Хорошая новость ко Дню космонавтики - США все еще нуждаются в российских ракетных двигателях, несмотря на недовольство американских «ястребов». Скажем пару слов об американской зависимости от России в сфере ракетотехники.
Ведущий российский разработчик и производитель жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) НПО «Энергомаш» подтвердил 12 апреля планы по дополнительным поставкам двигателей РД-180 в США. Согласно допсоглашению к действующему контракту, американской стороне будет передано 20 двигателей до 2019 года включительно. Как уточнил гендиректор предприятия Игорь Арбузов, «в настоящее время мы исполняем наши обязательства. Не исключаю, что вопрос продления нашего сотрудничества с партнерами также может быть рассмотрен».
Посредником в сделке, как и ранее, выступит американская фирма RD Amross - совместное предприятие «Энергомаша» и их коллег из США, крупной двигателестроительной компании Pratt & Whitney, а покупателем - United Launch Alliance (ULA), тоже совместное предприятия авиастроительных корпораций Boeing и Lockheed Martin.
В понедельник 11 апреля руководитель Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что РД-180 покупают, «потому что они являются на данный момент лучшими из всех существующих в мире с точки зрения показателя цена/качество».
РД-180 был создан в середине 90-х на базе советского РД-170 - самого мощного в истории ЖРД, который тоже одно время экспортировался в США. Он является полностью экспортной моделью и применяется в качестве маршевого двигателя первой ступени ракеты-носителя ULA Atlas V.
В 2014 году из-за антироссийских санкций, введенных Соединенными Штатами, возник серьезный вопрос о перспективах поставок. Конгресс США по инициативе главного недоброжелателя нашей страны, члена (ныне - председателя) сенатского комитета по вооруженным силам Джона Маккейна решил запретить новые контракты по российским двигателям. Одновременно конкуренты ULA, «частники» из SpaceX подали иск по поводу нарушения санкционного режима, который суд удовлетворил. Такое совпадение, а также некоторые другие обстоятельства дали повод подозревать Маккейна в неправомерном лоббировании интересов руководителя SpaceX, миллиардера Илона Маска, с которым тот поддерживает личную дружбу.
Эта компания недавно отметилась важным технологическим достижением - ей удалось посадить отработанную первую ступень ракеты-носителя, что открывает возможность ее многоразового использования. Однако для фанатов так называемой «частной космонавтики» заметим, что отличие SpaceX от ULA или любых других американских космических компаний - только в том, что это стартап,
ничего сугубо «частного» в нем нет.
Но вернемся к российским двигателям. В 2014-2015 годах шли жаркие дебаты по этому поводу, однако альтернатив так и не нашли. Максимум, что было предложено - собирать РД-180 на территории США по лицензии, однако и этот вариант пока представляется не таким выгодным, как продолжение закупок. В итоге в конце прошлого года Конгресс вновь разрешил поставки из РФ, хотя Маккейн сотоварищи не оставляют надежды воспрепятствовать этому. Что касается упомянутого судебного запрета, его, очевидно, удалось обойти за счет того, что был заключен не новый контракт, а дополнительное соглашение к существующему.
Вместе с тем, в США активизировались разработки собственных двигателей на замену продукции «Энергомаша». Этим в основном занимаются две компании - все тот же United Launch Alliance и Aerojet Rocketdyne. Они получили финансирование Пентагона на сумму 47 млн и 115 млн долларов соответственно, с перспективой увеличения до 202 млн и 536 млн долларов.
У ULA опыта разработки ракетных двигателей нет - поэтому она создает новую ракету-носитель Vulcan, на которой будут стоять двигатели производства Aerojet Rocketdyne, Blue Origin или XCOR Aerospace (возможны различные комбинации). О первой компании мы поговорим чуть ниже, две оставшиеся - это стартапы, причем если Blue Origin интернет-магната Джеффа Безоса еще может похвастаться некоторыми успехами в ракетостроении, то вот XCOR, кроме собранного буквально в гараже прототипа небольшого суборбитального аппарата для космических туристов, ничего продемонстрировать неспособна.
Aerojet Rocketdyne - концерн более солидный. Правда, его достижения уже стали историей: это двигатели выведенных из эксплуатации пять лет назад шаттлов, а также давно забытых ракет Atlas, Titan и Saturn I, запускавшихся на заре космической эры. Кое-что удалось приспособить для современных ракет-носителей (в частности, для Delta IV ULA), однако нынешние разработки Aerojet Rocketdyne смахивают на баловство - вроде двигателя Baby Bantam, полностью напечатанного на 3D-принтере.
Ах да, еще у компании имеется модель AJ-26 - слегка усовершенствованные советские НК-33, которые были закуплены после распада СССР со складов, оставшихся от советской лунной программы. Их устанавливали на ракеты Antares компании Orbital ATK, однако после аварии в октябре 2014 года и на волне негатива в связи с санкциями против РФ от их дальнейшего использования отказались. Изначально Orbital ATK тоже попыталась найти отечественную альтернативу, но быстро сдалась и объявила, что остановится на энергомашевских РД-181 - экспортной модификации двигателя РД-191, который стоит на перспективных российских ракетах-носителях семейства «Ангара».
Даже по самым оптимистичным прикидкам США смогут разработать аналог российских двигателей не ранее 2019-2023 годов.
via
ФАН