Деревянная коробчонка. ГАЗ-03-30 от Наш Автопром (Hongwell)

Feb 02, 2018 23:12

       Серийный автомобиль ГАЗ-03-30 (1933-1941, 1945-1950), выпускался на базе ГАЗ-АА. Автобусы послевоенных лет выпуска выпускались со сварными крыльями (две фотографии в центре, фотографии Д.Орлова). Число мест - 17. Общее количество выпущенных экземпляров - 18613 штук, до наших дней сохранилось три экземпляра - один в Риге и два в С.-Петербурге.
          Информация - отсюда.


Кадр из кинофильма "Утомлённые солнцем".
              Более же подробной можно считать историю Олега Тимирязева (туда произвольно навставлял разных фото по сабжу), опубликованную gofman на форуме коллекционеров масштабных моделей.
История: ГАЗ-03-30: 6 метров, 3 двери и 17 "детских" мест.

Три четверти века назад, в 1933 году, Горьковский автозавод освоил серийный выпуск автобуса модели ГАЗ-03-30, которому на долгие годы суждено было стать одним из наиболее массовых пассажирских транспортных средств общего пользования в провинции...

Первые массовые автомобили с маркой ГАЗ - полуторатонный грузовик ГАЗ-АА и легковой ГАЗ-А - являлись почти точной копией своих фордовских прототипов. Конструкция ГАЗ-03-30 в известной степени тоже представляла собой копию фордовского школьного автобуса, предназначенного для перевозки учеников в отдаленных сельских местностях, размеры, форма и отделка которого вполне соответствовали данному назначению. Но, к сожалению, для автобуса, предназначенного для работы на городских маршрутах, ГАЗ-03-30 обладал целым рядом недостатков: он имел угловатые формы, неудачное соотношение между основными размерами, малые вместимость и высоту кузова, высоко поднятый передок, а также страдал отсутствием вентиляции и освещения в салоне, сильной вибрацией и скрипами кузова при движении.


Вместе с тем нельзя было сбросить со счетов относительную простоту конструкции каркаса, хорошую проходимость и управляемость автобуса, его надежность в эксплуатации. Кузов ГАЗ-03-30 имел единственную - переднюю - дверь для пассажиров, что, конечно, создавало определенные неудобства при посадке-высадке, но вместе с тем такая компоновка позволяла сберечь площадь пола для установки дополнительных пассажирских сидений, допускала отсутствие кондуктора и способствовала увеличению общей прочности кузова. Всего же у 17-местного ГАЗ-03-30, имевшего габаритную длину около 6 метров, было три двери: передняя боковая правая, снабженная контроллером, позволявшим водителю со своего рабочего места управлять ею по своему усмотрению - для входа и выхода пассажиров, передняя боковая левая - для водителя, задняя - запасная.


Эксплуатация ГАЗ-03-30 выявила целый ряд проблем технического характера - таких, например, как перегрузка заднего моста шасси, которая при одновременной разгрузке переднего вела приводила к разбалтыванию передка и радиатора. Кантилеверная же подвеска задних колес способствовала разрушению рамы после значительных пробегов, но, увы, устранить перегрузку заднего моста и излишнее облегчение переднего на шасси с данной базой и при сохранении рентабельной вместимости автобуса и его внешних пропорциональных форм уже не представлялось возможным.


Одним из решений данных проблем, как полагали специалисты, могла стать постановка автобусного кузова на трехосное шасси с задней поддерживающей осью (именно по такому пути пошли, например, на ленинградском заводе АТУЛ, где на протяжении ряда лет массово выпускали пассажирские машины на шасси различных отечественных грузовиков). Подобная мера позволила бы увеличить грузоподъемность шасси до двух с половиной тонн, улучшить распределение нагрузки, довести до 25 число мест для сидения. Поначалу предполагалось, что в случае удовлетворительных результатов испытаний такой машины ее серийное производство вполне возможно организовать уже в 1934 году, однако этого не произошло: ГАЗ-03-30 производился практически в неизменном виде до тех пор, пока с конвейера не сняли двухосное шасси, то есть до конца 40-х годов, когда на смену этому автобусу пришел другой хорошо известный “капотник” - “651-й” модели.


Считается, что в общей сложности Горьковский автозавод, а если точнее - его кузовостроительное подразделение “Гудок Октября”, выпустил 18 613 автобусов модели ГАЗ-03-30. Из этого относительно небольшого количества по причине недолговечности конструкции кузова до сегодняшнего дня дошли считанные единицы - например, один из экземпляров, причем в рабочем состоянии и весьма аутентичный внешне, попал в ретро-коллекцию, находящуюся в ведении петербуржца Андрея Значко-Яворского.


