно, однако, это не помешало кому-то поставить там палатку прямо внутри.
33.
То, что издалека кажется ровной, уютной, травянистой полянкой вблизи оказывается болотом:
34.
35.
На данный момент весь наш поход мы почти не видели солнца, поэтому изредка пробивающиеся сквозь облака лучи доставляют нам большое удовольствие. Жадно фотографируем даже то, что в иной раз и не заметили бы:
36.
Стали лагерем недалеко от тропы на перевал Студенческий, откуда традиционно ходят на гору Манарага. Это вторая основная цель нашего маршрута. Вершина большинство времени находится в облаках. Даже ночью, когда облачность высоко, на ней висит шапка тумана. А ведь у неё такая красивая и интересная вершина! Вернее у неё 6 вершин (башен). В переводе название означает "медвежья лапа" за неокоторое сходство. В какой-то момент нам повезло, туман с вершины сдуло:
37.
В
следующей части отчет о восхождении на Манарагу и средняя часть маршрута.