Инстербург (Черняховск). Поместье Альтхоф

Mar 31, 2022 20:05

Если ездить по Калининградской области с людьми, хорошо ее знающими, то можно увидеть такие остатки былого, которые и сегодня, в распаде и разрухе, сохраняют черты благородства и красоты. Только нужно вглядеться.
Полную историю поместья приведу в конце, а фотографии буду иллюстрировать небольшими кусочками текста из проекта  История. Люди. Память.
"Альтхоф.
Так назывался поселок на западе Инстербурга. Сейчас этот посёлок носит название Портовый. На одноименной улице рядом с авторемонтным заводом находится дом с башней, бывший ранее господским домом имения Альтхоф, название которого в переводе с немецкого означает «Старый двор». Там, где теперь стоит завод, и было поместье.
Построено оно было одновременно со строительством замка Инстербург в 1336 году рыцарями Немецкого ордена. Это было передовое укрепление (фольварк, около 1400 га), в функции которого, помимо обороны, входили и хозяйственные заботы о пропитании братьев Ордена.
Во время Тридцатилетней войны (1618 - 1648) имение представляло собой летнюю резиденцию вдовствующей шведской королевы Марии Элеоноры, сестры Великого курфюрста Фридриха Вильгельма (1642 - 1655), зимой её местопребыванием был замок Инстербург.
В 1734 году были возведены новые постройки вместо старых. Остатки этих строений можно видеть и сейчас, например, господский дом, бывший тогда управлением королевского удела (домена), и башни-«голубятни»."





Открытка не датирована, но рискну предположить, что это на рубеже 19 и 20 веков.




"Над окнами верхнего света садового зала, где была пристроена деревянная веранда, были вмонтированы пять однотипных тондо, розетки из стилизованных листьев, украшающие стены пристройки главного дома со стороны Цауперна, маскароны лесных духов: бородатые их лица переходят в листья аканта."
Нынче трогательно выглядят яркие живые бегонии рядом с не менее яркими искусственными цветами.


Фантастическое смешение уродливой пристройки из силикатного кирпича и остатков деревянного и лепного декора.


"Новый главный вход расположился на деревянной веранде при торцевом фасаде первого этажа пристроенной башни-голубятни у новопосаженного дерева, где прорезные деревянные конструкции образуют ступеньку над порогом. Веранда была в то время овита диким виноградом, служа иллюстрацией к двум тондо - медальонам, изображающим сцены из древнегреческой жизни"


"Омовение рук служанкой длиннобородому старцу, сидящему на римском курульном стуле"


А это не знаю, возможно, романтическая сценка.












Господский дом














"После французских войн король Пруссии испытывал сильную нужду в деньгах, потому был вынужден продать Альтхоф вместе с Цауперном (пос. Школьный) инстербургской семье Кэзвурм. В середине XIX века имение оказывается в качестве приданого в собственности доктора-правоведа Августа Брандеса (дата рождения неизвестна - 1893). Таким образом владельцем поместья стал юрист доктор Брандес, женившийся на наследнице этого имения. Почитаемое семейство Инстербурга Брандесы являлись крупнейшими землевладельцами Восточной Пруссии.
Дата «1868» на башне-голубятне указывает на последнее архитектурное переоформление поместья его последним обитателем"


Ну ведь совершенно ренессансная башня, не правда ли?





Со двора.








Улица Портовая


Одна из сохранившихся хозяйственных построек.


