Уже по традиции (сложившейся
здесь и
здесь) подвожу отдельные итоги по кино. В файлике-протоколе за 2011 год накопилось 58 новых для меня фильмов.
Как и прежде, новыми считаю те, что впервые посмотрел целиком или почти целиком.
Как и прежде, НЕ включаю сюда мультипликацию и большие "параллельные" сериалы (т.е. не последовательные, а те, в которых каждая серия имеет свой независимый сюжет). Впрочем, в списке есть два мини-сериала в несколько частей с развитием сюжета, а также одна новелла-короткометражка, которая является частью сборного фильма (я смотрел только её, и потому она помечена как полноценная картина).
Как и прежде (в том числе и
здесь), даю от себя личную оценку по 10-балльной шкале. Как и прежде, она не обязательно соответствует моему сознательному представлению о качестве фильма, а может коррелировать исключительно с тем, что цепляет/отталкивает лично меня. Краткое пояснение относительно того, какая цифра что значит, см.
в нижней части того первого поста.
Картины отсортированы по алфавиту соответственно заглавиям в оригинале (пожалуй, единственное отличие от прежних списков). Для иноязычных картин (коих большинство) в скобках дано название в русском прокате. Как известно, такие названия ой как не всегда вменяемы... но в целях узнавания-названия-независимо-от-звания сохраняю орфографию и пунктуацию гореводчиков. (Интересно, этот неологизм-экспромт уже тыщу раз украден до нас?)
Итак,
список фильмов, с которыми я познакомился в прошедшем 2011 году:
------------------------------------
1.
All About Eve (Всё о Еве), 1950, Джозеф Лео Манкевич
=8
2.
Amarcord (Амаркорд), 1973, Федерико Феллини
=6
3.
Berlin is in Germany (Берлин - это в Германии), 2001, Ханнес Штер
=6
4.
Big Daddy (Большой папа), 1999, Деннис Дуган
=7
5.
Blow Out (Прокол), 1981, Брайан де Пальма
=5
6.
Brenda Starr (Бренда Старр), 1989, Роберт Эллис Миллер
=5
7.
Casablanca (Касабланка), 1942, Майкл Кёртис
=7
8.
Cowboys & Aliens (Ковбои против пришельцев), 2011, Джон Фавро
=3
9.
Eternal Sunshine Of The Spotless Mind (Вечное сияние чистого разума), 2004, Мишель Гондри
=10
10.
Fight Club (Бойцовский клуб), 1999, Дэвид Финчер
=6
11.
Giulietta Degli Spiriti (Джульетта и духи), 1965, Федерико Феллини
=5
12.
Good Bye, Lenin! (Гуд бай, Ленин!), 2003, Вольфганг Беккер
=9
13.
Hair (Волосы), 1979, Милош Форман
=8
14.
Holes (Клад), 2003, Эндрю Дэвис
=7
15.
Ideal Husband (Идеальный муж), 1999, Оливер Паркер
=6
16.
Il bidone (Мошенничество), 1965, Федерико Феллини
=7
17.
Inception (Начало), 2010, Кристофер Нолан
=8
18.
Jesus Christ Superstar (Иисус Христос - Суперзвезда), 1973, Норман Джуисон
=7
19.
Kate & Leopold (Кейт и Лео), 2001, Джеймс Мэнголд
=5
20.
La Dolce Vita (Сладкая жизнь), 1960, Федерико Феллини
=7
21.
La Strada (Дорога), 1954, Федерико Феллини
=7
22.
Le Tentazioni Del Dottor Antonio (Искушение доктора Антонио), 1962, Федерико Феллини
=7
23.
Los ojos de Julia (Прозрение), 2010, Гильем Моралес
=6
24.
Magus (Маг), 1968, Гай Грин
Собственно говоря, это экранизация Фаулза, книга в русском переводе известна под названием "Волхв"
=6
25.
Metropolis (Метрополис), 1927, Фриц Ланг
=9
26.
Pretty Baby (Прелестное дитя), 1978, Луи Маль
=7
27.
Private Benjamin (Рядовой Бенджамин), 1980, Говард Зифф
=5
28.
Reservoir Dogs (Бешеные псы), 1992, Квентин Тарантино
=7
29.
Romance & Cigarettes (Любовь и сигареты), 2005, Джон Туртурро
=3
30.
Sissi (Сисси), 1955, Эрнст Маришка
=7
31.
Sunset Blvd (Бульвар Сансет), 1950, Билли Уайлдер
=7
32.
Tenacious D: The Pick of Destiny (Медиатор судьбы), 2006, Лайам Линч
=7
33.
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian (Хроники Нарнии: Принц Каспиан), 2008, Эндрю Адамсон
=5
34.
