Хрущевская оттепель привела и к некоторому потеплению отношений с США, благодаря чему в СССР появился первый американский потребительский продукт - «Пепси-кола». Произошло это после «Кухонных дебатов» 1959 года между Хрущевым и Никсоном, на тот момент - вице-президентом США при Эйзенхауэре. Это были несколько импровизированных диалогов на американской и советской выставках продукции, получивших свое название из-за того, что Никсон делал акцент на кухонной бытовой технике - в том числе только набиравшей популярность посудомоечной машине.
Во время одной из встреч Дональд Кендалл, вице-президент по маркетингу PepsiCo, отвечавший за международное развитие, уговорил Никиту Сергеевича выпить пепси-колу на камеру. Кендалл, к слову, был хорошим знакомым Никсона и даже оказался косвенным участником Уотергейтского скандала. В общем, после этого PepsiCo при активном содействии Госдепа подсадило советских граждан на газировку.
Первый завод, правда, открылся только в 1974 году, в Новороссийске. А за год до этого журнал «Огонек» опубликовал интервью с Дональдом Кендаллом, в котором тот рассказал о русских как надежных партнерах в бизнесе. Ингредиенты поставляли бартером, поскольку рубль был неконвертируемой валютой. В обратном направлении шел советский алкоголь - коньяк, шампанское и, конечно, водка. Именно тогда среди американцев стала популярна водка Stolichnaya, обойдя по продажам основанный русским эмигрантом бренд Smirnoff.
Для бартера использовались и другие товары, иногда весьма курьезные. В разгар Перестройки, в 1989 году, за очередную партию сиропа Москва отдала 17 списанных подлодок и несколько старых кораблей - компания потом продала их на металлолом. Это дало повод Кендаллу шутить, что он разоружает СССР быстрее, чем правительство Буша-старшего - хотя, конечно, все вооружение было предварительно снято.
В современной России Дональд Кендалл был награжден орденами Дружбы и Почета. Он умер в 2020 году в возрасте 99 лет. А после распада Советского Союза и появления свободного рынка россияне распробовали конкурирующую «Кока-колу», и многим она понравилась больше.
В качестве небольшого довеска - реклама времен Хрущева. Компания Coca Cola рассыпала хлебные крошки в форме названия напитка на площади Святого Марка в Венеции, которая славится обилием голубей.