Этот материал пока не пошел в журнале, пусть временно здесь повисит, для хороших людей. Тема все та же - внутренняя, потаенная Франция, которую мало кто видел.
Les cabanes de Breuil
Французское слово "la cabane" переводится на русский как хижина, домик, шалаш, сарай, лачуга, халупа или каталажка. Но то, о чем я хочу вам сейчас рассказать, не подходит ни под одно из приведенных значений, а потому назовем их на смешанный, русско-французский манер - кабанки.
(Дальше много фото).
Настоящие кабанки - это вовсе не шалаши и не сараи, а круглые каменные домики, такой степени древности, что ученые иной раз просто теряются при их датировке. Круглые дома древних людей, наших пра-прародителей, они сохранились в Аквитании, разбросанные по холмам и долинам возле реки Дордонь и ее притоков, в 450-и километрах на юг от Парижа. Иногда они стоят на вершинах таких скал:
Или невдалеке от замков, которых в краю Дордонь около тысячи.
Кабанки не подвластны времени, и, если их специально не разрушали с применением орудий, они стоят веками - таков секрет их строителей, высчитавших оптимальные методы выкладывания камня без раствора и подпорок, от основы до заключительного камешка-"помпона" на верхушке острой круглой крыши. Дом - как прихотливый орнамент, камешек зацеплен за камешек, все они держат друг друга, составляя единое целое. Иногда такой круглый желтый домик с темной каменной крышей-колпачком, сложенный из маленьких осколков местного известняка, стоит вдоль дороги, или он примыкает к хозяйственным постройкам старинного сельского дома, намекая, что он-то и есть прадедушка этой фермерской усадьбы, с которого когда-то она начиналось.
Маленькие одинокие кабанки - прибежища древних пастухов, а довольно большие круглые дома с каменным очагом и окнами - место зимнего ночлега овечьих отар и самого их хозяина. Вид у домиков сказочный и архаичный, как у жилища горных гномов, и сами они похожи на гномиков, усевшихся отдохнуть после трудов. Их доисторическим строителям не отказать в чувстве красоты - кабанки стоят в центре завораживающих пейзажей, на вершинах холмов, с которых видны колеблющиеся в солнечном мареве долины, соломенные поля, отдаленные горы, как голубые слои акварели, неровно наложенные друг на друга, иногда мерцает синим изворотливая узкая река Дордонь, матушка этих мест, за тысячелетия промывшая себе путь в известковых скалах с пещерами древних людей-троглодитов.
А в чём тайна этих домов, я не могу рассказать, но они магнетически завораживают взгляд, так, что не оторваться, хочется трогать их руками, впитывать тепло, накопленное желтыми камнями за столетия.
Может, настоящий дом, как само понятие Дома, и должен быть скругленный, как яйцо, без всех этих наших нервных углов? Круглый прочный Дом с горящим очагом, где отдыхают люди в деревянных сабо и их дети, где рядом греются овцы и птица, сохнет собранное зерно, лежат фрукты и пахнет хлебом, молоком и цветочным сеном...
Я искала в долине Дордони одиночные кабанки и радовалась им, когда местный фермер, веселый бородатый Доминик, владелец рощи грецких орехов, рассказал мне и моему спутнику про целую деревню, ферму из древних кабанок в Breuil, возле St-Andre-des-Allas. Уникальный древний архитектурный ансамбль, внесенный в государственные реестры, как исторический монумент, может быть, единственный такой на всю Францию. Каких-нибудь десять километров от областной столицы, средневекового города Sarlat, немножко дороги-серпантина по заросшим дубами холмам - и мы в деревне круглых кабанок, собственности семьи, живущей там с 18 века. "Вы русские?! Фантастика", - потрясенно сказала немолодая дама, хозяйка каменной деревушки, спросившая о моем, ей незнакомом, акценте. Видимо, мы были первыми русскими в Брёйле.
Это маленький странный музей-ферма на мягком зеленом откосе холма, там до сих пор живут люди, возле колодца бегают пуховые цыплята и надменно расхаживают гуси, коричневый ослик с челкой-щеткой живет в загородке из древесных стволов, кролики жуют сено в своих клетках, созревшие сливы падают на землю, а из желтых камней выложена даже собачья будка.
Павлин посмотрел на нас высокомерно и убежал, отказавшись позировать. А ослик и гусь не возражали.
Не свежеслепленная подделка, не Диснейленд - все настоящее, живое, дышит, все для работы, пользы и радости. Пахнет лавандовым ветром и скошенной травой, собранной на поле у леса в круглые таблетки, шелковые стебли кукурузы сияют на солнце, плавно уходят в перспективу, и висит голубоватая дымка в воздухе, говорящая о счастье, покое и вечности.
До 50-х годов 20 века эти домики использовались по их прямому предназначению - дед и бабушка нынешних хозяев держали в них зерно, скот и птицу, растапливали каменный очаг. В одной из кабанок хозяева усадьбы трогательно и с любовью сделали экспозицию старинных сельскохозяйственных орудий, передававшихся в семье из поколения в поколение - среди связок сухих цветов развешаны серпы и косы, деревянные цепы и медные угольные лампы, инструменты, которыми пользовались дед и бабушка нынешних обитетелей, говорившие на древнем и полузабытом местном языке ок, сильно отличающемся от французского.
Под навесом там стоит даже заржавевший маленький трактор "Фордзон", той самой марки, которая широко поставлялась в СССР в 20-30-х годах, на которых пахала стахановка Паша Ангелина и герои "поднятой целины".
