Оригинал взят у
g_i_n_k_g_o в
Святой лимон югендстиля У москвичей - Канатчикова дача, у питерцев - Скворечник, а венцы чем хуже? У венцев есть Limoniberg, Лимонная, стало быть, горка. "Совсем уже куку, на Лимонную горку захотел?" - по-доброму подшучивают здравомыслящие горожане над своими друзьями, отмочившим какую-нибудь экстравагантную выходку. Мне почему-то кажется, плодово-овощные ассоциации арт-нуво заслужил: и если Сецессион в Вене дразнят "Золотой капустой", то The Kirche am Steinhof (она же - церковь святого Леопольда) - действительно, вылитый "Золотой лимон", он же - святой лимон югендстиля (Jugendstil's holy lemon).
Церковь построена на вершине холма Штайнхоф, на территории венской психиатрической больницы по проекту Отто Вагнера в 1907 году. Раньше территория была закрыта для посещения, и никто этой красоты не видел, а я так и не слышала до вчерашнего дня. В 1981 году территория стала доступна для всех желающих, и здесь есть на что посмотреть. Наш экскурсовод сказал, что, возможно, это единственная церковь в стиле арт-нуво в мире. Даже если она не единственная, она все равно прекрасна. А ведь в момент своего открытия она никому в Вене не нравилась.
Говорили, что сталь и бетон, из которых построена церковь - cуть "нечестивые" материалы. Выражали мнение, что безумцы растеряют последние крохи рассудка в этой церкви. Шутили, что сумасшедшие люди заслуживают сумасшедшей церкви. Авторитетно заявляли, что так церкви не строят - и действительно, ведь не строят. Пеняли Вагнеру на чересчур вызывающее сочетание белого и золотого, которое больше подходит могиле индийского махараджи, а не католическому храму в центре Европы. Император Кайзер Франц Йозеф II, который заложил фундамент церкви в сентябре 1904 года, на открытии не присутствовал и вообще больше никогда не поднимался на злополучный холм.
(маахонький оффтоп) Вот не угодишь на этого Франца Йозефа: мы же помним, что когда буквально через три года, в 1910 году, Адольф Лоос построил свой "Дом без бровей" (Loos-Haus) прямо напротив парадных ворот Хофбурга, бука и консерватор император всея Австро-Венгрии нашел здание "неуважительным", велел задернуть шторы и больше никогда не подходил к окну, выходящему на главную улицу Вены. Крутенек был Франц Йозеф, да, но и демократ, этого тоже не отнимешь. На холм не ездит, к окну не подходит, а ведь некоторые правители совсем по-другому рулят - помните одного такого с рабочим правилом "Нет человека - нет проблемы"?)
Коль скоро император уклонился от выполнения своих прямых императорских обязанностей, церковь официально открывал эрцгерцог Франц Фердинанд (да-да, тот, которого потом убили в Сараево), и он не постеснялся критиковать автора проекта в присутствии всех участников церемонии. "Но Отто Вагнеру в то время было 63 года, он уже был состоявшимся, признанным мастером, у него было много денег и он, в общем-то, сильно не расстроился. Даже несмотря на то, что после этого проекта он больше не получил ни одного заказа от правящего дома", - прокомментировал эту критику наш экскурсовод.
В общем, церковь получилась слишком модная, слишком современная, и в конечном счете ее терпели здесь только потому, что она была построена за пределами города, и находилась на закрытой территории "убежища лунатиков". Но вы только посмотрите, какие шикарные блики на стенах от ангельских крыльев.. А в натуре все круче ровно в тыщу раз.
Храм был заново отреставрирован в 2006 году, и пока сверкает, как новенький. На позолоту ушло два кило золота, и больше 17 миллионов долларов, но каждый грамм/доллар себя, как можно убедиться, оправдал. В плане здание представляет собой равносторонний греческий крест. Общая высота - 44 метра, из которых 25 метров приходится на купол. Облицована церковь каменными плитами из белого каррарского мрамора. На двух башнях-колокольнях сидят двое: святой Леопольд, покровитель земли Нижняя Австрия, и Святой Северин, мифический миссионер Дунайского региона. Святой Леопольд держит на ладони Kirche am Steinhof, на башне которой сидит Святой Леопольд, который держит на ладони Kirche am Steinhof.
Сфотографировать ладонь святого Леопольда у меня не очень получилось, попробую в следующий раз.
Карниз и ангел
Карниз, ангел и ангельская тень
Я обязательно съезжу туда еще, и не только посмотреть на церковь. Территория госпиталя занимает 144 гектара и на ней расположено более 60 зданий и павильонов, и все - в стиле арт-нуво. Фонари, светильники, решетки, скамейки, дверные ручки и оконные переплеты ждут своих ценителей. Хоть я и подостыла к югендстилю, уж больно его много окрест, но все же до сих пор любопытствую. Парк там замечательный, есть где погулять. Профиль же госпиталя лет десять как уже не специфический: кроме психиатрического отделения, здесь теперь расположены и кардио-, и пульмонологический центр.
