"Рынок удобных животных" Катя Крылова

Dec 24, 2024 06:58

В общем книга о том как люди, проживающие в мегаполисах, всё больше предпочитают заводить мелких животных. Как это отражается на рынке предложенмй таких животных и им сопутсвующих аксессуаров, а главное почему люди предпочитают завести маленькую собачку или кошечку, зачастую в ущерб отношениям или полноценной семье.

Мне возразили, что эта книга про биоэтику. но такая этика мне совершенно не близка.
Мне грустно такое читать.

Про биоэтику отдельно там два уровня. Один мной считывается как одна из форм концлагеря. Если Пелевина почитать, там же тоже про такое есть, в виде шютки. Мол, нельзя наглаживать животных это насилие над личностью кошки... Для меня это сюр, уравнивание животного с человеком. А читаешь книгу и понимаешь, что у этой шутки, есть вполне реальные факты, которые дают к ней пищу. Это нефига не постмодерн, это оказывается реализм! Для меня животные как были, так и останутся братьями нашими меньшими, а не "другие,но равные" . Другие, но равные, они в дикой природе, попал в дом человека, одомашнили твоих предков тысячи лет назад, ну всё без человека тебе не выжить - добро пожаловать в мир зависимых отношений. Это реальность.

С другой стороны по медицинским вопросам, например, про перенос к животному детско-родительских отношений. Когда здесь и сейчас за эвтаназию современные представители человечества борются для себя любимых, чтобы достойно, как это называется, уйти. То для животинок эта же современная часть человечества оплачивает дорогостоящее лечение, химиотерапию и так далее тяжело больных питомцев. И это в то время когда для них эвтаназия разрешена и доступна. Для меня это крайней формой диссонанса попахивает.

Чуть позже добавлю несколько цитат из книги.

УПД: Весело ли читать такое:

Нео­либеральные индивиды - это личности, которые думают о себе и относятся к себе как к инвестиционному проекту, постоянно работают над тем, чтобы повышать собственную ценность с течением времени, - пишет Уилсон. - Как человеческий капитал, личность всегда имеет перспективы для развития, экспансии, максимизации и оптимизации»10. Императив саморазвития побуждает людей оценивать любые отношения, не связанные напрямую с приобретением конкурентных преимуществ на рынке человеческих ресурсов, как второстепенные. А это значит, что резерв времени и энергии, которые можно потратить на заботу о животных-компаньонах, сегодня расходуется на работу.

Понятно, что не только от ухода за животными это время урезается. Первым под нож идут любовные и семейные отношения, которые просто не зарождаются потому что слишком сложны и трудоёмки. Сначала выбор делается в пользу животного, а потом в пользу животного о котором не очень сильно нужно заботиться.

***

Рост объемов, масштабов и сложности проектов повышает ответственность сотрудников за их реализацию. В результате интенсивность труда достигает критического уровня - интеллектуальная и творческая работа становится более опасной, чем некоторые индустриальные специализации, вред которых признан институционально и потому предполагает четкие правила техники безопасности и гигиены.

(это о том насколько задолбаны креаклы, что им уже не до любви и отношений, отдача не та и вкладывааться надо, проще взять животинку и вечерком потискать, она снимет стресс, а большего человеку и не нужно. И самое печальное, даже среди моей небольшой выборки знакомых я могу назвать пять человек, которые похоже слелали свой выбор (не знаю вынужденный или осознанный) в сторону мелкого зверья и отсутствия хотя бы партнера - слишком трудозатратно, не говоря уже о семье.

