Сегодня нашими собеседниками будут ребята из города Уфы. Молодая команда Триузорс - Паша Знагъ и Артур Артурио. У ребят уже есть творческие успехи и огромное желание двигаться вперед! Поговорил с ребятами Костя Сам.
Костя: - Привет, парни! Как дела?
Паша: - Привет Кость! У нас все отлично. Сидим, ждем весну, чтоб снова на стенки выйти.
Артур: - Привет, Всё отлично.
Костя: - В Уфе так сильно холодно?
Паша: - Не так, чтоб уж прям колотун, но все равно морозец иногда вдаряет нормальный.
Артур: - По-моему погода очень даже хорошая. Температура держится на отметке -10,
-15. Погода крутая, кроме как для рисования. Но несмотря на это, я всё равно собираюсь cделать зимой несколько стенок.
Костя: - Расскажите как дела обстоят в Вашем городе с граффити?
Паша: - У нас в городе больше нелегальное рисование развито. Райтеров, можно по пальцам пересчитать, но зато все хорошего уровня и хорошие ребята. У нас очень мало различных фестивалей и это не есть хорошо. Не все могут себе позволить покупать краску, это довольно затратное дело. Более-менее крупные фестивали, хорошо спонсируемые, дали бы возможность влиться в культуру новым людям, которые может и хотят рисовать на стенах, но не имеют возможности для этого.
Артур: - У нас в городе мало хороших райтеров, т.к. нелегальное рисование развито лучше. Но зато все райтеры имеют хороший опыт, да и к тому же, сами по себе, все они-отличные и интересные люди.
Костя: - Кого бы ты отметил из недооценённых райтеров? Кто самый активный у Вас в городе?
Артур: - Я бы хотел отметить четырех человек. А именно-Skooz13, Heps’a, Mek’a, Сros’a.
Все довольно активные. У всех парней отличные стили и крутое качество работ. Все сами по себе интересные личности. Скажу честно, когда я только начинал, они были для меня кумирами. Я смотрел на их работы, изучал шрифты. На сегодняшний день, на мой взгляд, они, также как и раньше, остаются самыми крутыми в Уфе.
Паша: - Даже не знаю есть ли такие. Сейчас, когда есть интернет, и есть возможность выставлять свои работы на всеобщее обозрение, выкладывать их на различные сайты мне кажется все оценены на столько, на сколько этого заслуживают. Хотя возможно я и ошибаюсь. Skooz13 да, крутой. Но про него мало слышно, потому что он сейчас занимается в основном тату, на стены редко выходит.
В Уфе из райтеров самые активные это ребята из команды NBC, которые Артур назвал уже, и мы.
Костя: - Расскажите, как образовалась команда? Как давно вы рисуете?
Паша: - С Артуром я познакомился в художественной школе, мы ходили в одну группу. И так получилось, что оба увлеклись граффити, нам тогда было лет по 13. Делали какие-то скетчи: шрифты, всяких чуваков в кепках и капюшонах с баллончиками, злых рэперов и крутых пацанов, в шапках на глаза. Приносили, показывали друг другу, общались по этой теме. Через пару лет, когда уже выпустились из художки и поняли, что наше увлечение граффити стало более-менее серьезным, после нескольких совместных покрасов, пришла идея создать команду. Начали искать еще одного человека, чтоб в команде хотя бы трое было. По интернету познакомились с Олегом Резоном. Встретились, пообщались, подружились. Но Олег мало рисует, и у него часто не получается с нами куда-то ездить, по этому мы с Артуром чаще красим вдвоем.
Костя: - Как Вы назвали команду? И почему?
Паша, Артур: - Сначала команду назвали КРСМ (сокращенно от Красим), но потом решили поменять название. Назвали Триузорс. Как бы производное от Три узора. Узор - символ определенного какого-то стиля - то есть три человека, три разных стиля.
Костя: - Есть у Вас определенное название направления, стиля Вашего рисунка?
Паша: - Какого-то общего стиля у нас нету, у каждого свой. Я затрудняюсь придумать своему какое-то название. Для меня лично интересно делать шрифты в русской стилистике, как-то адаптировать древнерусскую кириллицу под граффити, работать с русскими орнаментами, вязью, алфавитом. Как бы по-новому посмотреть на старое. Мне очень нравятся старославянские буквицы. Это же почти граффити! Монахи, которые их рисовали, тоже экспериментировали с формами букв, добавляли к ним какие-то элементы, декорировали их. Или, например, я могу взять какие-то элементы для своих шрифтов из старой русской архитектуры или деревянной резьбы - это же поразительно красивые вещи.
Костя: - Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос, почему у нас в России многие имеют имена и команды на английском языке? Почему нет пропаганды русского шрифта, русских букв?