Однако не все горожане иронизируют на тему лимонов для безумцев. Некоторые, настроенные более романтично, называют церковь Kirche am Steinhof Золотым Куполом Белого Города, подразумевая под Белым Городом весь комплекс лечебницы. Возможно, правы и они. Красота, как известно, в глазах смотрящего.
Немного о технических характеристиках. Церковь рассчитана на 800 человек. Вагнер проектировал здание с учетом всех возможных нюансов ментального здоровья прихожан: необычно широкие скамьи с закругленными углами и гранями, несколько запасных выходов, просторные проходы, туалет для пациентов, комната первой помощи. Наш экскурсовод особенно упирал на функциональность постройки. "Art has to fit the living, the only mistress of art is necessity," Wagner said. Но меня больше всего впечатлило настоящее море света. Я раньше никогда не видела такой светлой, сияющей церкви. В отличие от традиционных христианских церквей, сориентированных по оси запад-восток, эта церковь построена на оси север-юг. Поэтому солнце, по словам нашего экскурсовода, освещает ее весь день. Солнечные лучи струятся внутрь церкви то из северного окна, то из южного. А там есть, куда струиться, уж поверьте.
В церкви нет рисунков, все изображения выполнены мозаикой. Дизайн алтарь был разработан художником Remigius Geyling, а мозаика выкладывалась в течение полутора лет в мастерской Леопольда Форстера.
Чуть ближе
Совсем близко. Беспроигрышное сочетание золота и глубокого синего.
Изначально Вагнер предполагал, что в этой католической церкви можно будет проводить службы представителям различных конфессий, и планировал устроить здесь место для проведения еврейской или протестантской службы, но нехватка финансовых средств, а точнее то, что средства ему безжалостно урезали, не дали этим планам осуществиться. Однако сейчас, как с гордостью сказал наш экскурсовод, здесь устраиваются свадьбы и крестины для людей самых разных вероисповеданий. И это очень мне понятно: церковь именно что свадебная. А вовсе не сумасшедшая.
Детали
Люстры. Не удалось мне найти, кто их спроектировал, а на экскурсии я, похоже, этот момент проворонила. Но учитывая, что по словам нашего экскурсовода, Отто Вагнер обдумал каждую деталь, включая арт-нуво исповедальни и арт-нуво облачение для священника, проводящего здесь службы (интересно, была ли эта его идея претворена в жизнь, и если да, то где можно увидеть ризы? - в этом месте я тоже ушами прохлопала), то припишу дизайн светильников так же ему. Постеснялась я попросить их включить, так что сфотографировать получилось только при дневном свете.
Ниже - фотография из сети, автор - некий Tim Bonyhady, которому повезло и он видел люстру зажженной:
Алтарь слева
Роскошные витражи были созданы еще одним из основателем Венского сецессиона - Коло Мозером (Koloman Moser) на пике его карьеры, и наш экскурсовод потратил минут тридцать, чтобы привлечь наше внимание ко всем их деталям. Он скромно заметил, что может подробнейшим образом пересказать историю жизни каждого из персонажей, изображенных здесь, но из гуманных соображений делать этого не будет. Из гуманных - потому что в церкви был конкретный дубак. Не топят они ее зимой, а все из-за того же консерватизма Франца Йозефа. Который урезал финансирование, и запланированное Вагнером отопление вылетело в трубу. Поэтому церковь зимой практически законсервирована. Редкие туристические группы изредка забредают сюда, но зимние холода гонят их прочь из храма. На улицу, погреться. Так что кто есть кто на этих витражах, я толком не знаю.
Витраж с другой стороны
В основном же я запала на ангельские крылья, собранные из павлиньих перьев. Обычно у ангелов (у того же Метатрона по версии Догмы, скажем), скорее лебединые, белоснежные перья. А тут прямо в глазах рябит. К тому же ангелы Мозера разительно отличаются от привычных нам барочных толстощеких младенцев с зачастую злыми мордашками. Здесь это высокие стройные девушки, мечтающие о чем-то своем, девичье-ангельском. Те, по крайней мере, которые наверху.
Которые по бокам - те больше похожи на ангелов-парнишек. С синими, как у соек, крыльями.
На этом я, пожалуй, закруглюсь. Для первого раза, мне кажется, вполне достаточно впечатлений. Но все равно еще раз съезжу. Мне - понравилось.
Официальный сайт церкви Святого Леопольда Ам-Штайнхоф церковь Святого Леопольда на Вики