The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф), 2005, Эндрю Адамсон
=6
35.
The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader (Хроники Нарнии: Покоритель зари, или Плаванье на край
света), 2010, Майкл Эптид
=6
36.
The Godfather: Part III (Крёстный отец 3), 1990, Фрэнсис Форд Коппола
=7
37.
The Holiday (Отпуск по обмену), 2006, Нэнси Мейерс
=6
38.
The King’s Speech (Король говорит), 2010, Том Хупер
=7
39.
The Life of David Gale (Жизнь Дэвида Гейла), 2003, Алан Паркер
=5
40.
The Negotiator (Переговорщик), 1998, Феликс Гэри Грей
=6
41.
The People vs. Larry Flynt (Народ против Ларри Флинта), 1996, Милош Форман
=5
42.
The Reader (Чтец), 2008, Стивен Долдри
=9
43.
The Usual Suspects (Обычные подозреваемые), 1995, Брайан Сингер
=9
44.
Vanity Fair (Ярмарка тщеславия, минисериал), 1998, Марк Мунден
=7
45.
What's Eating Gilbert Grape (Что гложет Гилберта Грейпа), 1993, Лассе Халльстрём
=6
46.
Who’s Afraid of Virginia Woolf? (Кто боится Вирджинии Вульф?), 1966, Майк Николс
=6
47.
Аэлита, 1924, Яков Протазанов
=4
48.
Бой после победы, 1972, Вилен Азаров
=5
49.
Двадцать шесть дней из жизни Достоевского, 1980, Александр Зархи
=7
50.
Идиот (минисериал), 2003, Владимир Бортко
=7
51.
Иду на грозу, 1965, Сергей Микаэлян
=10
52.
Когда деревья были большими, 1961, Лев Кулиджанов
=6
53.
Конец "Сатурна", 1968, Вилен Азаров
=8
54.
Неадекватные люди, 2011, Роман Каримов
=7
55.
Обитаемый остров, 2008, Фёдор Бондарчук
=5
56.
Путь в "Сатурн", 1967, Вилен Азаров
=7
57.
Семь стариков и одна девушка, 1968, Евгений Карелов
=5
58.
Сирота казанская, 1997, Владимир Машков
=6
------------------------------------
Но, чтоб уж совсем не ограничиваться тупым "алгеброй гармонию", а сказать что-то интересное, я решил вытащить из этого списка топ-десятку и дать по ним комментарии разной степени восторженности:
Top-10 фильмов, посмотренных за 2011 - ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
10. Конец "Сатурна", 1968, Вилен Азаров
Вторая часть трилогии о нашем доблестном не-шпионе-а-разведчике произвела на меня большее впечатление, чем первая (посвящённая преимущественно внедрению, что сделано тоже красиво и интересно, но не настолько) и третья (где уж совсем приключенческая бутафория, которая очень разочаровала). Хотя, конечно, наивно и местами похоже на игру в мафию.
9. All About Eve (Всё о Еве), 1950, Джозеф Лео Манкевич
Классическая история про Голливуд, снятая в классическом Голливуде. Когда-то в детстве видел краем глаза кусочки советской телепостановки этой пьесы, а ещё знал примерный сюжет из разных биографий Монро (которой в этом кино совсем немного, но зато как!). Смотрелось удивительно нескучно и живо. Актёры хорошие, главная героиня (которой всё-таки следует считать не Еву, а Марго) в исполнении Бетт Дэвис весьма колоритна, а повороты сюжетов местами вовсе не так уж предсказуемы. И затянутым не кажется, несмотря на 2 с лишним часа.
8. Hair (Волосы), 1979, Милош Форман
Тут буду краток, чтоб не очень спойлерить. Тема хиппи и стиль музыки, в котором сделан этот мюзикл - конечно, само по себе всё это мне очень нравится. И всё же большую часть времени фильм казался просто приятным фильмом. Но незадолго до конца произошёл поворот сюжета, после которого не в переносном, а в самом прямом и буквальном смысле моя челюсть начала отвисать и медленно сползала вниз до самых титров.
7. Inception (Начало), 2010, Кристофер Нолан
Что хотите говорите, а всё-таки Нолан велик и могуч, и всё-таки это кино стоит своего пиара! Есть несколько минусов, из-за которых оно от меня получает только восьмёрку, и проще перечислить эти минусы, чем расхваливать кино. Во-первых, всё-таки затянуто, и если первая половина смотрится на одном дыхании, вызывая желание пересматривать много раз, то вторая, посвящённая самой операции внедрения, уже куда менее насыщенна в содержательном смысле, и ставка идёт на экшн. Во-вторых, концовка несколько разочаровывает. В-третьих, Нолан всё же слишком техничен. В его фильмах много игры ума, но мало души. Он гениально рвёт шаблоны в построении сюжета и видеоряда, но то, что касается образов и отношений между героями, социального устройства и даже иногда внутренней психологии, зачастую довольно шаблонно.