Интересно, что на одном из столичных фестивалей “Автоэкзотика” лет восемь или девять назад можно было встретить человека, который пытался привлечь интерес посетителей фотоснимками, на которых без особого труда узнавались останки автобуса ГАЗ-03-30. Обладатель снимков утверждал, что они сделаны в Волгоградской области, а вот какой оказалась дальнейшая судьба находки, увы, неизвестно. Конечно, работа над подобной грудой металла и пиломатериалов могла бы занять не один год, однако в результате страна получила бы еще один образец техники, который, с одной стороны, утерянным навсегда считать нельзя, но, с другой стороны, и лишний “газик” для истории тоже никогда не помешал бы...

Олег ТИМИРЯЗЕВ
                Есть и не менее интересная выдержка якобы завода-изготовителя с комментариями специалиста...
ГАЗ-03-30 - советский автобус малого класса на шасси грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ.
Годы производства: 1933-1941 и в 1945-1950. Всего произведено 18 613 автобусов. (тут знаток автомобилей с форума Дитрих уточняет, что "Это известная Шугуровская цифра. К реальной действительности не имеет никакого отношения. Чтобы не показаться просто болтуном скажу, что она состоит из данных выпуска поставок шасси под автобусы на свой автобусный филиал ГАЗ-03 и только довоенный выпуск ГАЗ-55.
На самом деле всех автобусов ГАЗ-03 было сделано чуть меньше 15000 и то не все на самом ГАЗе.".)
В период Великой Отечественной войны производилась армейская шестиколёсная (6х4) модель ГАЗ-05-193 на шасси ГАЗ-ААА.
Служебный автобус «ГАЗ-03-30» представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, включая шофера. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Он изготавливался из древесины твердых пород или березы, а снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм, задняя - толщиной 0,6 мм. Кузов был трёхдверным: передняя боковая правая, предназначалась для входа и выхода пассажиров и была снабжена контроллером в виде длинного рычага с ручкой, позволявшего водителю открывать и закрывать дверь по мере надобности; передняя боковая левая была водительской, а задняя - запасной.
Для водителя была выделена кабина, имевшая отдельную дверь и снабженная мягким сиденьем со спинкой. Подушка сиденья использовала пружины, в то время как спинка пружин не имела, однако отличалась достаточной мягкостью. Такую же конструкцию повторяли и пассажирские кресла. Помимо водительской, в кузове были еще две двери. Входная, пассажирская, снабженная механическим затвором, с внутренней стороны имела ручку для открывания и закрытия. Дверь кабины водителя - лимузинного типа - оборудовалась поднимающимся боковым стеклом. Третья, запасная, дверь находилась в задней части автобуса и служила для аварийной эвакуации пассажиров. В кузове имелись 9 окон, 6 из которых могли открываться. В целях предохранения деревянного каркаса кузова от гниения в него были введены 12 вентиляционных решеток, расположенных под крышей над стойками окон. Ветровая рама кабины водителя могла подниматься, она крепилась на двух стойках и снабжалась вакуумным стеклоочистителем. Кузов изнутри освещался пятью плафонами с лампочками по 15 ватт. У автобуса были передний и задний бамперы (тут также им уточняется, что "В ГОСТе сказано, что бампер был только один.".). В верхней части кузова над ветровым стеклом устанавливался маршрутный фонарь, в котором размещались две лампы освещения маршрута по 25 ватт каждая. По обе стороны маршрутного фонаря располагались две створчатые вентиляционные решетки и два сигнальных фонаря с .10-ваттовыми лампочками. Крепление кузова осуществлялось болтами к кронштейнам, привинченным к раме автомобиля. Древесина, употреблявшаяся для каркаса кузова «ГАЗ-03-30», должна была иметь влажность не более 12%. В ветровую раму были вставлены стекла триплекс толщиной 4,5 мм без волн и желтизны, а в окна и двери - тройные бемские стекла.

Наружная отделка кузова автобуса «ГАЗ-03-30» должна была иметь следующий вид: крыша и борта до пояса окрашивались в светложелтый цвет; кузов ниже пояса, капот, кожух радиатора, фартук радиатора и диски колес - в темно-синий или темно-красный, крылья, брызговики. И бампера - в черный. Внутри потолок и стены оклеивались дерматином, им же обивались подушки и спинки сидений шофера и пассажиров. Раскладки окон и бортов протравливались и лакировались. Остальные поверхности покрывались масляной краской и лаком. Пол в проходе был выстлан планкой в продольном направлении и окрашен в черный цвет.

