По жанру «Человек, который принял жену за шляпу» Оливера Сакса напоминает сборник биографий выдающихся людей. Все эти люди действительно выдающиеся - они как супергерои, только их сверхспособности являются не то чтобы отрицательными, а странными и бесполезными (или, в большинстве случаев, вредными).
С точки зрения социума каждый из этих бракованных образов и подобий Всевышнего серьезно болен, и их нужно изолировать - прежде всего, ради их же блага. Да и описывает этот паноптикум профессиональный и весьма опытный врач, который не лицемерит насчет «другой разновидности здоровья».
Безусловно, речь идет о заболеваниях, но Саксу удалось взять нужную интонацию, благодаря которой данное слово почти не несет в себе негативных коннотаций, становясь в большей степени отклонением от среднестатистической нормы, инаковостью. Он обходится и без дежурного сюсюканья в духе: «А у кого это у нас тут параноидальная шизофрениечка? Кому мы сейчас сульфозинчика вколем?» В словах Сакса слышится обычная человеческая теплота и сочувствие, не переслащенная гуманистическим пафосом.
Кроме того, автор подмечает действие универсального космического закона, которое видит далеко не каждый медик, не говоря уже об обывателях. Это правило гласит, что отклонение от нормы в отрицательную сторону компенсируется противоположным отклонением. Платой за абсурдистский юмор Вселенной, выразившейся в глазах человеков в психическом нездоровье, становятся обычно творческие способности, которым удается проявиться только когда для этого есть необходимые условия. В первую очередь понимание окружающих.
_____________
Мастерство: 8
Сюжет: 7
Реалистичность: 9
Читабельность: 9
Идеология: 8
Итого: 8,2