Принимать решения и нести ответственность

Dec 05, 2008 13:34


   Вот здесь я сказал: "Основное свойство, которым должен обладать мужчина - это умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки. В противном случае, это не мужчина, а просто.. существо мужского пола."

Давайте внесём ясность и раскроем понятия "принимать решения" и "нести ответственность".

•  Принимать решения

Тут всё просто. В большинстве ситуаций: ежедневно, ежеминутно - человек оказывается перед неким выбором стратегий своего поведения. Выбор есть всегда, даже когда он выполняется неосознанно. Например, сейчас у вас есть выбор: продолжить читать этот пост, или заняться чем-нибудь другим.

Умение принимать решения - это навык выбирать из множества действий то, которое развивает ситуацию наилучшим образом.

Иными словами: есть некая целевая функция, которая помогает определить "выгодность" для человека той или иной ситуации (подробнее - здесь). Это не обязательно собственная выгода - это может быть и благополучие близких, и смерть врагов, и мир во всём мире, и смесь всего этого в каких-то долях. Навык принимать решения - это навык выбирать сценарий, для которого значение целевой функции будет максимально.

Заметьте: вовсе не обязательно, что это действие будет объективно правильным. Оно должно быть лучшим по мнению конкретного человека, и не более того.

Когда человек может испытывать затруднения с принятием решения? Например, когда для всех вариантов его целевая функция выдаёт одинаковые значения. Например, если для человека деньги и дружба равноценны, то он будет мучиться дилеммами типа: "друга подставлю - деньги получу", "друга не сдам - но денег не будет". Такого человека называют нерешительным.

Решительность сама по себе - далеко не всегда положительное качество. Ребёнок, регулярно предпочитающий поиграть на улице вместо того чтобы делать уроки - донельзя решителен - только в его "целевой функции" удовольствие от игры стоит выше процессов получения знаний и взбучки от родителей.

Второй вариант затруднений с принятием решения - это когда целевая функция не определена. То есть, когда человек сам не знает, что он хочет. Тяжёлый случай, требующий более глубокого выяснения причин подобного отклонения.

Таким образом, навык принимать решения - это следующий комплекс навыков:
•  умение видеть множество всех возможных вариантов действий
•  умение выставлять приоритеты (задавать целевую функцию) для текущей ситуации
•  умение из всего этого множества вариантов выбирать

Изначально большинство решений за ребёнка принимают родители. За ребёнком остаются решения в духе "какой погремушкой сейчас поиграться". По мере взросления, всё больше и больше решений человеку приходится принимать самостоятельно. Считается, что к совершеннолетию стандартный человек способен самостоятельно принимать любые решения, определяющие собственную жизнь и судьбу.

По мере дальнейшего развития человек учится принимать решения, касающиеся не только себя - но и других. Принимать решения за других. Это может быть и управление своими детьми в период их младенчества, и управление подчинёнными сотрудниками на работе.

Например, родитель решает, в какой детский садик отдать ребёнка. Это решение определяет дальнейшую жизнь ребёнка, но ясное дело, Трёххлетний человек не в состоянии проанализировать всевозможные варианты и принять решение. Это за него делают родители.

Навык принимать решения за других обычно более сложный, так как в этом случае число вариантов больше, а целевая функция содержит не только собственные интересы, но и интересы тех, за кого эти решения принимаются. Впрочем, это не обязательное утверждение, и вполне возможна ситуация, когда принять решение за кого-либо гораздо проще в следствие примитивности целевой функции.

В ситуации, когда человек не способен принять решение, он или мечется от одного варианта действий к другому, совершая непоследовательные поступки, или чаще пускает ситуацию на самотёк. Обратите внимание: не "принимает решения ничего не делать" - что означало бы осознанный выбор этой стратегии как оптимальной с точки зрения целевой функции, а именно никакого решения не принимает и ждёт, как развернутся события при его пассивности.

Почему это так злит окружающих людей? Потому что пассивность позволительна только в позитивных жизненных ситуациях: когда человеку хорошо ему не надо ничего делать. Когда окружающая ситуация становится негативной, её изменение, как и любая другая борьба с энтропией требует вложения энергии - то есть действий.