***

В перспективе утрата влечения к людям может способствовать росту спроса на животных-компаньонов. Как заметил Берарди, для некоторых людей физическая близость к телу человека без цифровых масок и фильтров становится неприятной. К такому телу «трудно прикасаться… трудно наслаждаться им»61. В отличие от людей, физические тела трогательных животных и их цифровые изображения идентичны и правдивы, а потому в равной степени привлекательны для созерцания и прикосновений - для потребления, опосредованного экраном, и в режиме IRL (in real life, «в реальной жизни»). Стремление спрятать свое тело под маской животного и одновременно избежать реального другого проявилось в субкультуре фурри (от английского furry - «меховой»). Представители этого движения социализируются, переодевшись в ростовые костюмы животных. Возникнув в 1980‐е годы как невинный фандом мультяшных антропоморфных зверей, к середине 2010‐х сообщество фурри эволюционировало в сторону сексуальной фетишизации. Опрос группы ученых, изучающих фандом фурри62, показал, что 96% мужчин и 78% женщин, которые причисляют себя к этой субкультуре, используют эротический и порнографический контент с зооморфными персонажами63. В 2017 году только в США насчитывалось 250 тысяч фурри, из них две трети - мужчины, многие - представители профессий, связанных с информационными технологиями64. И хотя для некоторых фурри, переживших опыт дискриминации или насилия, идентификация с животными персонажами остается лишь формой эмоционального эскапизма, многие представители движения занимаются как киберсексом, так и очным сексом друг с другом, не снимая костюмов животных. Подобно маскам, такие костюмы раскрепощают, позволяя полностью скрыть неглянцевое тело и все егонесовершенства. Неудивительно, что фандом фурри стал пространством для экспериментов с сексуальностью и гендерными ролями. В Японии утрата способности формировать привязанность по отношению к реальным людям проявилась в увлечении идолами - молодыми моделями, певицами и актрисами с кукольными лицами, а также аниме-персонажами и голографическими женами-дюймовочками с абонентской платой.

****

В США, как и во многих других странах, питомцев заводят ради компании. По оценке Американской ассоциации производителей товаров для домашних животных, в 2016 году в США число собак и кошек достигло 180 миллионов146. В этот период 45% американцев жили без детей и всего 33% - без питомцев147. В основном за счет миллениалов и центениалов (или «поколения зумеров»148) этот процент уменьшается с каждым годом, а число людей, готовых содержать двух и более питомцев, растет, как и их расходы: в 2021 году американцы потратили на домашних животных 123,6 миллиарда долларов - на 20 миллиардов больше, чем в предыдущем году149. Как и индейцы Амазонии, жители США считают питомцев своими близкими: в 2015 году 95% американцев заявили, что относятся к животным-компаньонам как к членам семьи, 45% опрошенных покупают им подарки на день рождения, а 31% респондентов время от времени готовят еду специально для своих животных150. В последние два десятилетия происходит смена мотивов, побуждающих людей приобретать питомцев: если раньше трудоспособные взрослые заводили кошек и собак в качестве компаньонов для детей или перед их появлением (для тренировки), то сегодня животных все чаще приобретают вместо. Во многом это обусловлено тем, что прежде стигматизированные модели романтического партнерства становятся социально приемлемыми. Все больше миллениалов предпочитают жить в одиночестве либо поддерживать свободные отношения с партнерами, откладывая создание семьи на потом. Многие выбирают жизнь в коммунах по интересам. Все больше пар, в том числе состоящих в браке, выбирают непродуктивный секс.

В свете этих тенденций домашние животные в США приобретают неофициальный статус компаньонов бездетности. В 2017 году социолог Андреа Лорен-Томпсон провела серию глубинных интервью с женщинами, которые сознательно откладывают рождение детей или хотят остаться бездетными до конца жизни. Результаты ее исследования показали, что животные-компаньоны воспринимаются как альтернатива детям, так как полностью удовлетворяют потребность в проявлении материнской заботы. При этом уход за ними стоит сравнительно меньше и позволяет вести привычный образ жизни151 - работать в офисе, ходить на свидания и встречи с друзьями по вечерам без необходимости вызывать няню. Согласно гипотезе Лорен-Томпсон, отношение к животным-компаньонам как к «почти людям», обладающим мышлением и эмоциями, укрепляет привязанность к ним. Это обстоятельство побудило ее причислить питомцев к числу факторов, способствующих сокращению рождаемости, наряду с изобретением контрацепции и доступом женщин к университетскому образованию. На фоне кредитного кризиса жизнь с компаньонами бездетности получила экономическое обоснование: в своей статье для Forbes персональный финансовый консультант, автор книги о разорившихся миллениалах Эрин Лоури подчеркивает, что содержание кошек и собак позволяет сэкономить на детях, что немаловажно во времена финансовой нестабильности152. Похожие аргументы приводят авторы статей для BBC, Reuters, USA Today и других изданий153 - постепенно вслед за США представление о животных-компаньонах как более удобной и дешевой альтернативе детям и внукам становится нормой глобальной культуры.

книги, livres

Previous post Next post
Up