Паша: - Ну, возможно, здесь несколько факторов. Лично я тоже сначала писал на латинице, и у меня даже мысли серьезной не возникало, что можно вообще-то и на русском писать. Просто потому что так нужно и все. Как-то «не принято» писать на русском. Все пишут на английском, все самые крутые граффитчики пишут на английском, все знакомые, значит и мне нужно, да и никнэйм на английском в 13-14 лет звучит гораздо круче. А так как многие начинают граффити рисовать примерно в этом возрасте, то они просто продолжают делать то, что делали с самого начала. Ну и второй фактор, как мне кажется, тот, что на английском граффити рисовать удобнее. Латинский алфавит проще адаптировать под граффити. В русском алфавите много очень вертикальных линий, мало плавных. Возьмем например такие буквы, как Д, Г, Л, П, Х, Ц, Ч, Ш,Щ - их довольно неудобно и сложно рисовать. Может, по этому выбор падает на латиницу.
Костя: - Как ты справляешься со сложностями Кириллицы?
Паша: - Ну я бы не сказал, что он прям такой сложный, просто латиница полегче. Мне он нравится, последний год практически с ним только работаю, стараюсь развить его, английские буквы забросил вообще, может зря.
Костя: - Есть ли у вас ответ в голове, куда должен двигаться граффитчик? Чем он должен зарабатывать на жизнь, к чему идти и стремиться?
Паша: - Куда должен двигаться? Сложный вопрос. Каждый сам для себя направление выбирает. Я думаю, граффитчик должен творчески расти и совершенствоваться, не ограничивать себя рамками граффити, не бояться выйти за эти рамки, заниматься другими видами искусства, если ему это интересно. Не зацикливаться на чем-то одном. Дизайн, стрит-арт, инсталляции, тату - почему нет?
Думаю идеально, когда человек зарабатывает на жизнь тем, что ему нравится, тем что он хорошо умеет делать. Ничего плохого в том, чтоб зарабатывать на жизнь какими-то заказами, оформлением я не вижу. Это тоже простор для творческого роста. Я слышал такое мнение, что граффити это часть души и по этому делать его за деньги - все равно что продавать кусочек этой души. По-моему это чушь.
Костя: - Артур, а как ты считаешь?
Артур:- Как бы это избито не звучало, граффитчик должен двигаться вперед, развивать свой стиль, ум, навык. Всегда есть к чему стремиться, всегда можно создать что-то новое и интересное. На счет заработка нельзя сказать определенно. Человек может круто рисовать и при этом, зарабатывать деньги сидя в офисе. Но всё же, чаще всего бывает, что у граффитчика работа связана с творчеством. Ведь нет ничего более интересного, чем заработок денег любимым делом.
Костя: - Какое рисование тебе Паша нравиться? Больше легальное или не легальное?
Паша: - Мне больше нравится легальное рисование, чтоб можно было спокойно постоять, все более аккуратно сделать. Детальки поточить. Мне это доставляет удовольствие. Для меня важна не скорость, а красота. Хотя безусловно в нелегальном рисовании тоже есть свой интерес и, может быть, какой-то адреналин и атмосфера, которых нету в легалах.
Костя: - А тебе Артур?
Артур: - Легальное рисование мне нравится больше. Есть возможность сделать очень хорошую работу. Ты можешь рисовать долго, в своё удовольствие, без какой либо опаски, никуда не торопясь. Но всё же, несмотря на то что я фанат легального рисования, я очень неровно дышу и к нелегальному. Всё таки, как не крути, в этом есть своя изюминка, определённая романтика.
Костя: - Как часто рисуете?
Паша: - По-разному получается, но стараюсь рисовать почаще, если есть возможность. Когда было тепло, старался хотя бы один кусок в неделю сделать, пусть не большой, но чтоб выходные в пустую не пропали. Сейчас, пока зима идет, на улице не крашу. Скетчую, канвасами занимаюсь. Есть желание попробовать бодиарт поделать.
Артур: - Как появляется свободное время, и в запасах есть определённое количество краски, я стараюсь выйти на стенку.
Костя: - Бодиарт- это уже отдельная такая площадка для искусства. Есть идеи как можно обыгрывать тело?
Паша: - Мне пока интересен именно граффити-боди арт. То есть какие-то шрифтовые композиции на теле. Идеи есть, хочу туда тоже некие русские мотивы внедрить. Возможно как-нибудь вязь обыграть, поработать в стилистике буквиц -с узорами и орнаментами, ну и непосредственно граффити-шрифты разумеется. Я пока плотно эту тему не обдумывал, нужно сесть, поделать эскизы, думаю идеи еще появятся.
