Жозеф Кастанье. Часть VII

Aug 21, 2024 22:57

   Продолжение. Предыдущая часть здесь

7. VI. Пещеры Семиречья

О пещерах Семиреченской области имеется очень мало данных.

В Пишпекском уезде, в Иссыгатинском ущелье Александровских гор, верстах в шестидесяти от Пишпека против минеральных ключей виднеется пещера. Чтобы до неё добраться, приходится переправляться через бурную речку Иссыгатинку. По описанию знатока местной этнографии г. Ф. Пояркова, который её посетил, Иссыгатинская пещера довольно высокая, короткая и неглубокая; на стенах её нет никаких надписей, или других каких-либо изображений. При осмотре не найдено в ней никаких остатков, или следов, которые бы говорили за то, что пещера эта когда-либо могла служить жилищем человека. Одни только дуваны (Туземное название юродивых.) в ненастную погоду иногда заходят сюда. При входе в эту пещеру находится небольшой холм, имеющий форму могильной насыпи; одни киргизы говорят, что это - могила их святого Иссык-Ата, по имени которого Иссыгатинское ущелье носит будто бы свое название, другие утверждают, что дуваны нарочно сделали этот холм, придав ему вид могилы.



В шести верстах от укрепления Нарынского по направлению к западу находится гора Аламшик, в которой имеется несколько сталактитовых пещер - «каменные дома», как их называют киргизы. Пещер этих так много, что редкий смельчак-киргиз решается отправиться туда, в виду большого риска заблудиться в них. Наружное отверстие входа в пещеры и открывающийся за ними коридор, длиною шагов в 10, настолько невелики, что путешествие по ним приходится совершать на четвереньках ... Наконец, попадают в небольшую пещеру, размер которой достигает двух аршин ширины, трех аршин длины и довольно большой высоты, увеличивающуюся еще тем, что значительная часть дна пещеры образует из себя пропасть глубиною сажен в две, оставив только вдоль стены небольшой карниз, по которому, с немалым трудом приходится пробираться к другому отверстию, находящемуся на противоположной стороне обрыва. Это второе отверстие приводит в другую пещеру... Пещеру эту можно назвать залом, по сравнению с первой пещерой, так как она в три раза больше первой; она такая же неровная и еще более грязная. Тем не менее эта пещера представляет очень интересный вид, так как все стены её и потолок покрыты разнообразного вида сталактитами; длиной самый большой из них около аршина, цветом они тёмно-серые или грязновато-белые; сталактиты эти замечательной твердости, так как, рубя топором, едва удаётся отбить несколько небольших кусков. В одной из сторон пещеры имеется колодец, в который необходимо спуститься, чтобы попасть ко входу в третью пещеру, так как вход этот находится на дне колодца, глубиною не более двух сажен. Очутившись при помощи каната на дне колодца, посетитель видит отверстие, ведущее в третью пещеру. Чтобы в неё попасть, нужно совершить неимоверно трудное путешествие по способу змеи. В этой пещере, как и в двух прежних, поражает обилие сырости и влаги: вода, стекая непрерывными каплями с потолка по сталактитам, превращает дно пещеры в какое-то месиво грязи. Так как одна пещера находится ниже другой, то, вероятно, накопляющаяся вода стекает последовательно из одной пещеры в другую и находит выход или где-нибудь y подошвы горы, или же в последней из ряда пещер, где образует подземное озеро.

В этих пещерах попадается немало костей животных и людей, a также уголь и зола. Туземцы утверждают, что на Аламшике, где находягся пещеры, ежегодно в осеннее время появляется священный огонь. Это поверье вызывает суеверный страх y окрестных жителей (Cм. A. M. Памятная книжка Семиреченского Статист. Комитета за 1898 г. т. II.).

В Пржевальском уезде, в нескольких верстах от укрепления Нарынского имеется огромная пещера, никем ещё неисследованная.

В Лепсинском уезде, по словам горнопромышленника С. П. Заверина, находится весьма интересная священная пещера, известная под именем Тас-бек-Аулие. Об этой священной пещере вот что сообщил мне г. Заверин: пещера Тас-бек-аулие находится у подножия Тарбагатая, в цепи хребта Чингиз-хана, в горе Конур-аулие-тау, приблизительно в 96 верстах от Сергиополя и в 40 - 45 верстах от ст. Урджарской в сторону китайской границы. О ней ходит много толков и легенд, как среди русских сергиопольцев, так и среди окрестных и дальних киргиз. Согласно всем этим ходячим рассказам, которые являются плодом фантазии и народного суеверия, пещера считается заколдованною и служащей увеселительным местом шайтана и его свиты. Основанием для этого мнения служили бесследные пропажи людей, как киргиз, так и русских, пожелавших исследовать пещеру, вошедших в неё и невозвратившихся более - очевидно, заблудившихся в ней и умерших голодною смертью.

Между прочим, старожилы передавали г-ну Заверину, что одному отчаянному киргизу лет около 70-ти тому назад, по счастливой случайности, удалось исследовать пещеру с начала до конца; по его словам, пещера простирается от гор. Сергиополя до китайского города Чугучака, на расстоянии почти 300 верст. Она будто бы имеет шесть выходов: первый - в 11 верстах от пикета Алтын-кола и недалеко от реки Талда-берлы; второй - между реками Батпак и Аягуз, в предгорье Акчетаевского хребта, что в 30 - 40 верстах от пикета Аягузского; третий - верстах в 15-ти от самого города Сергиополя; четвертый - в 40 - 45 верстах от станции Урджарской и недалеко от китайской границы; пятый - на китайской границе, на перевале Хабар-асу и шестой - в горной местности, приблизительно не доезжая по тракту до гор. Чугучака около 60-ти верст.