Вот теперь полная история поместья с небольшими повторами текста, использованного выше..
"Построено оно было одновременно со строительством замка Инстербург в 1336 году рыцарями Немецкого ордена. Это было передовое укрепление (фольварк, около 1400 га), в функции которого, помимо обороны, входили и хозяйственные заботы о пропитании братьев Ордена.
Тогда же построены были хранилища, сараи, бойня и другие хозяйственные постройки. С 1374 года начал работать в Альтхофе и конный завод с двумя жеребцами-производителями, 50 кобылами, 60 швайке (боевая лошадь) и многочисленными жеребятами.
Во время нападения на замок и Альтхоф литовцев под водительством Свидригайло все постройки были сожжены до основания. Однако уже в 1382 году конный завод насчитывал 18 кобыл.
После преобразования Пруссии в герцогство в 1525 году Альтхоф, так же, как и другие городские дворы, перешел под управление герцога под названием «Наш двор». Альтхоф - Инстербург становится государственным уделом с прежним назначением. Вокруг простирались удельные поля, включавшие 3 хутора и 31 деревню и, на кромке доисторической долины, над усадебным двором, возвышалось здание управления.
Во время Тридцатилетней войны (1618 - 1648) имение представляло собой летнюю резиденцию вдовствующей шведской королевы Марии Элеоноры, сестры Великого курфюрста Фридриха Вильгельма (1642 - 1655), зимой её местопребыванием был замок Инстербург. Марией Элеонорой была заложена липовая аллея в хутор Цауперн (пос. Школьный, Портовая ул. к западу от поместья до поворота на юг к Калининградскому шоссе), сохранявшаяся до 1945 года как памятник живой природы. Эта аллея по сей момент сохраняется в качестве улицы: более половины деревьев продолжают расти вдоль аллеи. В своих письмах Мария Элеонора упоминала о красивой липовой аллее в Альтхофе.
Предположительно, в Альтхофе также бывали курфюрсты Иоганн Сигизмунд в 1614 году, Георг Вильгельм в 1632 году, Георг Фридрих в 1639 году, неоднократно Фридрих Вильгельм I и будущий король Фридрих II в 1735 году. В 1704 году был отмечен князь Казимир Чарторыйский, Великий подчаший литовский (почётная должность в ВКЛ, которую занимали только магнаты из знатных родов, чья роль была испробовать напитки для великого князя), в немецких источниках ошибочно называемый «воеводой», «с обширным придворным штатом».
В 1645 году курфюрст Фридрих Вильгельм сдал поместье в аренду легендарному генералу Пьеру де ля Каву, губернатору Пиллау, с условием разведения им лошадей. О проживании его в Альтхофе не сообщается, его собственное родовое поместье находилось в Дидлакене (Тельманово), тоже недалеко от Инстербурга. После смерти генерала поместье вернулось к курфюрсту.
В 1734 году были возведены новые постройки вместо старых. Остатки этих строений можно видеть и сейчас, например, господский дом, бывший тогда управлением королевского удела (домена), и башни-«голубятни».
В 1740 году конный завод Альтхофа был переведен в Тракенен (пос. Ясная Поляна Нестеровского района) и послужил основой для выведения знаменитой на весь мир тракененской породы лошадей.
Во время Семилетней войны (1756 - 1763) после битвы при Гросс-Егерсдорфе 19 августа 1757 года в поместье расположился генерал Апраксин. В саду Альтхофа был разбит палаточный лагерь русских войск, которые пышно отпраздновали здесь именины императрицы Елизаветы Петровны.
Поход французов на Россию в 1812 году проходил по дороге мимо Альтхофа. Здесь находился их большой бивак, на нужды которого моментально были разобраны все заборы, а хозяйство разграблено так, что арендатор двора Фредерици остался с одним нищенским посохом.
После французских войн король Пруссии испытывал сильную нужду в деньгах, потому был вынужден продать Альтхоф вместе с Цауперном (пос. Школьный) инстербургской семье Кэзвурм. В середине XIX века имение оказывается в качестве приданого в собственности доктора-правоведа Августа Брандеса (дата рождения неизвестна - 1893). Таким образом владельцем поместья стал юрист доктор Брандес, женившийся на наследнице этого имения. Почитаемое семейство Инстербурга Брандесы являлись крупнейшими землевладельцами Восточной Пруссии."
