Еще одного в копилку МАЗов. МАЗ-500 бортовой от ALF.

Dec 19, 2015 15:17

К 7 ноября 1958 года на Минском автомобильном заводе были собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503 перспективного бескапотного семейства - событие, во многом предопределившее дальнейшее развитие МАЗа. В конструкции первых образцов использовались узлы от автомобилей 200-го семейства (в частности, четырехцилиндровый двухтактный двигатель ЯАЗ-204). По мере подготовки автомобиля к серийному выпуску конструкция его непрерывно усовершенствовалась. Внешне же опытные автомобили разных лет создания можно отличить по экстерьеру кабины, который неоднократно изменялся - всего было создано не менее шести вариантов оформления кабины.
Первые серийные грузовики МАЗ-500 сошли с конвейера в марте 1965 года, при этом небольшие пробные сборки грузовиков МАЗ-500 на конвейере началась еще в 1963 году и все это время было использовано на отладку техпроцессов производства, зачастую совершенно новых для заводчан. Также одной из причин начала опытно-промышленного выпуска МАЗ-500 лишь в 1963 году являлась и та, что Ярославский моторный завод (до 17 апреля 1958 года - Ярославский автомобильный завод) смог начать устойчивый серийный выпуск V-образных 180-сильных шестицилиндровых дизелей ЯМЗ-236 для новой машины только в 1962 году, хотя формально серийно производиться они стали с октября 1961 года.
31 декабря 1965 года с главного конвейера сошел последний автомобиль 200-го семейства МАЗов и с 1966 года завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, постоянно наращивая их производство.
В создании новых машин принял участие целый коллектив конструкторов, возглавляемый Михаилом Высоцким. Вместе с ним трудились Н.Кузьмин, Л. Гилельс, А.Вагонный, И. Демидович, а также молодые художники-конструкторы Н. Янкова, Л.Лаврентьева и Ф. Ревзина. За создание большегрузных автомобилей и автопоездов семейства МАЗ-500 группе специалистов завода присвоили звание лауреатов Государственной премии СССР.
В отличие от предшественник, МАЗ-500 имел компоновку с кабиной над двигателем, что позволило несколько снизить вес машины и увеличить длину грузовой платформы, что в итоге привело к увеличению грузоподъемности на 500 кг, при этом эксплуатационный расход топлива снизился на 10%.


Базовым вариантом стал бортовой с деревянной платформой МАЗ-500 грузоподъемностью 7500кг с колесной базой 3850 мм. Автомобиль имел характерную декоративную облицовку решетки радиатора из 14-ти вертикальных ребер, кожух, прикрепленный к задней стенке кабины. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырех высших передачах и гидроусилителем руля. МАЗ-500 и благодаря мощному двигателю мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг, преодолевая подъемы крутизной до 20 градусов и развивая с полной нагрузкой скорость 75 км/ч. При этом его эксплуатационный расход топлива составлял 25 л на 100 км.
Переход на совершенно новую конструкцию без унификации с прежней, устаревшей, позволил внедрить множество прогрессивных технических решений. В их числе - планетарные редукторы в ступицах задних колес, гидроусилитель руля, телескопические амортизаторы двойного действия, а также откидывающаяся вперед кабина - принципиально новое для грузовиков большой грузоподъемности тех лет решение.


Новое «500-ое» семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал, седельный, лесовоз, шасси для размещения на нем различного специального оборудования и еще некоторые. Шасси МАЗ-500 долгие годы служило базой для установки широчайшего спектра спецнадстроек, при этом некоторые из них дожили и до наших дней!
В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100мм колесной базой и увеличенной до 8 тонн грузоподъемностью.
Историческая справка подробна и интересна, за что автору большое спасибо и уважение.


