Apr 23, 2012 22:22
Каждый писатель рано или поздно начинает задаваться вопросом - где находится тот мир, в котором существуют выдуманные им персонажи. И если у кого-то это довольно безобидное приторно-сказочное зашкафье или междуперронье, то остальные понимают, что нереальная реальность живет лишь в них самих. Эту идею можно осознавать по-разному. Одни просто оставляют в своем мозгу уголок для фантазий и живут нормальной жизнью. Другим кажется, что они создали дивный новый мир - они мнят себя эдакими демиургами, ссылаясь при случае на одну старую книгу, авторство которой приписывается Святому Духу и которая гласит, что в начале было Слово. А третьи перестают различать реальность и вымысел.
Что касается последних, то для того, чтобы окончательно не потеряться среди собственных словесных порождений, они нуждаются в проводнике. Им становится лирический герой - альтер эго, доппельгангер автора, со временем (или сразу) приобретающий демонические черты. Таков, к примеру, Черный человек Есенина. Таков и Ворон По. Посредник, связующее звено между двумя мирами, часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Трудно сказать, существовал ли в действительности один из героев фильма "Ворон" - пресловутый демон писателя, воплотившийся в наборщике-фанате подобно Эдварду Хайду (или, применительно к По, подобно Вильяму Вильсону) - хотя бы в опиумной дреме или вызванном обилием виски психозе умиращего гения. Но сама идея, легшая в основу фильма, не может не привлекать любого, кто имеет хоть малейшее отношение к литературе. Это сакраментальное "Я хочу поиграть с тобой в игру". Не развлечение и не невинная забава, а кошмар, сошедший со страниц. Игра, правила в которой устанавливаются сюжетной канвой только что написанных произведений, а ставка в ней - жизнь.
Уже ради такого, даже совсем не читав По, можно посмотреть "Ворона". А если учесть, что это "Сонная лощина" без мистики и гайричевский "Шерлок Холмс" без экшена и стимпанка, в котором неуловимо проскальзывают нотки трилогии про "Ганнибала Лектера" и в котором так атмосферно изображен готичный псевдовикторианский Балтимор (от Baltimore до Nevermore один шаг), кино становится почти шедевром. Почти - потому что до нужного уровня драматизма создатели не дотянули самую малость. Но пролить свет (или, может, тьму?) на последние дни американского классика им более чем удалось.
блог_жж_лучшее,
кинематограф_страны_США,
литература_авторы_классики_По,
медицина_аддикции,
!кинопись,
кинематограф_жанры_триллер,
человек_пристрастия_алкоголь,
философия_пессимизм,
!софофилия,
литература_жанры_ужасы,
философия_смерть,
личное_творчество_рецензии_кино,
культура_мифология,
история_новое время,
человек_творчество,
философия_эзотеризм,
страны_США,
природа_птицы,
кинематограф_персонажи,
человек_пристрастия_наркотики,
!буквоеб,
литература_страны_США