Ну что, дорогие друзья, едем смотреть просторы нашей Родины дальше! На сей раз далеко от столицы уезжать не будем. Отправляемся в
Сергиев Посад. Выбор города определен прочтение книги Александра Проханова
«Господин Гексоген». Герой романа отправляется в Сергиев Посад для поиска ответов на вопросы, которые не дают ему душевного покоя. Я лично не искал ответов и советов, мне интересен очередной культурный островок нашей страны.
Поездка выпала на первый день зимы. Снега уже к этому моменту достаточно, а вот мороза нет - температура около нуля. Добраться от Москвы до пункта назначения элементарно - садимся на электричку, час в пути, и мы на месте. Как раз таки железнодорожный транспорт - это тоже один из немаловажных факторов. Люблю я на поездах ездить.
Самой большой достопримечательностью города является
Троице-Сергиева лавра ndash; крупнейший православный мужской монастырь России. Кому будет интересно, можете прочитать на википедии о монастыре: очень хорошо изложены основные вехи. Лавра находится на расстоянии километра с небольшим от вокзала. Найти ее не составит никакого труда.
На переднем плане виден мостик через реку
Кончура, протекающую через Сергиев Посад. Когда-то река была судоходной, но в настоящее время превратилась в совсем маленькую речушку.
За мостиком - Часовня Пятницкого Колодца. Кирпичная восьмигранная ярусная постройка в духе московского барокко. Построена на рубеже 17-18 вв. над источником, по преданию связанным с преподобным Сергием Радонежским. Находится в ведении Троице-Сергиевой лавры. Об истории этого места по сей день не утихает спор: является ли Пятницкий колодец тем самым источником, который был чудесно обретен по молитве Преподобного Сергия?
Через дорогу от часовни видим Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле. Зимний храм при Введенской церкви, стоит к северу от неё. Одноглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, выстроена во 2-й половине 17 в. на месте каменного здания 16 в. Второй престол Михаила Архангела. В 18 в. несколько перестроена. Закрыта в 1928, отреставрирована в 1968. Возвращена верующим в 1991, подворье Троице-Сергиевой лавры.
Рядом с ней (левее) - Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле. Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 году на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в 1740. Второй престол в алтаре Константина и Елены. Закрыта в 1928, в 1968 частично отреставрирована. Возвращена Троице-Сергиевой лавре в 1991, для регулярных богослужений не используется.
И, наконец, на заднем плане расположилась Троице-Сергиева лавра с Успенским собором (здание с 4-ми синими куполами), колокольней (самое высокое здание).
Перед входом в лавру было ну просто огромнейшее количество голубей, которые, к моему удивлению, настолько уже привыкшие к людям, что взлетали только по какому-то, только им известному, сигналу, не обращая ни на кого внимания.
А это как раз вид на Пятницкую и Введенскую церкви от входа на территорию лавры (Святых ворот). Справа - Пятницкая башня.
Пятницкая церковь.
Большую часть кадра занимает красавец Собор Успения Пресвятой Богородицы. Главный монастырский собор, стоит по центру территории лавры. Строился с 1559 на вклад царя Ивана Грозного, окончен в 1585 при царе Федоре Иоанновиче. Большой кирпичный пятикупольный шестистолпный храм, воспроизводящий объемную композицию Успенского собора московского Кремля. В алтарной части устроены приделы Феодора Стратилата, мученицы Ирины и Николая Чудотворца (устроен в 1609). В крипте под собором, при усыпальнице московских митрополитов, в 1898 на средства Е.С. Ляминой устроен придел Всех Святых, в 1920-х упраздненный, а в 1981 восстановленный как храм Всех Святых, в земле Российской Просиявших, с приделами Иннокентия Московского и Собора Радонежских Святых. В главном храме уцелели росписи 1684. Богослужения в соборе прекращены в 1920, возобновлены в 1946. В соборе хранятся мощи св. Иннокентия, митрополита Московского (+1879) и преподобного Максима Грека (+1556). У западной паперти собора в палатке погребен царь Борис Годунов с семьей. Крипта под собором в конце 19 - 2-й пол. 20 вв. служила местом захоронения митрополитов, а позже патриархов Московских.
Далее - Часовня надкладезная. Постройка типа восьмерик на четверике с ярусным завершением, пример небольшого сооружения в духе нарышкинского барокко. Сооружена в конце 17 в. над колодцем у юго-западного угла Успенского собора.
На переднем плане - Сень над крестом - это декоративно оформленный бассейн для освящения воды, который укрыт сенью, выполненной в виде изящного шатра с куполом и крестом. Постройка бассейна производилась на Соборной площади монастыря в 1872 году. В середине бассейна установлен крест, горизонтальная перекладина которого является источником подачи целебной воды, которая поступает сюда из Успенского кладезя.