Автобусы послевоенных лет выпуска отличались упрощёнными угловатыми крыльями и прочими особенностями конструкции, аналогичными ГАЗ-ММ-В.
                Модель покупалась несколько лет назад, ещё в самом начале продаж, то есть где-то в 2011 году. В болотном цвете взял как наименее игрушечно выглядящую. Наверное, надо было всё-таки какой-нибудь из ярких в попугайских окрасках взять.
                Модели этого автобуса непромышленно выпускали мастерская Дока и мастер В. Лахтерман из Киева, обе они базировались на шасси модели завода "Двигатель"; собственными разработками были модели Vector-Models из Херсона и AGD.


Традиционно в начале - обший вид спереди:


Аншлаг, разумеется, смотрелся бы лучше, если б нес на себе пункты назначения с исторической привязкой.
Сигнальные фонари по бокам аншлага окрашены красной краской.
Дворник - выделенный чёрным цветов выступ на прозрачном пластике:


Над решеткой радиатора наклеена чёткая декаль, изображающая эмблему завода-изготовителя.
Фары головного света хороши.
Решетка радиатора весьма отчётлива. Полагают, что из всех моделей всех изготовителей моделей ГАЗ-А/АА/ААА она - самая геометрически верная.
Гудок простоват.
Отверстие под кривой стартер лишь намечено.
Хотелось бы видеть номерной знак, да ценовая категория для таких излишеств не та.
Протектор на покрышках неплох:





Вид сверху:


Тему минисравнений начну с предка. В данном случае - ГАЗ-3А, так как ГАЗ-2А других производителей нет:


НАП и двигателевский ГАЗ-ААА:


Слева в профиль:


Колесо переднее.
Довольно сердито. На боковинах покрышки никаких надписей и рельефа:


Салон отлит одной деталью из светлого пластика:


В нём - по-игрушечному миниатюрные сиденья. Не филигранное диповское исполнение, но невооружённым глазом воспринимаются адекватно:


Заднее колесо:


Автобус классом побольше - ЗИС:


Рядом с ЗИС-8 от МиниКлассик:


Общий вид сзади:


На крыше ничего интересного нет:


Имитации окрашенной в чёрный цвет планки в продольном направлении на полу не наблюдается:


Зазор между верхней и нижней частями автобуса значителен. Если приглядываться в определенных ракурсах.
На запасной двери для эвакуации пассажиров ручка отлита зацело с кузовом.
Фонарь сзади - та же красная краска, что и на сигнальных фонарях по бокам аншлага спереди.
ГРЗ недостаёт.
Задних бамперов не было потому, что под дверьми установили складную подножку, которая убиралась и становилась частью борта:







Вид справа по ходу движения:


Щель велика:


Все условно и игрушечно, но в ярких цветах:


Поставлю рядом двухосного "Яшу":


Газовский 03-30 (НАП) возле Я-6 (Владимир Волчанецкий):


Общий вид снизу:


Получше, чем ниочёмное донышко автолегендовских машинок:


Название модели и изготовитель:


Конечно, подбешивают вкрученные в кардан винты, но тут уж никто с моим мнением считаться не будет:


И напоследок - огромный ярославский "Гигант" Я-2:


Эта картинка во всей красе показывает, как несильно отличается развал у приведенного несколько выше двигателевского ГАЗ-ААА из прошлого века и качественной модели по технологиям нынешнего тысячелетия:


И 3/4 со штатива:











У модели "Наш Автопром" сужение кузова не начинается со стойки за первым окном, как у оригинала.
Также передняя панель кузова слишком широкая. Из-за этого крыша выглядит чересчур дутой, а лобовое стекло - узким:


Воображаемая пробка:








Спасибо за внимание!

Модель автомобиля: ГАЗ-03-30
Период выпуска прототипа: 1933-1941, 1945-1950 годы
Производитель: Наш Автопром/Hongwell
Дата выпуска: февраль 2011 года
Краткое мнение: аккуратный и дешёвыйОценка:
Качество: 4,5 из 5. Щель тянет на 0,5 балла.
Детализация: 3,5 из 6. В целом достойно.
Соответствие прототипу: 3,75 из 5. Узкое лобовое, дутая крыша, неверное расположение сужения кузова, широкая передняя панель, ненужные задние бамперы.
Узнаваемость: 2 из 2. Узнаваем таки.
Харизма: 4,0 из 5. Немного.
Коробочка: 1 балл из 1,75. В соответствии с градацией.
Итого: 18,75 из 24,75.
Вес: 87 граммов. Для автобуса немного.
Цена: рублей 300 с хвостиком. Покупал в каком-то офф-лайн магазине за больший прайс.

hongwell, 1940-е, газ, 1950-е, 1930-е, наш автопром

Previous post Next post
Up