Действия - это разумный акт человека, и за каждым действием стоит принятое решение совершить это действие - принятое самим человеком или кем-нибудь за него. Человек, не способный принять решение не способен совершить действие в отношении возникшей негативной ситуации. В худшем случае он садится сложа руки, в лучшем - делает то же самое, что и делал вчера (ходит на работу, и т.д.).

Поэтому неспособность принимать решения зачастую приводит к бездействию, и как следствие - к не способности улучшать собственную жизнь.

•  Нести ответственность

Есть ещё один навык, тесно связанный с навыком принятия решений. Это навык нести ответственность за свои поступки. Формализовать это понятие с повседневной (не уголовно-правовой) точки зрения - не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Ответственность - это навык идентификации событий - как последствий собственных действий, или принятых решений.

В будущем времени, когда решение ещё не принято, ответственность - это глубина просчёта того или иного варианта развития событий. В прошлом времени, ответственность - это навык установки причинно-следственной связи между тем, что происходит сейчас и тем, что ты сделал когда-то.

В случае отсутствия этого навыка человек в упор не видит связи между событиями и теми его решениями и действиями, которые на них повлияют. Например, безответственный ребёнок не понимает, что если он сейчас не будет хорошо учиться, то потом не сможет найти высокооплачиваемую работу. По-отдельности он эти два понятия прекрасно осознаёт, но всё равно надеется, что причинно-следственная связь между ними не наступит.

Принимая решение забить на домашнюю работу - ребёнок надеется, что училка не спросит. С его точки зрения, причинно-следственная связь между событиями "несделанная домашка" и "двойка по алгебре" - оказывается нарушена из-за малой вероятности быть вызванным к доске (1/30 из всего класса).

С другой стороны, патологический двоечник может быть гораздо более ответственной личностью - так как сознаёт неизбежность последствий, но его целевая функция в настоящий момент имеет другие приоритеты, а учиться в технаре ему не кажется ни сколько зазорным.

Навык - это не означает видеть свою вину во всём происходящем. Гиперответственность - когда человек приписывает совершенно не зависящие от него событиям последствиям своих действий - так же патологична, как и отсутствие ответственности.

Типичная дорога к гиперответственности - это путаница зависящих и независимых от человека причин. Обычно для этого используются тезисы "я должен был это предвидеть" или "я мог бы это предусмотреть". Главное - это навык здраво оценивать причинно-следственную связь между событиями в каждой конкретной ситуации.

В случае, когда человек принимает решения, определяющие не только его жизнь, но и жизнь его близких (детей, подчинённых) - область ответственности увеличивается. Под причинно-следственную связь попадают не только события, происходящие с ним самим - но и с теми, за кого он принимал решения.

Ответственность - это навык видеть последствия своих действий. Чем выше уровень ответственности человека, тем тяжелее ему даётся принятие решений. Но тем больше вероятность, что принятое решение будет оптимальным, с его точки зрения.

Ответственность сама по себе ещё не гарантирует положительного исхода событий. Генерал, посылающий роту солдат на верную гибель, несёт ответственность за свои действия. Но если благополучие родины для него выше жизни солдат - решение будет принято, а ответственность на себя взята.

Когда человек говорит "я в ответе за кого-то" - это означает, что он признаёт причинно-следственную связь между своими действиями и поступками своего подопечного.

Есть ещё обратная связь: между уровнем ответственности и принятием решений. А именно: высокий уровень ответственности вынуждает человека принимать решения.

Механизм этого предельно прост: находясь в состоянии бездействия, в случае возникновения проблем - человек чувствует свою вину в ухудшении ситуации, и начинает испытывать психологический дискомфорт. Если при этом человек умеет принимать решения и может ситуацию изменить - хорошо. Иначе, начинается стресс, истерия и хорошо если включатся механизмы психологической защиты.

Почему мы не любим безответственных людей? Потому что причинно-следственная связь реально существует. Если наш уровень ответственности выше, чем у товарища, то мы начинаем видеть эту связь раньше него. И возмущаемся тому, что он её не видит, и не корректирует по ней свои действия.

Резюме:
•  Навык принимать решения - это навык выбора оптимального варианта.
•  Ответственность - это умение видеть причинно-следственную связь между своими действиями и происходящими событиями.

Д/з:
•  Верно ли, что чем выше интеллект человека, тем выше у него уровень ответственности, и лучше развит навык принимать решения?
 

Мир глазами программиста

Previous post Next post
Up