В остальном - впечатляющее, напряжённое, красивое и оригинальное действо. Одна только сцена обучения Ариадны со складывающимся проспектом чего стоит...
6. Good Bye, Lenin! (Гуд бай, Ленин!), 2003, Вольфганг Беккер
Довольно известная, но прежде проходившая мимо меня немецкая трагикомедия про жителей ГДР и падение берлинской стены. Фикус в том, что героиня, женщина зрелых лет, коммунистка-активистка, впадает в кому перед Падением и спустя месяцы приходит в себя. Любящий сын, чтобы не волновать, решает скрыть произошедшую перестройку, для чего пускается на всевсяческие ухищривания.
Смотрится тем живее, что такая же история могла произойти и у нас. Хотя детали в фильме местные, их легко переносишь мысленно на нашу почву (вместо швальбских или каких-то в этом роде огурчиков - газировка за копейку в автомате и т.п.). Сына играет Даниэль Брюль, который в "Бесславных ублюдках" был фрицем-чемпионом, уложившим сотню американцев. А ещё в фильме есть замечательная Чулпан Хаматова.
5. The Usual Suspects (Обычные подозреваемые), 1995, Брайан Сингер
Редкий пример культового фильма последних 20 лет, который меня действительно очень впечатлил и который пересмотрю с удовольствием без оговорок (тем более что это мозговзрывательный тип кино, который по определению требует повторных просмотров, чтобы зритель разобрался - вроде Memento). Хоть и сплошной боевик, но без тарантиновщины с натуралистичным мясом и матом на чём свет. Кевин Спейси, конечно, не залог успеха сам по себе, но он крайне замечателен, а когда картина стоящая, наличие шикарного актёра его стоящность только усиливает. В первой половине фильма мало что понятно, и сюжет довольно трудно выстроить - известное дело, нелинейное повествование типа. Но дальше канву наконец улавливаешь, и пристально следишь за развитием событий. На самом деле, нужно, конечно, будет пересмотреть-таки, чтобы лучше определиться с отношением к этой картине.
4. Metropolis (Метрополис), 1927, Фриц Ланг
Никогда не предполагал, что немое кино может получить от меня 9 из 10. Но этой потрясающей антиутопии удалось произвести впечатление не только на Марианну, но и на меня. При всей наивности сюжетно-режиссёрско-актёрских приёмов, со всеми скидками, для своего времени Фриц Ланг сотворил нечто потрясающее. Фантастический сюжет про далёкое будущее, с некоторым подобием элоев и морлоков. Говорят, что кино не окупилось совершенно. Очень жаль. (Впрочем, "Уродцы" Браунинга 1931 года вообще легли на полку на многие десятилетия, так что). И ещё очень жаль, что одна весьма важная сцена не восстановлена и, судя по всему, навсегда утеряна.
3. The Reader (Чтец), 2008, Стивен Долдри
Первая половина напомнила "Выпускника" с Хоффманом, а вторая оказалась настолько в другом направлении, что разворот вызвал аллюзии на "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи (где тоже внезапно возникает околонацистская тематика, когда-её-совсем-не-ждёшь). Поначалу думал, что фильм просто красивый, но скучноватый... однако меня ждал большой сюрприз.
Причём на безусловном первом месте стоит не сюжет (хотя это экранизация популярного - и сильного! - романа), а игра актёров. Фильм сделан лаконично, очень многое не произносится, только показываются лица - и лица эти говорящие! Некоторые поступки персонажей не объясняются, и зритель может только догадываться по актёрской игре, имея, в принципе, несколько возможных трактовок. После фильма я прочёл первоисточник, и был поражён, насколько многое правильно читается по лицам (ну прямо-таки в соответствии с названием и темой, проходящей красной нитью). В книге загадок значительно меньше, но режиссёр не пошёл по пути разжёвки, предоставив зрителю читать актёров.
Очень здорово играет малоизвестный вьюноша, а ещё есть Райф Файнс (который как будто нарочно снимается во всех возможных ипостасях, связанных с фашизмом; в "Шиндлере" злыдень, в "Английском пациенте" герой-любовник, а тут... даже не охарактеризовать). Отдельно, конечно, про Кейт Уинслет. Уже упоминал в
Итогах-2011, что это моя личная актриса года и вообще в настоящий момент любимая актриса. И прежде относился, в общем-то, с симпатией, но не более, т.к. действительно стоящих фильмов, где требовалась сильная игра, не видел. За прошедший год посмотрел несколько таких. "Чтец" один из. Кратко - если этот "Оскар" считать незаслуженным, то я не знаю, какие тогда заслуженные. Хотя изначально должна была играть Кидман, и уверен, что сыграла бы достойно, а фильм всё равно получился бы очень хорошим.
