Один из новоявленных фетишей наших фанатов и фанатиков западных ценностей - «частная космонавтика». Из их восторженных излияний вырисовываются образы натуральных титанов духа, восхитительной помеси бизнес-гениев, филантропов и технократических провидцев. Эти полубоги описываются с таким придыханием и подобострастием, как будто с помощью своей сверхчеловеческой воли подрядили для запуска ракет лично свободную руку рынка. В контексте недавних аварий американской (или, как любят уточнять украинцы, американо-украинской) ракеты Antares и космического корабля SpaceShipTwo VSS Enterprise попробую добавить ложку критического дегтя в эту бочку льстивой патоки.
Вы говорите «частная космонавтика», как будто это что-то новое
Лично для меня, а уж тем более для специалистов это трюизм, но для кого-то, возможно, станет откровением: американская космонавтика частная по определению. Она всегда была, есть и будет частной. Это советские заводы и НИИ принадлежали государству и до сих пор принадлежат - как формально оставаясь ФГУПами (подобно Центру имени Хруничева), так и преобразовавшись в акционерные общества (РКК «Энергия» и многие прочие). Американские же компании космической отрасли как были частными, так и остаются. Это касается и авиастроителей, которые по-прежнему играют ключевую роль в американской космонавтике, и тех, кто специализируется на космических аппаратах и ракетах-носителях.
НАСА при этом играет руководящую роль, выполняя функции разработчика космических программ, контролёра, заказчика, распределителя государственного финансирования, а также оператора запусков, до недавнего времени - единственного. Собственно, то, что гордо именуется «началом эры частной космонавтики» - это просто передача функций оператора запусков в частные руки. Именно в таком узком смысле и нужно понимать этот термин.
Характерный пример. Упомянутый Antares - ракета-носитель, разрабатываемая частной компанией Orbital Sciences Corporation при содействии привлеченных в частном порядке украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш». На ней стоят двигатели, разработанные частной компанией Aerojet - это те самые модифицированные (читай: обработанные напильником) советские НК-33, купленные в 90-х, а изготовленные аж в 70-х. Ракета стартовала с частного космодрома Среднеатлантический региональный космопорт, который расположен на территории принадлежащего НАСА Центра полетов Уоллопс, и несла частный беспилотный «грузовик» Cygnus, построенный той же Orbital Sciences. Несколько лет назад запуск был бы осуществлен с самого Центра полетов Уоллопс, вот и вся разница.
Вы говорите «частная космонавтика», как будто это что-то хорошее
НАСА отказалась от монополии на запуски не от хорошей жизни. В начале нулевых стало ясно, что шаттлы доживают свой век. Особенно отчетливо это понимание проявилось после сгоревшей в 2003 году «Колумбии». А идущая им на смену амбициозная программа «Созвездие», которая предполагала не только орбитальные полеты, но и лунную, а в перспективе и марсианскую экспансию, не успевала заполнить лаг в 5-10 лет между готовящимися к сдаче в музей челноками и новым звездолетом Orion. Одновременно на рубеже миллениума получила развитие идея космотуризма.
Спрос родил предложение, и в США организовались несколько космических стартапов. Самым не то чтобы успешным (успех здесь пока весьма относителен), а, скажем так, далеко продвинувшимся на сегодняшний день является SpaceX. У Virgin Galactic дела тоже до недавнего времени шли неплохо. Эксперты прочили компании известного харизматика Ричарда Брэнсона майку лидера в заоблачном туризме. А 31 октября сего года ее рухнувший SpaceShipTwo похоронил с собой одного из пилотов - кажется, это первый случай человеческой гибели в истории частной космонавтики.
В 2010 году Обама благополучно завернул «Созвездие» по причине посткризисного безденежья и астрономических долгов. НАСА было предложено думать о высоком - в смысле, о научных исследованиях, - а в перерывах между думами коммерциализировать орбитальные полеты, вытащив их из коротких суборбитальных штанишек. Альтернативным неизбежным злом было попадание в лапы коварных русских, что в итоге и произошло: частники доверия не оправдали. Работы на базе «Созвездия» пришлось возобновить.
Сейчас детища стартаперов худо-бедно встают на крыло. Собственно, работоспособные ракету и корабль удалось пока создать только SpaceX, но и у них выпукло обозначились недостатки «частной космонавтики». Несмотря на всю мощь моральной и материальной господдержки, сроки затягиваются, на испытательных пусках экономят, а цены «ниже рыночных» на выведение грузов на орбиту (о человеках, разумеется, никто пока и не заикается) на поверку оказываются заурядным демпингом. Я не утверждаю, что государственная космонавтика лучше негосударственной, тем более в такой экономически ультралиберальной стране, как США. Но безысходности тут пока куда больше, чем прогресса.
Вы говорите «частная космонавтика», как будто это что-то частное
Владелец SpaceX Илон Маск, безусловно, большой энтузиаст, но вот назвать его бессребреником язык не поворачивается. Сразу скажу, что я не углублялся в его бухгалтерию, но в общих чертах цифирь примерно следующая. 100 миллионов долларов он выложил из своего кармана. Примерно столько же получил от венчурных фондов. Порядка 1,5-2 миллиардов получены от НАСА в рамках нескольких контрактов. Значительная часть этой суммы - аванс за будущие пуски. А общие поступления от контрактов на доставку грузов к орбите (преимущественно также авансовых) достигают 5 миллиардов. Такой краудфандинг 80-го уровня. Сейчас SpaceX строит собственный космодром в Техасе, и вновь власти (на этот раз местные) не остаются финансово безучастными.
Еще раз: американское государство не просто субсидирует SpaceX на сумму, которой всей российской космонавтике хватило бы на полгода безбедного существования, но и, тем самым, выступает сверхнадежным поручителем компании. А без этого Маск до сих пор бы собирал на коленке продвинутые аэропланы и запускал бы их вместе с соседскими ребятишками.
* * *
Если упростить описанную картину, США рассчитывали в короткие сроки заполучить VIP-такси с автомобилями представительского класса и вышколенными шоферами. А пока что у них кучка сидящих на крэке бомбил-эмигрантов на раздолбанных в хлам «шевроле», которых едва удалось научить не ездить по тротуарам и не игнорировать сигналы светофора. А до орбиты их подбрасывают суровые русские дальнобойщики.
П.С.
Первый блин на "Политраше" вышел не таким уж комом, если судить по моему попаданию в топ-3 суточных авторов и тому, что "Взгляд" возжелал
разместить этот текст в рубрике "Мнения" аккурат между председателем комитета Госдумы по международным делам и руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, аттестовав меня как публициста (я профессор публицистики, со мной мой адвокат) и снабдив это дело моей пиздатой фоточкой, где я такой на стиле в чорном куртане и китайских рэйбанах - не хватает только залысин, печатной машинки IBM Selectric и хорошего магнума 44 калибра.