Исследователь-киргиз отправился в пещеру от гор. Сергиополя и вышел на противоположном конце её около Чугучака, потратив на своё путешествие около 4-х месяцев. Во время пути ему пришлось преодолевать всевозможные затруднения и препятствия: так он переплыл 7 довольно больших озер; по берегам двух из этих озер будто бы растут деревья и трава. По следам этого смельчака отправился другой киргиз, очевидно, близкий первому, но оттуда он не возвратился. В другой раз, один из пастухов богатого киргиза аула Алтын-кала, войдя в пещеру недалеко от реки Талды-берлы нашел в ней большой кусок золота-самородка, каковой показал своему хозяину, баю Зулкарнайну. Этот последний соблазнился богатой находкой и вместе с пастухом как-то ночью отправился на поиски. Об этом, разумеется, знали близкие бая Зулкарнайна; с этой ночи, (как только Зулькарнайн и пастух вошли в пещеру) они больше оттуда не возвращались. Родные долго-долго ждали возвращения своего бая и решили, что он, прельстившись золотом, попал в логовище самого шайтана и там погиб.

Все эти таинственные слухи и фантастические рассказы побудили многих русских смельчаков исследовать пещеру, но попытки останавливались почти всегда на пороге пещеры. Однако попытки нескольких офицеров местного гарнизона, кажется, увенчались успехом, хотя результаты их исследований остались неизвестными.

Г. Заверин пробовал было также исследовать пещеру со стороны Чугучака, но попытки эти не увенчались успехом; тогда он вошел в пещеру со стороны Сергиополя около ст. Урджарской. Результаты этой попытки оказались более удачными. «Снаружи,- говорит г. Заверин,- самой пещеры почти не видно; вход в нее очень узкий, похожий на круглое окно, прикрыт крышей красно-желтоватого известняка. Пещера находится в скале горы на высоте приблизительно 50 саженей от плоскости дна лощины (сая); чтобы дойти до пещеры, необходимо подняться через несколько сопок по дну лощины, расположенных холмами, высящихся вверх до 4 - 5 саженей одна над другой; затем перед ущельем есть небольшая скала, служащая площадкою для подхода к пещере. Наружный вход около двух сажен длины ведет в пустую пещеру; затем продолжение входа, длиною около 5 сажен, шириною не более 3-х сажен и высотою 6 - 7 сажен, составляет собою как бы особую комнату.

В этой пещере имеется три деревянных шеста (длиною около двух с половиною саженей); на одном из них, на верху на полотне есть изображение арабских букв и знаков, на других навязаны лоскутки материи разных цветов. Эти лоскуты - приношения киргизов, посещавших пещеру: дарами этими задабривалось сердце злого духа пещеры, чтобы он не закрывал им глаза и давал бы возможность благополучного хождения по пещере. Под потолком этой же комнаты вбиты в стену накрест четыре монгольских секиры, с одной из которых спускается густой конский хвост; в этой комнате царит полумрак; стены комнаты изобилуют выступами камней из породы известково-полевого шпата и покрыты налетом моховой и сине-зеленоватой плесени. В северной части этой передовой комнаты начинается самая пещера, вернее третье предверие пещеры, т. е. галерея, имеющая форму полукруглого овального свода; длина и высота её - не более 3 саженей, ширина галереи - полторы сажени, длина - около 40 сажен; тут царит абсолютная тишина и темнота. Пол галерей сплошь покрыт конскими костями и других животных. Затем пещера круто поворачивает на запад, и с этого поворота пол опускается небольшою полупокатостью. Поворот пещеры приблизительно 50 саженей; дальше пещера все в том же направлении начинает опускаться, временами довольно круто; то и дело попадаются ямы, выступы, нагромождения камней; при перепрыгивании камни, сдвинутые с своего первоначального места, с грохотом падают вниз - в ямы (колодцы) и, судя по звуку, на довольно большую глубину. Эта галерея тянется на 32 сажени, и в конце её пологого спуска показывается озеро; вода в озере прозрачная, чистая, пресная и очень холодная. На дне озера видны камни, покрытые какою-то продолговатою, тонкою, вьющеюся растительностью. Самое озеро немного продолговато, но приближается к форме треугольника, в окружности оно не более 120 сажен. Свод под озером - в форме купола; высота его неравномерна: от спуска входной пещеры к озеру - от 2-х аршин до 2-х саженей в среднем. Обойти сухим путем вокруг озера не представляется никакой возможности. На противоположной стороне виднеется отверстие, являющееся продолжением пещеры.

В шести саженях от озера, в главной входной нише, за большим камнем, обнаружился довольно широкий вход, первоначальное направление которого идет сначала на юг, а затем на север сажен около 12, тут ход образует полукруг на восток. Здесь стала попадаться такая масса ходов, что было рискованно углубляться вдоль или в боковые пещеры. На обратном пути открыты были 8 глубоких ниш, представлявших как бы вход во второстепенные пещеры.

У больших пещер стены покрыты в изобилии горным хрусталем. В одной из боковых пещер, в дальней западной части на полу лежало немало человеческих костей, а дальше в углублении находились очень большого размера котел и другие вещи.

Как видно из этого описания, священная пещера Тас-бек-Аулие представляет большой научный интерес. В ней, по всей вероятности, естествоиспытатели, археологи пи этнографы найдут обильный материал.

Кастанье, Пещеры

Previous post Next post
Up