2. Иду на грозу, 1965, Сергей Микаэлян
Оттепельная драма по роману Гранина о двух друзьях-физиках. Про научный фанатизм и про "дороги, которые мы выбираем". Редкое кино из 58 названных, которое посмотрел по ящику (у родителей). Попал почти на начало и заворожился так, что не смог оторваться, пока не досмотрел. Для советского экрана это нечто из ряда вон! Если, скажем, "9 дней одного года" - просто тематическая картина (ну, про физиков, ну, интересно), то здесь замешаны темы идеализма и честности вместе с серьёзной сатирой на... да, в общем-то, на весь строй.
Фильм вообще невероятно смелый. Уже в самых первых кадрах мы видим, как в 1952 (!) году профессор на лекции объясняет студентам, что генетика - лженаука. А главный герой честно говорит, что в это не верит. И начинается... Дальше - больше, резкие авторитарные учёные-фанатики, чиновники и стяжатели от науки, открытия, признанные Западом раньше, чем нами... Ещё отмечу фразу Папанова "Это знает только Господь Бог" (в советском кино! в устах представителя науки).
Кстати, с актёрами всё ого-го: неуклюжий Белявский и красавец-любовник Лановой, харизматичнейший Плятт в роли гениального профессора со сложным характером, злодейский Лебедев, роковая Прохоренко... При этом по ходу дела драма развивается так, как не снилось многим современным киноповестям и игровым биографиям. Герои сомневаются, о(т)ступаются. Наличествуют сись героини, любовные драмы и треугольники. Мораль и правда ускользают, прячутся и снова появляются. Конечно, местами схематизма избежать не удалось, конечно, часто - особенно ближе к концу - авторы тонко так намекают насчёт своего мнения. Но совсем без этого было бы невозможно, да, пожалуй, и не нужно.
Думал уже, что подзабыл и что преувеличиваю разовое впечатление (на самом деле полутораразовое, потому что потом посмотрел отдельно начало, не удержался и ещё немного пересмотрел). Но вот сейчас написал - и ведь свежо всё, как щас. Нет, это очень мощное кино.
1. Eternal Sunshine Of The Spotless Mind (Вечное сияние чистого разума), 2004, Мишель Гондри
В первые полчаса я и предположить не мог, что кино произведёт на меня такое неизгладимое. Ясно было только, что опять оригинальное и нелинейное повествование, которое даёт мало возможности быстро врубиться (как и в случае с Нолановскими картинами, и в случае с "Обычными подозреваемыми"). Впрочем, я не переживал, а, расслабившись, наслаждался чудесными Уинслет и Кэрри.
Но, начиная с какого-то момента, каждая сцена начала бить по самому-самому, по нарастающей. Причём когда казалось, что уже понятно, к чему идёт и где основная линия, режиссёр внезапно обращался ко второстепенным персонажам и показывал там отдельную драму (если говорить только о восприятии: примерно те же чувства вызывали "Братья Карамазовы" при первом прочтении - то же нарастание-крещендо и такое же переключение в самый захватывающий момент - хотя вообще, конечно, ничего общего между этими произведениями нет). Смотрел в одиночку, но три или четыре раза произносил вслух: "Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сильный фильм".
И всё же не готов рекомендовать большинству, в отличие от того же "Чтеца". Очень на любителя. (Конечно, не настолько, насколько "Наука сна" этого же режиссёра, и тем не менее). Кино про real love, со всеми её прелестями и "прелестями", пусть и в полуфантастических декорациях. Не соплятина в сахаре. Но и подача своеобразна, и кому-то может показаться, что автор ломится в открытую дверь. Легко можно и утомиться, и заснуть.
Для меня оказалось безумно красиво, безумно честно, безумно близко - всё в одном флаконе. Помноженное на двух великолепных актёров. Да и все второстепенные герои сыграны чудесно (в первую очередь, Кирстен Данст и не очень известные актёры, играющие начальника и программиста, а в несколько менее первую, Элайджа Вуд).
Вообще, никогда не был человеком, меняющим вкусы как перчатки, даже в тинейджерский период. Наоборот, мне обычно годы нужны, чтобы что-то разонравилось или, наоборот, затмило всё предшествующее. И тем не менее, просмотр этого фильма - тот случай, когда всё делится на ДО и ПОСЛЕ.