Костя: - Паша, ты помнишь свой первый рисунок баллонами? Какой он был? И так же вопрос к Артуру.
Паша: - Дааа, я помню. Это были две буквы, нарисованные, по-моему, тремя цветами. Я тогда учился в 6 или 7 классе. Была зима, мы с другом пошли утром в школу, взяли краску и решили по пути спокойно так порисовать на заборе за школой. В итоге нас заметил трудовик, друг догадался припереть остатки краски в школу, трудовик их забрал дал нам словесных люлей. Потом мы полдня оттирали руки всем подряд от следов краски ( избавлялись от улик) и сидели весь день боялись что нас к директору вызовут, хотя в классе себя чувствовали в этот день офигенски крутыми гангстерами, прям как Трэйн. Ведь мы прям все такие вандалы тут палево, опасность.
Артур: - Мой первый рисунок баллоном был сделан около пяти лет назад. Тогда я еще учился в 6 классе. Насколько я хорошо помню, как раз в то время вышла игра Getting up. Все как заражённые начали рисовать скетчи. В моём классе, нас набрался небольшой отряд грффитчиков. Мы каждый день приносили новые скетчи, показывали друг другу. И вот в один прекрасный день мы решили сделать первый кусок. Мы пошли в близ лежащий хозяйственный магазин. Купили несколько банок Abro Sabatage.
Гуляя, мы зашли в какой-то двор. Без эскиза, совместными усилиями, мы нарисовали свой первый «кусок». Это был злой баллон.
Обрадовавшись своим достижениям, мы пошли гулять дальше.
Помню, кто-то из знакомых сказал что краска может разъесть кожу. Я тогда очень испугался и придя домой, быстро отчистил грязные руки.
Костя: - Я слышал вы ездили недавно в Санкт- Петербург и сделали общую стеночку с местными ребятами. Просто отдыхать ездили? Или дела, фестиваль? Что нарисовали, как прошло все?
Паша: - Да, съездили на недельку в Питер. Ни на какие фестивали там не собирались, просто ехали отдохнуть и покрасить с ребятами. Сделали общую стенку с Руфом и еще одну с Фьюзом, потом там еще с парнями местными тоже покрасили, с Senty и Разо. Все было очень круто, приятно было пообщаться с новыми людьми. Очень красивый город, жаль, мало погулять по нему получилось. Но думаю не последний раз там были, надеюсь, еще съездим туда.
Костя: - Круто! Я не был в Санкт- Петербурге, но был в Уфе. Расскажите как отличается развитие граффити между Уфой и Спб?
Паша: - Не знаю, можно ли сравнивать Питер и Уфу. В Питере рисующих раз в 8 больше чем в Уфе, естественно там граффити развито получше. Если смотреть отличия, то в Спб сильнее заморачиваются над качеством райтовых кусков, нежели у нас.
Артур: - На мой взгляд единственное различие только лишь в том, что Питер больше по размерам, и, соответственно в нём больше людей, занимающихся граффити.
Соответственно Граффити тусовка намного больше и интереснее.
Костя: - Где бы хотелось еще вам побывать? В каких странах, городах и на каких фестивалях?
Паша: - Ну, я бы на Just Writing My Name хотел бы побывать, Артур- то в этом году слетал туда, а у меня не получилось. За границей где-нибудь побывать, на Meeting of Styles съездить.
Артур: - Я бы хотел бы ещё раз побывать в Вене, Лос Анджелесе. С удовольствием ещё раз принял бы участие в Just Writing My Name. Очень хотелось бы принять участие в каком-нибудь зарубежном фестивале, например, в Meeting of Styles.
Костя: - Да это очень крутые фестивали!
Ребят, как думаете, что нужно сделать, чтобы Российское граффити вышло на супер уровень, если сравнивать с миром, и чтобы наши художники- граффитчики могли участвовать в разных такого рода мировых мероприятиях?
Паша: - Самим проводить такие мировые мероприятия - пусть сами к нам приезжают. А вообще мне кажется, нужно просто рисовать, стараться делать это хорошо, и оно через некоторое время само выйдет на этот уровень. В Америке или Европе графффити дольше развивалось, чем в России, там дольше это все культивировалось, по этому, естественно, что пока мы отстаем. Но время пройдет и я уверен, мы их догоним. Ну и еще может быть нужно придумывать больше стилей, не похожих на Европу, как-то отличаться от них, и нашим граффитчикам больше путешествовать и рисовать по миру.
Костя: - Спасибо большое за ответы! Желаю Вам не останавливаться, а делать свое тяжелое дело! Зима, все таки, кончится и начнется опять благоуханье зелени и красок!