Так вот, чтобы окончательно подвести итоги, в чем беда этой самой "Стражи" якобы по Пратчетту и забывть это все, наконец, как страшный сон (хотя кого я обманываю...) Для тех, кому это важно, предупреждаю еще раз: там будут типаспойлеры дальше потом.
1. То, в чем меня опередили ранеепосмотревшие и отрецензировавшие из "Полигона" (я о них писала и даже ссылку давала): полное отсутствие реальной мотивации к своим поступкам у наших протагонистов. "С чего они решили исправлять жизнь в Анк-Морпорке?", удивились авторы той рецензии, и по завершении первого сезона (да, нам, возможно, грозит второй) мне нечего на это ответить.
Нет, они там между делом, ближе к финалу, кричат, чтобы жители спасались от дракона, и парочка участников действа (в основном Сибил) пару раз задвигает доклады о справедливости и ее отсутствии (под конец - скомканно, торопливо и внезапно требуя демократических выборов хотя бы на низовом уровне), но я иногда от политинформаторов слышала более естественные и убедительные речи. А так все заняты погоньками, страдашками (местами со взаимным психоанализом), отношеньками, выкручиванием из очередной задницы и выкобениванием телесным и интонационным. Нет, у Терри хватало и экшена, и диалогов о состоянии друг друга, и размышлений, и забавного... И все это было естественно, вытекало из характеров, не выглядело концертными трюками и прочнейшим образом базировалось на той самой мотивации и, извините пожалуйста, личных ценностях участников. Тут же куда важнее рюшечки, кто окажется круче в итоге, сведение героев в пары и да, репризы у ковра с танцами и песнями (поставленными хуже, чем столетней давности советский "Волшебный фонарь", без единой запоминающейся мелодии и с очередным искажением смысла - это ж надо издевательский солдатский марш превратить во что-то среднее между соулом и госпелом...)
И у сюжета ровно столько же обоснуя, сколько у действий героев. "Потому что гладиолус", да. Почему Патрицианка выбрала Ваймза на роль чемпиона города, который все выяснит и все исправит? А хрен ее знает. Почему вышесказанный Дарк Саммонинг под песню Шелли побеждает всех противников в пользу наших? Тот же ответ. Почему оно же, такое могучее, не годится ни против чего другого? Ну, вы поняли. И роль финального концертного музыкального номера прояснена ровно так же. Надо думать, вдохновение - хороший огнеупорный материал. То-то поржал бы настоящий Сэмюэль.
И столь же автоматически переключается настрой участников: только что они ныли, вздыхали и не находили слов при встрече с Карцером - а когда в силу неких спойлерных событий на его месте оказывается кое-кто другой, они ведут себя с этим кем-то, как свои злобные двойники из параллельного мира, который уже откуда-то из Стар Трека, похоже, сюда затащен. (У Терри намеки на него вообще другие).
2. Неоднократно упомянутое не только мною искажение всех до одного персонажей. Достойный (в рамках гильдии убийц) Иниго стал трусом, моральным садистом и трижды предателем; несокрушимый, отважный оптимист, готовый ко всему и схватывающий на лету тоже все Моркоу - унылым страдальцем. которому все надо втолковывать по триста раз и чей местами проявляющийся ум примерно так же неуместен, как его бесконечное нытье. Клоунски выеживающийся Ваймз в километрах подводки, с периодически прижатыми ушами, прикушенным языком и такими гибкими принципами, что позавидует сам Достабль (Ваймз, мать-перемать!!! откликнулось эхо), которого всей Стражей волокут к героизму и роли защитника (и толком так и не выволакивают). Мучающийся самооценкой Карцер с прошлым матери Терезы, у которого нет выхода, кроме как всех убить, у бедняжки (кто читал про этого Чикатило Пратчеттверса, оценит). И что там Карцер, они Темный Призыв изобразили положительно-спасительной силой, прикиньте. Патрицианка, не умеющая из того, что умеет ее якобы прототип, ровно ничего, а в качестве решающего хода выбравшая... спрятаться. (И это вот служило в очистке, в смысле, закончило курсы Убийц?) Дворняжистая Ангва с вампирскими судорогами и байроническими страданиями, тоже. Даже довольно интересная Шелли со своей философией и любовью к патологоанатомическому делу не имеет ничего общего со своей книжной тезкой (но ее хоть не унизили и не опримитивили, непонятно почему...)
3. А так-то опримитивили там практически все. Включая довольно сложный жанр, смешивающий притчу, комедию, боевик, детектив, наблюдения за жизнью и мечту. И превратившийся в нелепую смесь комикса худшего разбора (бабах, бадабум, гыгыгы, давайте напихаем всего, что только можно, от Эскалибура до Вудстока), любовного романчика (того же уровня, с фразочками типа "если я, вернувшись, найду тебя на том же месте, я буду точно знать, что ты мой", причем из уст тех, кто у Терри так воообще разговаривать не умеет, даже понарошку) и... нет, это даже мюзиклом не назовешь, из всех номеров обоснован отчасти только один (и он в очередной раз унижает Ваймза, ура).
4. И едва ли не главное для меня. Все ценности Терри и его мира идут даже не лесом - летят кувырком с высокой башни, откуда здесь столь красиво летает Карцер (раз пять, не меньше - повторять трюки они тоже любят). Для Ваймза цель минимум дважды оправдывает средства. Отбеленные - пардон за каламбур - Карцер и Темный Призыв означают ровно то же самое: пофиг адаптаторам на то, кто что представляет в этом во всем). А тех, на чью защиту как бы выступает стража изначально, в кадре нет вообще. Зачем, в самом деле...
Так что цвет и пол героев, и общий бюджет этого всего - это мелочи. Хотя в некоторых кастинговых случаях и говорящие. И как же грустно-забавно - но при этом вполне закономерно - что в итоге суть той самой повестки, ради которой якобы тут все делалась (и которой, не устану повторять, вполне хватало в оригинале) - голос для тех, у кого его не было, отстаивание права на существование и достоинства для тех, кому всегда в нем отказывали и ты ды - профанируется до полной бессмысленности и абсолютной формальности. "В ДК идет заутреня за дело мира" (ц).
И финальный, столь же обоснованный внезапный клиффхангер, эта второсортная манипуляция по высуливанию второго сезона, только подтверждает, что речь не только не о творчестве, но даже не о попытке в заявление, а о конвейерном товаре, изготовленном, при этом, даже не на Малой Арнаутской...