Древний секрет выкладывания кабанок сейчас утрачен, старые мастера умерли, один из круглых домиков Брёйля остался недостроенным. Теперь люди пытаются восстановить забытые методы строительства, но способ этот настолько уникален, что даже с применением современных методов расчета прочности и устойчивости, напряжений и изгибов, у строителей получается только подобие старинных гармоничных круглых домов.
А ведь несколько сот лет назад таким способом выкладывались даже многотонные крыши огромных башен местных замков, и остроконечные крыши эти держатся до сих пор. Мы были в таком замке, где сохранилась уникальная башня XII века. Хозяин шато рассказал нам, что в начале ХХ века над башней была построена модная железная крыша. Тут-то и начались несчастья - под новой крышей загнили балки, отсырели перекрытия башни, завелся грибок и жучки начали истачивать старинное дерево. Владельцы замка хватились вовремя и нашли уникального мастера, владевшего древней техникой выкладывания каменных крыш без цемента и скреп. Мастер за несколько лет сложил крышу по-старинному, из больших осколков известняка, не пропускающую дождь и создающую необходимую вентиляцию помещений. Старинная башня "выздоровела", перестала гнить и стоит до сих пор.
У кабанок свое "золотое сечение" - возле земли стены должны быть ровно в метр десять толщиной, в середине стены - 70 сантиметров, а у крыши ровно метр.
Каркасы стен и сводов, "вуты", - чуть толще, они выстроены из более крупных камней, несут основную нагрузку и мягко, идеально ровно изгибаясь, смыкаются у крыши.
Самый верхний тяжелый камень на острие крыши, ключ, замыкающий строительство, держит весь круглый домик, и если его снять - слоями может посыпаться вся крыша, своды, стены - как распускается рядами вязаный свитер с незатянутой последней петелькой. Крыша сказочной избушки, сложенная из темного известняка весит, слегка так, 3 тонны, однако держится веками, конструкция получается очень прочная. Вечность застыла в кабанках Брёйля.
Дата постройки этой деревни неизвестна, в 15 веке здесь жили монахи-бенедиктинцы, которые записали в своих летописях, что кабанкам Брёйля уже тогда было, как минимум, 15 столетий, история их уходит в "ночь времен", во тьму веков.
Мимо них проходили римские войска, рядом бушевала столетняя война, сменялись народы, сеньоры, короли и царства, а древние круглые домики из солнечного известняка все стояли под своими колпачками-крышами, прочно упершись в землю Перигора.
В 18 веке сюда пришли трое строителей, которые обновили деревню-ферму, вывели по кругу маленькую кузницу, да так и остались здесь жить. Один мастер умел правильно добывать камень для кабанок, (благо, плато желто-оранжевого известняка лежит сразу за деревней. Верхние, серые камни плато - для изготовления крыш, нижние, желтые пласты - для стен кабанок), - ведь это очень важно, отколоть каменные пластины нужного размера и веса, в этом часть секрета.
Второй мастер умел лучше всех выкладывать стены, а третий знал тайну круглых крыш. Деревушка стала колыбелью многих мастеров, артистов древнего строительного ремесла. Пра-пра-пра...внучка одного из этих мастеров устроила на своей ферме этот странный музей. Семья хозяев деревушки ищет секрет строений и пытается строить новые кабанки, разными методами укладки камня, один из которых - романский, второй - еще более древний.
Но новодельные домики у них получаются неровные, лохматые, как дикобразы, без древнего изящества, которым всегда отмечена настоящая функциональность, выверенная веками.
Хозяева приглашают посмотреть фильм про историю фермы Брёйль, они приготовили для гостей и их детишек эдакие наборы "сделай сам" - на площадке стоят игрушечные кабанки меньше метра высотой, рядом с ними лежат аккуратные горки осколков известняка, а специальный инструктор объясняет методику строительства. Можно попробовать самому выстроить круглый каменный скворечник, но, как ни старайся - все равно он получается неуклюжий. На ферме можно перекусить, хозяева устроили стойку под навесом, где продают домашние напитки и еду.
А еще в Брёйле мы разгадали, вернее, попытались разгадать, загадку знаменитого средневекового дома-"шишки" в городе Сарля, столице Черного Перигора. За городским древним резным собором Нотр-Дам стоит удивительное архитектурное сооружение - высокий, абсолютно круглый дом с чешуйчатой каменной крышей, странный, не имеющий аналогов, как желтая ракета на старте. В нем круглая комната с камином и с тонкими резными колоннами, а крыша, высокая крыша-шатер и просто бесмысленна, в ней только одно окно, узкое, как щель, а снизу нет лестницы наверх. В справочниках указана только дата постройки здания - XII век, дальше значится: "назначение строения неизвестно", ученые разводят руками - башня-не башня, жилье-не жилье, храм-не храм...
А я думаю, (конечно, это гипотеза), что какой-нибудь внезапно разбогатевший хозяин такой же маленькой фермы из домиков-кабанок, перебрался жить в местную столицу и решил там выстроить себе дом, "в точности, как у дедушки", но только лучше, выше и моднее, из настоящих тесаных камней, на зависть всем своим прошлым соседям. Наверное, купил себе землю недалеко от церкви, в самом центре города и выстроил свою супер-кабанку, самую большую и лучшую в мире.
Он не знал, наивный гордец, в своем двенадцатом веке, что архитектура пойдет развиваться совсем в другом направлении, а его "идеальная кабанка", тогдашняя вершина инженерной мысли здешних мест, прекрасная и бессмысленная ракета в небеса, задаст загадку ученым через тысячу лет.