История вокруг катка «Есенинский», который торжественно открыли 10 октября, оказалась намного более скользкой, чем сам лед.
«Домостроительная компания» («ДСК»), реализовавшая проект и выступившая его инвестором, построила каток всего за 4 месяца, 3 из которых лед перевозили из Америки. Каток был подарен белгородцам в рамках программы «Спорт в каждый двор». Председатель наблюдательного совета «ДСК» Евгений Егоров, открывавший объект вместе с первыми лицами региона, посвятил всего несколько секунд финансовым затратам своей компании, объяснив инициативу строительства катка «желанием развивать солидарное общество». Как выяснилось, за этой формулировкой стоят вполне конкретные цифры - 1 миллион евро, израсходованный «ДСК». За этот миллион был открыт, как сообщается, «уникальный каток» - свойства покрытия позволяют эксплуатировать лед круглый год, невзирая на погодные условия.
На сайте «ДСК» в день открытия появилась информация, что каток оборудован уникальным покрытием «Супер-Глайд» - эту деталь тут же включили в свои новости о событии все региональные и несколько федеральных СМИ, а одно местное информационное агентство рассказало читателям, что ничего подобного Россия еще не видела.
Спортсмены, первыми опробовавшие лед, тоже никогда не видели ничего подобного. Правда, когда они стали кататься, стало понятно - что-то идет не так. Хоккеисты не могли разогнаться, чтобы догнать шайбу, тренеры в личных разговорах возмущались льдом, а фигуристки падали и на их одежде появлялись черные разводы от грязи. Информация, полученная позже, рассказывает о причинах неудавшегося открытия и объясняет, почему на «Есенинском» катке не просто сложно, а еще и опасно заниматься спортом.
Самое интересное началось cпустя два дня после открытия «Есенинского» катка. Когда первые посетители только начали привыкать к специфическому льду, в сети появилось обращение Виктора Орлова - президента компании «ORLOFF LLC». Эта компания является официальным дистрибьютором американской «Global Synthetic Ice», производящей синтетический лед «Супер-Глайд». Фирма Орлова выступает посредником между американцами, у которых, якобы, был закуплен лед для «Есенинского» катка и дилерами в странах СНГ, где этот лед покупается.
- Этот каток НЕ оборудован Супер-Глайдом, - объяснял Орлов в своем комментарии. - «Global Synthetic Ice» совместно с «ORLOFF LLC» уже начала кампанию по выяснению факта фальсификации продукции «Global Synthetic Ice», - добавил он. В этом же обращении Виктор утверждал, что реальным поставщиком льда в Белгород стала российская компания «Investment Capital Group», которая «сознательно обманула клиента и под видом Супер-Глайда продала более дешевый и худший по качеству синтетический лед».
Получается, «ДСК» вложила миллион евро в дешёвый пластик. Но с крупными фирмами такое бывает редко. Когда белгородцы заговорили, не «распилом» ли здесь пахнет, мы отправили запрос в «Global Synthetic Ice» - ту самую единственную американскую фирму, которая выпускает покрытие Super Glide. На письмо ответил лично президент «GSI» Пэрри Боскус:
- Никакого «Супер-Глайда» в Белгород мы не отправляли. «Investment capital consulting», используя наше имя, продала лед - теперь мы пытаемся закрыть сайт superglide.ru, который использует московская компания, обманывая клиентов, - написал Боскус. Он признал, что мало понимает, где вообще находится Белгород, но комментарий президента дает понять - ситуация для американцев неприятная и они изо всех сил попробуют ликвидировать московскую фирму. Возможно, именно поэтому попытки дозвониться в «Investment capital consulting» за комментариями не увенчались успехом: автоответчик сообщил, что абонент заблокирован.