В правом углу кадра - Обелиск. Памятный обелиск был установлен в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона (Левшина) посреди соборной площади. Сужающийся кверху четырехгранник обелиска поднят на высокий постамент, украшенный четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром.
В правом углу кадра видно, как народ поднимается к Колокольне. В центре кадра - Сень над крестом и Памятный обелиск. На заднем плане между ними - Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор). Выдающийся памятник раннемосковского зодчества. Белокаменный собор выстроен в 1422-1423 при игумене Никоне на средства великого князя Василия I и Юрия Звенигородского как храм-памятник для хранения мощей преподобного Сергия Радонежского. Четырехстолпный одноглавый
трехапсидный собор с
позакомарным покрытием. Западная паперть пристроена в 16 в. С юга к собору в 1548 пристроен одноглавый бесстолпный придел преподобного Никона Радонежского, сооруженный над погребением преподобного Никона (капитально перестроен в 1623). С запада к Никоновскому приделу примыкает притвор, устроенный на месте явления преподобному Сергию Богоматери - т.н. Серапионова палатка (1559, 1826). В 18 в. устроена четырехскатная кровля, в 1829 к собору пристроена северная паперть. В соборе уцелели росписи 1635 и иконостас начала 15 в., написанный мастерами школы Рублёва. Богослужения прекращены в 1920, возобновлены в конце 1940-х. Собор реставрировался с 1920-х, в 1966 восстановлено позакомарное покрытие. В соборе покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского (+1392). В Никоновском приделе мощи преподобного Никона Радонежского (+1428), в Серапионовой палатке под спудом мощи святого архиепископа Серапиона Новгородского (+1516), митрополита Иоасафа Московского (+1555) и игумена Дионисия (+1633). В 15 - 16 вв. в соборе хранилась одна из самых известных икон России - чудотворный образ Троицы Живоначальной письма Андрея Рублева.
А это просто елочка рядом с Троицким собором.
Колокольня Троице-Сергиевой лавры из-за стен монастыря.
Каличья башня (передний план) - самая необычная в ряду других одиннадцати башен Троицкой крепости, неприступный каменный пояс которой надежно защищает святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Очевиден невоенный характер архитектуры Каличьей башни. Необычно ее название - «Каличья». Она не похожа на другие башни крепости, зато своим ступенчатым силуэтом напоминает колокольню Лавры. Каличьей ее стали называть из-за калитки в воротах. Калитка в закрытых, как правило, воротах требовалась для повседневного сообщения с многочисленными хозяйственными дворами, располагавшимися севернее Лавры.
В центре кадра - Колокольня - квадратный в плане пятиярусный столп, утвержденный на мощной подземной платформе из скрепленных известью валунов. Над платформой, на трехметровом белокаменном цоколе, возвышается нижний двухэтажный ярус, служащий надежным основанием для остальных четырех ярусов - открытых арочных звонниц. Над верхним пятым ярусом возвышается обшитая медью восьмиметровая золоченая корона. Венчает корону и колокольню четырехметровый золоченый крест. Общая высота колокольни - 88 м. Колокольня Лавры - первая среди монастырских колоколен России по высоте, красоте, разнообразию и изяществу отделки, один из лучших архитектурных памятников стиля барокко.
Левее колокольни виден центральный купол Успенского собора. Правее - Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Часовня у источника
Саввы Сторожевского - деревянная часовня, увенчанная главкой на крестчатой бочке, рядом с чтимым источником к северо-западу от лавры, в долине реки Кончуры. Сооружена в 1990-х, рядом обустроена купальня.
Никогда раньше живьем не видел барбариса (легендарные леденцы не считаются).
Гулял по городу, дом приглянулся.
Церковь Илии Пророка - одноглавая каменная церковь в духе переславского барокко с трапезной и колокольней, построена в 1765-1773, трапезная и колокольня перестроены в 1876-1878. Приделы в трапезной Димитрия Ростовского и Иверский (с 1878). Единственная из городских церквей, не закрывавшаяся в годы советской власти.
Церковь Всех Святых на Кокуевском кладбище - каменная однокупольная кладбищенская церковь в стиле ампир с трапезной и колокольней. Построена на средства Г.А. Ломова в 1834. В трапезной Покровский придел. Закрыта в 1938, капитально перестроена. Возвращена верующим в 1997, частично отремонтирована. Подворье (скит) Троице-Сергиевой лавры.
И напоследок - вокзал - место начала и окончания путешествия. До новых встреч, друзья.