Похоже частные коллекционеры начали всерьез задумываться о судьбе своих собраний. Известно, что многие коллекции после смерти владельцев разбазариваются наследниками. А ведь их собиратели всю жизнь искали, покупали и любовно складывали вещь к вещи, картину к картине, формируя свои коллекции. Ну и конечно хотели бы после себя оставить их целостными и доступными. Да и имя свое меценатское им наверняка хотелось бы тоже оставить в истории культуры России. Поэтому сегодня состоятельные коллекционеры начали сами формировать общедоступные частные музеи. И это отрадное явление.
Такой частный музей -
Институт русского реалистического искусства- мы с женой посетили на днях.
Здание Института русского реалистического искусства. Бывшая котельная ситценабивной фабрики Эмиля Цинделя
Музей работает уже 5 лет, но мы наткнулись на него недавно. В сети я часто встречал название - Институт русского реалистического искусства. Но думал, что это не музей, а исследовательская организация. Оказалось же, что это совершенно восхитительный музей русской реалистической живописи XX века. Реалистическая живопись в широком понимании - есть и соцреализм и реализм 60-х 70-х годов и "реализм Фалька или Кончаловского". Единственно чего там нет так это т.н. актуального искусства и авангада 20-х годов - Поповой, Малевича, Лисицкого и т.п.
Создан музей собирателем русской живописи и меценатом, одним из совладельцев "Промсвязьбанка" Алексеем Ананьевым. Второй совладелец этого банка его же брат, Дмитрий Ананьев. Но у него, наверное, другие увлечения. А вот собирание русской живописи это хобби Алексея. Его собрание и составило коллекцию музея.
Предприниматель и меценат Алексей Ананьев
За религиозность и участие в церковных делах братьев Ананьевых в СМИ иногда называют "православными банкирами". И действительно они оба активные прихожане Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках. А Алексей Ананьев по воскресеньям еще и прислуживает батюшке в этом Храме.И если вам придется зайти в этот Храм и увидеть красивого, высокого, бородатого служку рядом с настоятелем Храма, то это скорее всего и будет Алексей Ананьев. И вам придется поверить в то, что этот скромный церковный служащий миллиардер из списка Forbes...)).
Музей размещен в одном из корпусов бывшей московской ситценабивной фабрики товарищества Эмиля Цинделя, построенной еще а начале XIX века архитекторами Брандтом и Эрихсоном.
Весь же комплекс бывших фабричных зданий принадлежит обоим братьям Ананьевым и называется "Деловой квартал "Новоспасский"";.
Н.П. Богданов-Бельский ( 1868 - 1945) Деревенские мальчики, 1916
Николай Петрович Богданов-Бельский, сам внебрачный сын батрачки, знал жизнь низших слоёв общества и писал в основном сюжеты из крестьянской жизни.
В.К. Бялыницкий-Бируля (1872 - 1957),Зимний пейзаж, 1911
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля развивал традиции русского лирического пейзажа .
Л.В. Туржанский (1875-1945), Песнь весны, 1913
Русский художник Леонард Викторович Туржанский Был одним из первых в России кто применил художественный метод импрессионизма. Ученик Серова и Коровина.
П.И. Петровичев (1874-1947), Розы, 1918
Петр Иванович Петровичев был учеником Серова и Левитана.
А.М. Герасимов (1881 - 1963), Портрет А.П. Троицкого,1932
Александр Михайлович Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР в 1947-1957 годах. Этот портрет был написан для знатока живописи, художника-гравера А.П. Троицкого.
И.И. Бродский (1883-1939), Портрет Климента Ворошилова в кабинете, 1929
Исаак Израилевич Броодский - живописец и график, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.
Г.Н. Горелов (1880 - 1966), Семейный портрет, начало 1920-х
Гавриил Никитич Горелов считался советским "придворным художником", махровым соцреалистом. В послевоенные годы творчество Горелова стало ещё более идеологизированным - автор известной картины «Сталин и три богатыря». Но этот семейный потрет полказываетнам Горелова с неожиданной стороны.