Можно было бы оставить бизнесменов разбираться между собой: деньги в каток вложены не бюджетные, пусть «ДСК» выясняет, кто и как их обманул. Но Пэрри Боскус отметил, что одно из преимуществ настоящего Супер-Глайда перед аналогами - отсутствие выступающих швов между теми самыми плитами-«паззлами». То есть, на подделке можно упасть не только из-за того, что не удержался на коньках, но и просто зацепившись за стык плит. О неприятностях, случившихся за эти неполные две недели на «Есенинском» катке, знают и на ледовой арене «Оранжевый лед»:
- Там девочка недавно упала, фигуристка. Так ее платье за 7000 рублей выкинули после этого - отмыть было уже невозможно, - рассказал охранник арены, пока вел корреспондента к заливщику льда.
Представители обслуживающего персонала катка на предложение поговорить о новом объекте на Есенина только посмеивались, а один из работников на вопрос о своем отношении ко льду отрезал:
- Г*вно.
Заливщик льда Алексей, с которым удалось пообщаться в его коротком рабочем перерыве, был согласен с коллегами:
- Насколько я понимаю, у пластикового льда коэффициент скольжения хуже, нежели у настоящего льда или того искусственного, который заливаем мы.
- То есть у вас искусственный?
- Да, потому что мы его искуственно наращиваем. Настоящий лед возникает только в результате замерзания зимой. Наш замерзает снизу, а настоящий - сверху. На пластиковом льду, как на Есенина, придумали смазку, которая уменьшает трение между коньком и поверхностью качения. Но как бы они там не использовали свои разработки, все равно кататься так, как у нас, там невозможно.
На вопрос о том, стоит ли «Есенинский» вложенных денег, Алексей ответил поговоркой:
- Ленивый делает два раза, а жадный платит два раза.
После этого к разговору подключился директор «Оранжевого льда» Александр Кравченко. Содержание этой ледовой арены, по его словам, обходится в полтора-два миллиона рублей в зависимости от сезона. Кравченко уверен - на те деньги, что «ДСК» отдала за «Есенинский», можно было бы построить арену с хорошим льдом, трибунами и прочей нужной инфраструктурой.
Почему «Домостроительная компания» остановила свой выбор на синтетическом покрытии вместо ледяного, нам узнать так и не удалось. Заместитель генерального директора Геннадий не был настроен на обстоятельное общение, а в конце разговора вообще бросил трубку:
- Мы инвесторы - какая разница, «Супер-Глайд» ли у нас? Вы же не спрашиваете в магазине, когда выбираете колбасу за один рубль или за 100, где она была произведена?!
- То есть у вас не «Супер-Глайд? Ведь о том, что у вас именно он, написали все СМИ…
- Мало ли, что СМИ написали?! Мы приготовим свой пресс-релиз, но сначала нам нужно разобраться в проблеме. А пока мне не о чем с вами разговаривать.
По нашим сведениям, информация о том, что на «Есенинском» катке именно «Супер-Глайд», а не его аналог, была размещена на сайте «Домостроительной компании» - оттуда она распространилась по региональным и федеральным СМИ. Позже эта запись пропала из сообщения на сайте, но в нашем распоряжении остался скриншот, где указано:
- В 11-м микрорайоне Белгорода открыт каток «Есенинский» - социальный проект ОАО «Домостроительная компания». Это первая ледовая арена с искуственным синтетическим покрытием «Супер-Глайд в России.
Таким образом, «ДСК» дважды дезинформировала посетителей сайта: во-первых, на «Есенинском» катке не «Супер-Глайд», а его прототип, во-вторых, как сообщает «Global Synthetic Ice», синтетическим льдом «Супер-Глайд» уже оборудованы катки в нескольких российских городах, например в Саратове, Нижневартовске и Москве.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в «Global Synthetic Ice» подчеркивают, что рассматривают «Домостроительную компанию» прежде всего как обманутых клиентов и предлагают им льготные условия по поставке настоящего «Супер-Глайда» в Белгород. Согласится ли «ДСК» купить ещё что-нибудь для «Есенинского», будет ясно, когда компания опубликует собственный пресс-релиз.
Владимир Корнев, Любовь Шаталова