Я обозначила целью занятий взросление художника; под этим я понимаю определенное отношение к себе и своему делу. Уважение, осознание, принятие. Разрабатывая
курс, я думала о том, чтобы дать слушателям инструмент для самостоятельной работы и действия без указки, по своей воле и на свою ответственность. На занятиях мы много думали, писали, проговаривали, обсуждали, анализировали, а потом участники пробовали принцип действия. Полученный опыт авторы распространяли на свое творчество дома. Именно тогда, на мой взгляд, совершалась основная работа.
Мне было важно, чтобы курс был связан с концентрацией внимания на своем - своем собственном - творчестве, чтобы он был не забегом вида "изучи сто новых приемов", а погружением, остановкой для раздумий о том, что происходит сейчас и куда двигаться дальше. Главное должно было начаться по окончании курса; конец становился началом. Поэтому последним заданием закономерно стала организация выставки. Участники выставки решили представить работы общим потоком, потому что именно пройденный путь они сочли той ценностью, что хотелось показать. Финальные задания, коллективные работы и самые дорогие сердцу личные успехи вывесили отдельно. После развески к нам пришли гости, и у нас случились небольшие презентация и беседа.
Самым ценным для меня было редкое разнообразие мнений, подходов и работ, что рождались на каждом занятии. И, конечно, разнообразие талантов и характеров; недаром занятие о коллективном творчестве вызвало единодушный восторг как у участников, так и у зрителей. Самым радостным - очень серьезная, искренняя, вдумчивая работа группы, которая велась без перерывов и выходных, с онлайн-обсуждениями домашней работы, решением проблем, походами на выставки, личными инициативами, когда помимо моего задания дома придумывалось и выполнялось собственное. И, конечно, зарождение и реализация новых смелых замыслов у участников сразу после окончания курса. Ради этого все и затевалось.
Презентация выставки работ участников курса о целеполагании. Автор рисунка - Ольга.
Подготовка выставки и первые гости.
Вернисаж и презентация.
Финальная беседа в узком кругу.
В ходе курса нужно было выполнять письменные задания, и самым первым рабочим инструментом участников стал блокнот для записей.
Первое занятие было посвящено разнообразным авторским целям, разговорам о том, откуда берется замысел, о том, как по-разному можно смотреть на одно и то же. Практическое упражнение было нацелено на смену фокуса внимания; занимались рисованием с натуры. Рассказывать другим, а не срисовывать себе. После каждый получил свое персональное домашнее задание на внимание и передачу замысла. Кроме того, нужно было сделать графический лист на основе любого аудиторного наброска с натуры.
Кате задание далось непросто, и она работала над ним дома в течение всего курса. Эту серию Катя вынесла отдельно как значимую для себя работу.
Аудиторная и домашняя работа Риммы.
Одна постановка - разные задачи. Ника.
Позже Ника на основе аудиторного наброска сделала не графический лист, а целый холст.
В качестве домашнего задания Нике достались портреты по памяти.
Домашняя работа Ольги.
Следующее задание было посвящено разговору о системе ценностей. Домашнее задание - изучение работ близкого художника. Ольга и Римма учились у Верейского, Ника - у Пепперштейна, Катя - у Митрохина, а Наталья - у Мухи. Римма провела на выставке Верейского в Новой Третьяковке 4 часа, зарисовывая вид из окна. Как только возникали вопросы, Римма шла смотреть, как же решал их мастер. В верхнем левом углу - кукла работы Натальи, которую она сделала во время курса, и тоже решила представить на выставке.
Работа Кати
Следующий очень важный блок заданий - об организации листа. Мы занимались и анализом работ художников, и выполнением разных композиционных упражнений. После связывали упражнения с повседневной практикой.
Анализ картин художников. Работы Риммы.
Работа Ольги.
Акцент-нюанс. Работа Ники.
Ночные кошмары Ники, Натальи и Риммы.
Слева - работа Риммы на тему "Ссора", справа - иллюстрация Натальи к ненаписанной сказке.
Так полюбившееся коллективное задание. Над каждым листом работало три автора.
Одна поза - три авторских коллектива.
Модель, множество задач и полная свобода в выборе материала. Но выбирать надо с умом, под решение конкретной задачи.
Наброски по 1 минуте, автор - Ника.
Острота и нежность. Автор - Ника.
Рисовать белым. Автор - Наталья.
Нежность. Автор - Наталья.
Модель в интерьере. автор - Наталья.
некоторые работы Кати.
Некоторые работы Ольги.
Некоторые работы Риммы.
В финальном самостоятельном задании участники постарались применить полученный опыт. Тема - автопортрет. Перед началом работы мы уделили время практике рисования лица. Участники выставили только ту часть работы, которую они сочли нужным показать.
Работы Кати.
Работы Натальи.
Работы Ольги.
Работы Ники (в том числе недописанные).
Работы Риммы.
Если вы хотели попасть на курс, но по каким-то причинам не сумели, или захотели прямо после прочтения поста - напишите мне о своем желании на gritsenko.natalia@gmail.com.