В моей деревне сейчас по дорогам все больше китайские самосвалы и японские грузовички ездят, а МАЗов вообще и уж пятисотого семейства в частности встретить невероятно сложно, да и наверняка те авто - переделки, и на них оригинальных деталей уже не так много осталось. Лично я их помню исключительно в конце восьмидесятых-начале девяностых, потом - как корова языком слизала. Да и в тот период моих воспоминаний их не сказать чтобы тучи были. Тем не менее, МАЗ 500-й серии - грузовик культовый, и модель его безусловно должна быть в коллекции каждого коллекционера/собирателя.
По какой-то непонятной причине семейство МАЗ-500 промышленно затронула только контора Наш Автопром, у которой он и вышел, соответственно, простоватым и без изысков. Но то была радость для многих, кто помнил и знал 500-й непонаслышке. Тем более что стоимость его была однозначно приемлемой. Хотя вот казалось бы: ГАЗ-АА - тоже полноценный грузовик, однако стоимость его - всего 300 рублей; так за что здесь просили уже 850? В голове невольно представляется наглый заказчик-барыга, решивший по-легкому срубить бабок.
Разумеется, в одном столь известном всем месте модель не обошли вниманием, а кое-кто даже взял штангенциркуль и после обмеров заявил, что кабина велика невероятно, а потому - барахло. Много позже высказывалось мнение, что те замеры якобы не так чтобы и верные, перемеряли, получилось так, что кабина в общем-то неплохо в размеры попадает… Истина где-то рядом. Осталось самому взять необходимый инструмент и удостовериться.
Речь в этом посте пойдет о грузовике бортовом, который, естественно, был и среди наповских машинок. Главком в свое время его (правда, с литерой «А» в индексе, что сути особо не меняет) описал достаточно подробно.
Кстати, также промышленно выстругали его и в журнальной серии АНС, но то был уже топливозаправщик с хронологически измененной кабиной с четырехзначным индексом на базе МАЗ-5334.
Непромышленно МАЗ-500 ваяют не так мало мастерских: КАН, Киммерия, ALF, ДНК, Ad-Modum (то, что приходит на ум в первую очередь). Все они имеют ту или иную степень приближенности к прототипу; мне в части геометрии известно немногое: вроде как самая копийная у КАН.
Сегодня будет представлена модель от ALF. Купил я ее в куче с тем же ЗИЛ-130 и КАЗ-606А у одного очень хорошего продавца.


Ну а теперь - как обычно - вид спереди:


На крыше - 3 люка, 7 ребер жесткости.
Зеркала заднего вида, как и дворники, выполнены пайкой из проволоки.
Эмблема завода-изготовителя, похоже, отливалась заодно с формой кабины, а потому под серебрянкой смотрится не очень четко. Травление с разноцветной окраской создало бы гораздо более приятное впечатление:


Странно, Игорь Денисовец пишет о 14-ти вертикальных ребрах на решетке радиатора, на модели их 13, а на прототипе вообще, сколько не считал по фото, получается 12. Видимо, учитываются и крайние боковые ребра, тогда с прототипом все сходится. В таком случае, на модели их получается 15.
За решеткой радиатора четко виден сам радиатор. К сожалению, он выполнен с этими ребрами одной деталью.
Головная оптика изготовлнена вполне себе на уровне. Это если не считать указателей поворота, которые покрашены краской.
Бампер рифленый, с проушинами. Хотелось бы видеть на нем номер:

Вид сверху:


Слева по хожу жвижения:


Вообще, салон покрашен ярко серой краской, спальное место, кожух отсека двигателя и руль с панелью приборов - черной, а сиденья - ярко-коричневые.
Ручки дверей не сделаны отдельными деталями::


Бензобак и ящик по левому борту:


Вид сзади общий:


На кузове изнутри обшивки нет:


Салон из заднего окна виден плоховато:


Рама, брусья на ней, кузов с выраженной фактурой дерева на досках.
Фонари выделены красной краской с каким-то лаковым покрытием:


Вид справа по ходу движения:


Колесо переднее. Фокус назад сместился, резкости на колесе - нема:


Запаска под кузлвом с правого борта. Можно разглядеть рисунок протектора. Думается, что резина харьковская:


Заднее колесо. Проблемы с резкостью те же, что и на колесе переднем. Перефотографировать было некогда:


Вид на модельку снизу:






Трехчетвертные изображения:








Водилы бортовых КамАЗа и МАЗа знали друг друга хорошо:


Однако пришлось парковаться возле старожила ближайшей стоянки - ЗИС-151:


Но получилось это как-то неловко:


Пришлось менять положение:


Теперь и старичка ЗИЛ-164А все устраивает:


На следующий день все слегка поменялось.
Крайним приехал ГАЗ-3902. Сдает назад:


Вот так и организовались места на стоянке:


Трехчетвертные полусбоку-сверху:








Напоследок - вот такая коробочка:


Модель автомобиля: МАЗ-500 бортовой
Период выпуска прототипа: 1965-1977 годы
Производитель: ALF
Дата выпуска:  -
Краткое мнение: МАЗ №2 в коллекции
Оценка:
Качество: 4,75 из 5. Никаких огрехов в сборке моей модели нет, кроме дефектов отливки (за это -0,25).
Детализированность: 4 из 7. Ручки дверей - минус 0,25. Задняя оптика и передние указатели поворотов - еще столько же. Донышко и борта внутри кузова без обшивки - плюс -0,25 за каждую. Итого: -1 балл.
Соответствие прототипу: 4,25 из 5. Минус полбалла из-за кабины. Есть ощущение, что она слишком маленькая, то есть чуть меньше, чем нужно по масштабу. И -0,25 за лишнее ребро жесткости на решетке радиатора.
Унаваемость: 2 из 2. Да узнаваем, чего уж там.
Харизма: 4 из 5. Харизматичен, все в порядке.
Коробочка: 2 из 7. В соответствии с градацией.
Итого: 21 из 31.
Цена: 3500 рублей с рук.

кустарщина, грузовики, 1970-е, маз, alf, 1960-е

Previous post Next post
Up