Очередное большое человеческое спасибо уходит дорогой
jurgium за прекрасный роман Донны Тартт "Тайная история". Если бы я ориентировалась на горе-рецензии на эту книгу в интернете, боюсь, что руки у меня до нее не дошли бы никогда. У народа невероятная каша в голове творится! Рецензирующие почему-то хором обещают нам мистический детектив, лихо закрученный триллер и прочую дребедень, забывая о главном. А в чем главное, спросите вы? Все просто. Это отличный "человековедческий" роман, написанный великолепным языком и сдобренный глубинным пониманием психологии сапиенсов и неплохим знанием античной культуры.
Да, убийство в книге тоже будет (и нет, это не спойлер). Ну и попытку воспроизведения древней вакханалии можно с натяжкой считать тем самым мистическим элементом, ага. Но вообще книга для любителей психологических пасьянсов и наблюдений за играми в кошки-мышки человеков разумных.
Главный герой, с высоты некоторого количества прожитых лет, вспоминает историю, случившуюся в колледже с ним и его однокашниками. Жуткую историю о том, как они убили своего друга. Он скрупулезно раскручивает перед читателем всю вереницу событий, начиная с первого дня их знакомства и заканчивая психологической агонией после преступления. Почему они это сделали? Чем оправдывали свое решение? И главный вопрос - кем же они были на самом деле, и что их связывало?
20-летний Ричард сбегает из опостылевшей Калифорнии и недалеких родителей за тридевять земель, в Вермонт, чтобы изучать древнегреческий язык и литературу. Приехав к колледж, он сталкивается со своими будущими соучениками - пятью молодыми людьми, которых окружает некий ореол причастности к избранной касте. Что сразу делает их невероятно привлекательными в глазах новичка, стесняющегося своего тоскливого прошлого и нищенского настоящего. Его новые друзья красивы, богаты, эрудированы. Та самая золотая молодежь, в ряды которой ему так мучительно хочется попасть. Они разговаривают между собой на древнегреческом и латыни, досконально разбираются в античной истории и культуре и живут в каком-то своем искаженном мире, далеком от общепринятых в современном обществе норм. Возможно, они бы так и остались кучкой безвредных инфантильных юнцов, копошащихся в древних рукописях, если бы их эгоцентризм и претензии на нестандартность не культивировались их чокнутым на всю голову преподавателем.
Ричарду их наставник кажется настоящим небожителем - умным, талантливым, блестящим. На самом деле, он - заурядный кукловод (этакий Карабас-Барабас от филологии). Но чтобы это осознать, героям романа придется повзрослеть. А именно взрослеть они и не собираются. Они пьют, глотают транквилизаторы, рассуждают о нормах античной психологии, сорят деньгами и лелеют мысли о собственной невъебенности. Пока эти мысли не доведут их до ручки, ага.
Дивная-дивная-дивная книга! Местами жуткая совершенно, но оторваться от нее невозможно ни на секунду. А уж тем, кто учился лет надцать назад на всяко-разных филфаках, этот роман принесет еще и кучу мелких ностальгических радостей. Ага, читая высоколобые пассажи юных гениев об античной литературе, сопровождаемые неумеренным потреблением спиртного, я не без улыбки вспоминала другой филфак и других гениальных инфантилов с пальцами веером. Какими же идиотами мы были на первом-втором курсе, а? Хорошо, что хватило ума вовремя спуститься с неба на грешную землю. А то ведь все могло очень плохо закончиться. Как у героев "Тайной истории", например.
Ну, и в сотый раз повторю, что книга великолепная. Просто чудо.