О вилле, построенной наследником доктора Брандеса будет следующий пост.
"При Брандесах Альтхоф считался крупнейшим и образцовым поместьем Восточной Пруссии, площадь которого (1400-1405 га) оставалась постоянной несмотря на все изменения границ, видел множество гостей всех рангов и политических устремлений. В 1930 году владение перешло Эддо Эрнсту «Брандесу-младшему» (дата рождения неизвестна - 1942).
Согласно Окружному уложению с 1874 года Альтхоф стал отдельным административным округом, сохранив очертания королевского удела и орденского фольварка.
В 1928 году округ слился с сельской общиной Гайтцунен (пос. Новая деревня), перенявшей в 1931 году имя Альтхофа с приставкой «Инстербург».
В 1888 году на полях поместья был обнаружен могильник, существовавший с доисторических времен. Все находки были переданы в Общество древностей города Инстербурга. Во время рытья Инстербургского канала через земли Альтхофа (1926) было вскрыто еще 80 таких могильников II века до нашей эры.
Проведенные в 1938 году археологические раскопки обнаружили 45 урн, останки 84 сожженных людей, 21 каменное захоронение и 6 захоронений лошадей. Среди находок были предметы: иглы, цепочки, фибулы (застежки - украшения), осколки стекла, янтарь и глиняные черепки.
Перед Второй мировой войной Альтхоф вместе с Гайтцуненом и Цауперном имел кирпичный завод, мельницу, электростанцию, школу. Направлением сельского хозяйства было разведение бычков (400; 150 коров), свиноводство (155) и коневодство (134). Кроме того, здесь был большой парк (7,5га).
В 1927 году были построены мельница и лесопилка «Карл Брауншвайг» (долгое время были складами горторга). В 1933 году население поместья Альтхоф насчитывало 588 жителей.
Планировка усадебного двора в Альтхофе коренным образом отличалась от иных поместий такого же размера с разнообразным хозяйственным наполнением:
Амбары и погреба, кухня господская и людская, сараи разного инвентаря - особо каретный, тележный, плужный и мельничный (мельницы инстербургских предместий, одна водяная, она же «Верхняя» или «Штраух-мельница», одна ветряная мельница, а также несколько водяных кородробилок для кожевенных производств, были также приписаны к Альтхофу и «обслуживались» из него), к ним кузня и колёсная мастерская; важня, прачечная, обширный скотный двор (свиньи, куры, коровы, обособленно молодняк) со скотобойней, рыбные пруды, которые сохранились в парке и на территории авторемонтного завода, с соответствующей обслугой и садовое хозяйство, исторический конезавод (известен как «Государственный конезавод Инстербург» и «Староинстербургский», 1374-1740, позднее переведён в Тракенен; не путать с основанным в 1779 году «1-м литовским земельным конезаводом Инстербург», позднее «Земельным конезаводом Инстербург») с собственным набором конюшен, сенников, манежей и пр. -
Интересно, что хозяйственные постройки не служили кулисой парадного подъезда к господскому дому и не убирались из виду, а двумя близкими к форме квадрата дворами первыми встречали прибывающих из Инстербурга. Лишь миновав их все, в дальнем конце северного двора, гости попадали в главный усадебный дом, стоявший боком и даже с небольшим заглублением относительно линии служебных построек.
По липовой аллее шведской королевы в усадьбу можно было попасть и непосредственно с кёнигсбергской дороги, опять же минуя деловые дворы.
На сегодняшний день территория парка в небольшой степени занята индивидуальной жилой застройкой и приусадебными участками; в большей степени ландшафт парка сохранен, включая пруды и растительность, но разделен на две неравные части прошедшей через него железнодорожной веткой авторемонтного завода.
