Восприятие музыки как процесс

Aug 17, 2013 23:17

Немного теории по восприятию музыки из теоретической части диплома.
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях: перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения [3].
В процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации.
В течение «первоначального восприятия - «ознакомления» с содержанием музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений.   Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Профессиональные, возрастные, образовательные факторы накладывают существенный отпечаток на динамику развертывания музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три прослушивания.
Исследования А.Л.Готсдинера [6], В.М.Теплова[21], посвящены  изучению стадиальности развития музыкального восприятия в раннем возрасте.
Так, А.Н. Сохор выделяет 1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие, 2)стадию слушания, 3) стадию понимания и переживания, 4)стадию интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают слитно, нерасчлененно [19].
М.Ш. Бонфельд [3] выделяет три стадии понимания музыки для профессионалов и три стадии понимания музыки для неподготовленных слушателей (Рисунок.1.1). Всякая последующая стадия должна неизбежно включать в себя предыдущую как бы в «свернутом» виде. Разрыв между областями наслаждения и познания чреват потерей понимания художественной, т.е. самой важной составляющей музыкального текста.


Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии музыкально слуховой деятельности, содержанием которой является готовности к восприятию. Установка в значительной степени от слушательских ожиданий и от  ситуации музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта.
Установка в значительной степени детерминирована и эмоциональным состоянием, предшествующим акту восприятия. Она проявляется в степени активности и избирательности восприятия: субъект может быть всецело поглощён слушанием музыки или слушать, будучи занятым какой-либо другой деятельностью (так называемое комитатное восприятие).

3. Бонфельд М.Ш. «Понимание музыки как психологический процесс» / Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства / Под ред. Е. Малянова, К. Мартиндейла, Е. Березиной, Л. Дорфмана, Д. Леонтьева, В. Петрова, П. Лочера. - Пермь: Администрация Пермской области, Пермский государственный институт искусства и культуры; М.: Смысл, 2005.- 355 с.
6. Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология» / А.Л.Готсдинер - М.,1993
19. Сохор А.С. «Социология и музыкальная культура» / А.С. Сохор, - М.,1975
21. Теплов Б.М. «Проблемы индивидуальных различий. Психодлогия музыкальных способностей» / Б.М. Теплов. - М.,1961

восприятие музыки, музыка, теплов, бонфельд, психология искусства, интересное, психология, сохор, готсдинер

Previous post Next post
Up