О взаимосвязи между ростом производительных сил общества и развитием человека.

Dec 14, 2011 03:16




«…авторы плана Дауэса, хотели бы ограничить нас производством, скажем, ситца, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только ситец, но и машины, необходимые для производства ситца. Они хотели бы, чтобы мы ограничивались производством, скажем, автомобилей, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только автомобили, но и машины, производящие автомобили. Они хотят ограничить нас производством, скажем, башмаков, но нам этого мало, ибо мы хотим производить не только башмаки, но и машины, производящие башмаки. И т.д. и т.п.» © И.В. Сталин

После недавнего выдвижения Михаила Прохорова в президенты, у меня случился занимательный разговор. Мой оппонент высказался, что увеличение рабочего дня до 12-ти часов - это замечательно, и что сразу же вслед за этим, нас ожидает сытное процветание.
Так как с этой позицией сталкиваюсь уже не в первый раз (и категорически против увеличения рабочего дня), то решил написать и на эту тему.

12-ти часовой рабочий день в 21-ом веке - это плохой показатель, а вовсе не хороший. Хороший показатель - это снижение времени необходимой работы, хотя бы до 6-7 часов.
Ведь если человек, наблюдает за работой автоматической производственной линии - то смысл его физического присутствия и так достаточно условен (и может осуществляться удалённо, из любой точки мира). Если же работник, вынужден по 12 часов ковать детали вручную, - когда у всех уже есть конвейеры, - то это глубочайшее отставание, а вовсе не благо, как это пытаются представить.

Залог сбалансированного развития общества и государства, кроется в том, чтобы рост производительных сил - давал новые возможности, высвобождал свободное время и подбрасывал стимулы, для постоянного и всестороннего развития граждан, наращивая их «качество» и потенциал.

Распишу пошагово, что из чего вытекает:
1. Сокращение рабочего дня - есть прямое следствие роста производительных сил общества.
2. Рост производительных сил - есть следствие научно-технического прогресса.
3. Научно-технический прогресс - есть следствие отдачи от вложений в инновационные направления, и роста качества специалистов их разрабатывающих.
4. Повышение качества своих специалистов - важнейшая задача для любого развивающегося государства. Такой рост - это преемственный процесс, начинающийся за школьной скамьёй, и заканчивающийся конструкторскими бюро (с постоянным повышением квалификации).
5. Соответственно, если не вкладываться в качественное воспитание и образование - то специалистов в стране не будет (а имеющиеся, потеряют как востребованность, так и профессиональные качества).
6. Если не будет специалистов - то производительные силы общества замрут на месте и начнут деградировать.
7. Деградация индустрии (в широком смысле этого слова) - есть первопричина, для разговоров об увеличении рабочего дня и повышении пенсионного возраста.

Другими словами, Прохоров косвенно даёт понять, что наши производства - уже находятся в жалком состоянии; раздавлены, распилены или развалены. И теперь, по его мнению, вместо интенсивного развития, нам следует переходить на экстенсивное (добирая до прежних показателей - за счет масштабной труд-развёрстки).

Короче говоря, приняв страну с атомной бомбой - мы того и гляди «домодернизируемся» до сохи и лопаты.

Вложения в инновации и образование - есть ни что иное, как инвестирование в своё собственное будущее (страны и народа), с большим горизонтом планирования. Такие затраты могут потянуть только средние и крупные страны; и, отчасти, крупнейшие транснациональные корпорации. Повесить на «частный бизнес» эту проблему, в наших условиях - невозможно. Нет таких горизонтов планирования и задач.

Нет роста производительных сил -> без научно-технического развития;
Нет НТР -> без специалистов;
Нет специалистов -> без подготовки;
Нет подготовки -> без комплексной программы образования;
Нет комплексной программы образования -> без широкого видения перспектив государства через N-лет;
Нет широты перспектив -> без четко поставленной Цели;
Нет Цели -> нет результата.

В России - запущена именно такая деградационная спираль. Ее первоисточник - отсутствие стратегических целей и видения дальнейшего мироустройства, понятных каждому жителю.

И если всё оставить так как есть, то в итоге - Россия станет большой банановой республикой (где в роли бананов, будут нефть и природные ресурсы); которая не сможет воспроизводить специалистов; не сможет повышать КПД производств; не сможет толкать вперед как прикладную, так и фундаментальную науку (и находить ей практическое применение), а значит - будет становиться всё более и более неконкурентоспособной, и зависимой от иностранцев.

Чтобы разорвать порочный круг - следует пожертвовать чем-то прямо сейчас, ради собственного будущего и выживания.
Идеальный вариант - пожертвовать интересами квази-элиты и олигархов, ре-национализировав разного рода «трубы», доставшиеся им путём откровенных махинаций и растаскивания страны в 90-ые годы. И затем - перенаправить полученные средства, в сферу научно технического развития и комплексного внедрения результатов, под лозунгом: - «Индустриализация 2.0».

Нам необходимо быстро перескочить на следующую ступень технологического развития и выйти хотя бы на частичное самообеспечение в «производстве средств новейшего производства». Взяв этот барьер - можно будет комплексно переучивать тех, у кого будет бесполезное, в новых условиях образование. И одновременно - повышать общий культурный уровень страны. Пронизывая всех, от мала до велика - Мечтой о чём-то большем, чем просто: - «Ежедневная курочка на ужин и кредитный домик с белым забором».

Но сперва - должна быть сформулирована и поставлена Цель (именно в этом заключается стратегическая роль главы государства).
Из неё будут вытекать как критерии и этапы её достижения, так и сроки и ресурсы, которые потребуются для реализации всего мега-проекта.

P.S. Отдельно добавлю 2 важных пункта:

1. Высшая стадия в развитии производительных сил (на ближайшие годы) - это универсальные (в том числе индивидуальные), автоматизированные средства производства продукции, и появление материалов с динамически изменяемыми свойствами (и формой). Некий «супер-воск» + универсальные фабрикаторы (как продукции, так, в последствии, и пищи).

2. Высшая стадия развития Общества (на несколько большую перспективу) - это система, имеющая гибкие схемы саморегуляции, управления и самоуправления - с общим вектором, направленным вовне от планеты; и снабжённая над-национальными целями, к которым большинству граждан в этом сообществе - будет по пути.

де-колонизация, люди 2.0, комбинаторика, оптимизация процессов, размышления, национализация, фабрикаторы, социализм 2.0, автоматизация, трансформационное развитие, управление 2.0, развитие, будущее, элита, индустриализация 2.0, деградация, сверхмодерн, экономическое рабство, целеполагание, Россия 2.0, общество 2.0, СССР 2.0, экономика на пальцах

Previous post Next post
Up