При последней реконструкции по проекту неизвестного архитектора в середине XIX века был поставлен вертикальный акцент на линии проезда от восточных ворот к главному дому - башни-«голубятни», собравшей к торцевому фасаду все пути и виды. В той же точке к главному корпусу было пристроено поперечное крыло, возведён декоративный фальшфасад и перед ним веранда, а бывший проезд к главному входу, вдоль северного фасада, был прекращён посадкой поперёк него дерева. Подобная планировка стала манифестацией особого вида поместья, каковым был Альтхоф.
Домен коронованного своего помещика видел нечасто, не было здесь и сопровождающего штата (хотя и обязательно имелись одно или несколько помещений на всякий случай). Слобода служителей располагалась севернее, ниже главного здания и усадебного двора по склону, не застилая видов в долину Преголи: 15 домов с приусадебными огородами (ул. Дачная).
Образцовые дома сельских управлений периода Фридриха II предписывали иметь подвалы. Крестьянские дома Восточной Пруссии обходились в основном без этого, имея трамбованные земляные полы. В данном случае, однако, подвал имеется. Вилла, имитирующая сельскую жизнь для горожанина, обычно стоит на высоком цоколе, доминируя над ландшафтом. Сельскому дому, даже и помещичьему, живущему трудом полей и иных угодий, подобное нехарактерно, подвальные хранилища он размещает на усадебном дворе, и оттого часто имеет лишь невысокий цоколь, для вентиляции подпола.
Отсутствие видимого цоколя, при маловероятности подсыпок или возвышения культурного слоя, показывают древность и функциональную направленность здания, не изображавшего из себя сельскую виллу, а бывшего ею - что неожиданно наложилось на указанную последнюю перестройку, при которой зданию был придан вид именно итальянского стиля виллы, главный фасад стал второстепенным, а торцевой - главным, что в такой форме встречается нечасто. Первоначально же здание управления поместьем представляло собой типичную для скромных усадеб трёхчастную прямоугольную в плане постройку с центральным ризалитом и двумя боковыми крыльями, в один этаж с мезонином.
Первоначальный главный вход осуществлялся через ныне утраченный тамбур с балконом в центре северного фасада, ему ранее предшествовал того же размера приставной двухколонный деревянный портик, вероятно, тосканского ордера.
Во всю ширину здания занимал традиционный для старонемецких домов холл (Diele): встройкой и вычленением из этого общего пространства тех или иных функциональных зон исторически образовывались комнаты того или иного назначения, оставляя лишь межэтажную лестницу неограниченной стенами - последней наследницей средневековой традиции общего пространства. Изначальные холлы проходили здание насквозь и были проезжими, а в Альтхофе центральная стена уже делит объём ризалита на собственно вестибюль и зал.
Фотофиксации исторических интерьеров Альтхофа не имеется, большинство видов в архивах показывают, с неправильной атрибуцией, усадьбу Альтхоф-Рагнит. Можно, однако, предположить, что и тут в XVIII веке были схожие кафельные полы в шахматную клетку, а стены окрашивались однотонными клеевыми красками.
Большинство помещений были односветными (в высоту одного окна), под плоским балочным потолком - единственным, обращённый в сад зал как «особая комната» для высоких гостей, был полуторасветным, вероятно, что это лишь декорация от бедности, всего только делающая вид, что за ней полуторасветный парадный зал.
Характерными чертами для перестроенного поместья в середине XIX века, восходящем к северо-итальянским виллам ренессанса, являются подчёркнутая ассиметричная живописность, как будто бы здание росло и достраивалось многие десятилетия: башня голубятня-бельведер (обыкновенно лишь изображающая подобное использование и недоступная для восхождения), плоская или имплювная (собирающая водостоки) кровля, классические сполии (элементы декора древних языческих храмов, используемые при строительстве новых) разбросанные по фасаду.
Придворные архитекторы Людвиг Персиус и Август Штюлер и их ученики распространили по прямому указанию Фридриха Вильгельма IV подобный стиль по всему Потсдаму, здесь он доминировал почти до рубежа XX века и где его мог воспринять Брандес. Фон Лорк указывает, что распространение такой моды в Восточной Пруссии могло быть и непосредственно из Италии, где здешний помещик фон Вальдбург был посланником при туринском и неапольском дворах. По возвращении, им силами привезённых из Италии мастеров уже в 1840 году было отстроено поместье Вальдбург, выказывающее те же черты. Вскоре в том же духе были отстроены множество поместий.
Климат Восточной Пруссии не позволял буквально следовать итальянским прообразам в части плоской и внутрь наклонённой кровли с цистерной - оттого в Альтхофе традиционный крутой скат прикрыт с видовой стороны декоративной фальшстенкой, простирающейся за его пределы и зрительно уменьшающей роль «подлинного фасада восточно-прусского дома» (т. е. красночерепичной крыши). При этом ступенчатый абрис этой стенки неожиданно отсылает к уже немецкому ренессансу и к контрфорсам башен, направляя взоры лесенкой вверх. Оформление его карниза и оконных наличников, обогащая потсдамский и итальянский прообразы, почти буквально цитирует почерк первого частного архитектора Пруссии, не поступавшего на казённую службу, а полностью посвятившего себя частным заказам, Карла Генриха Эдуарда Кноблоха, строившего в схожем стиле в том числе и в Восточной Пруссии. В Швузене с его творчеством мог познакомиться Брандес и подрядить его бывших сотрудников. В списке работ Кноблоха, скончавшегося в 1865 году, Инстербург, однако, не значится.
Новый главный вход расположился на деревянной веранде при торцевом фасаде первого этажа пристроенной башни-голубятни у новопосаженного дерева, где прорезные деревянные конструкции образуют ступеньку над порогом. Веранда была в то время овита диким виноградом, служа иллюстрацией к двум тондо - медальонам, изображающим сцены из древнегреческой жизни, встречи: на одном изображено омовение рук служанкой длиннобородому старцу, сидящему на римском курульном стуле. Над окнами верхнего света садового зала, где была пристроена деревянная веранда, были вмонтированы пять однотипных тондо, розетки из стилизованных листьев, украшающие стены пристройки главного дома со стороны Цауперна, маскароны лесных духов: бородатые их лица переходят в листья аканта.
В послевоенное время к зданию пристроили жилое двухэтажное сооружение из белого кирпича. Крыша переложена асбоцементом, в ней со стороны парка устроены слуховые окна. Часть оконных проёмов заложена, парковая веранда сломана, фасадная - частично заколочена.
При штурме Инстербурга ночью 22 января 1945 года Альтхоф был занят гвардейским стрелковым батальоном Николая Николаевича Андрианова; здесь разместился передовой наблюдательный пункт. Утром того же дня выступлением из Альтхофа была перерезана шоссейная дорога на Кёнигсберг, и войска двинулись дальше.
Когда 7 апреля 1946 года в составе Кёнигсбергской области был образован Инстербургский район, посёлок Портовый, бывшее поместье Альтхоф, стал его частью. На территории усадебного двора была организована межрайонная механическая мастерская, в 1956 году ставшая Черняховским авторемонтным заводом Министерства сельского хозяйства РСФСР (ремонт грузовиков ГАЗ, чугунное литьё разного назначения). Первым руководителем нового завода стал отставной гвардии капитан Н. Н. Андрианов. Ныне ОАО «ЧАРЗ».
Внешний вид забытого, но сыгравшего значительную роль в истории коневодства, имения представляет собою прусскую помещичью усадьбу.
Приказом Службы государственной охраны объектов культурного населения Калининградской области от 29 июня 2017 года № 166 имение Альтхоф-Инстербург с парком и аллеей получило статус выявленного объекта культурного наследия.
Публикация подготовлена по материалам исторической справки к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации архитектора Олега Ли." (История Люди Память)
Я бы не вставляла этот текст, если бы Фейсбук был сейчас всем доступен, но знаю, что некоторые его снесли.

путешествия с Анжелой, Черняховск, Калининградская область, разруха_в_головах

Previous post Next post
Up