А.А. Осмёркин ( 1892 - 1953), Дама в черном берете, конец 1940-х
Александр Александрович Осмёркин - ученик Ильи Машкова, исповедовал принципы московского сезаннизма. В конце 1940-х был обвинен в поклонении Сезанну и Матиссу и уволен из Московского художественного училища им. В.И. Сурикова в котором руководил мастерской. Личность дамы в черном берете пока остается неизвестной, однако не исключено, что это сам Осмёркин в новом образе. На это намекает невероятное сходство модели и художника.
В.В. Лебедев (1891-1967), Портрет Александры Латаш, 1937
Владимир Васильевич Лебедев - живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. С детства помню книжки Маршака с илл. Лебедева. Александра Латаш тоже художник, друг Лебедева.
М.П. Кончаловский (1906-2000), Собака на красном коврике, 1938
Михаил Петрович Кончаловский - сын знаменитого художника Петра Петровича Кончаловского, брат Натальи Петровны Кончаловской, матери Андрона Михалкова-Кончаловского и Никиты Михалкова, а значит их дядя. Никогда ничего не слышал об этом художнике.И в сети посмотрел - там о нем тоже мало что написано. Да и Михалковы о нем не говорили. А может я и пропустил.
В.Г.Цыплаков (1915-1986), Автопортрет (играет на окарине), 1949
Виктор Григорьевич Цыплаков, народный художник РСФСР, Член-корреспондент АХ СССР. Известность Цыплакову принесли его работы «Горький на Волге» (1945), «В. И. Ленин» (1947), «Допрос Зои Космодемьянской» (1945). Он был одним из немногих художников, которому было разрешено делать зарисовки похорон И. В. Сталина в 1953 году.
Окарина - древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта.
С.В. Герасимов (1885-1964), На отдыхе, 1950-е
Сергей Васильевич Герасимов - академик АХ СССР, народный художник СССР, был первым секретарем Правления Союза художников СССР
(1958-1964). Ученик Константина Коровина. Проявил себя как опытный педагог (преподавал, ещё с 1912 года, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе), а также был умелый и чуткий администратор, в сталинские времена имел прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала за что в 1948 был уволен с поста директора МГХИ имени В. И. Сурикова. Не путать с Александром Герасимовым - тоже хорошим художником, но верным цередворцем, президентом Академии художеств.
Г.К. Савицкий (1887-1949), На берегу Касимова, 1946
Георгий Константинович Савицкий - сын передвижника Константина Савицкого. Учился сначала у отца, потом у Владимира Маковского и Франца Рубо в Петербургской академии художеств. Был одним из основателей Союза советских художников.
И.М. Рубанов (1903-1988), Автопортрет, 1929
Иосиф Менделевич Рубанов - выпускник Вхутеина, ученик К.Н. Истомина, И.И. Машкова, А.А. Осмёркина, В.А. Фаворского, А.В. Шевченко.
Л.С. Котляров (1925-2007), Медсестрички. Отдых после дежурства, 1956
Лев Серафимович Котляров заслуженный художник РСФСР, абсолютный продукт Советской эпохи, художник, чьи картины знакомы каждому с детства по хрестоматиям "Родная речь".В 1952 году как член авторского коллектива по созданию фундаментального группового портрета «Заседание президиума Академии наук СССР» Котляров был награжден Сталинской премией.
Ю.И. Пименов (1903-1977), Стюардесса, 1973
Юрий Иванович Пименов мой один из любимых советских художников. Один из основателей Общества художников-станковистов он всегда хранил верность чувству нового. Почти все свои произведений он посвящает Москве, меняющей свой облик.
Б.С. Угаров (1922-1971), Березы, 1961
Борис Сергеевич Угаров - академик АХ СССР, народный художник СССР. Ученик Грабаря и Мыльникова.
С.П. Ткачев (1922), А.П. Ткачев (1925), Детвора, 1962
Одно из самых известных полотен братьев Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачевых.
С.П. Ткачев (1922), А.П. Ткачев (1925), Осень 1941 года. Письмо с передовой,2009
Две знаменитые работы Георгия Григорьевича Нисского (1903-1977) начала 1960-х годов "Над снегами" и "В пути".
Эти две картины одни из самых дорогих в коллекции Ананьева. «В пути» стала эмблемой выставки. Рассказывает Алексей Ананьев: «Все ожидали, что я буду биться за нее на Sotheby’s, но я биться не стал, а купил ее после аукциона. Интерес к ней на торгах проявился, но по тем или иным причинам люди ее купить не смогли, и это сделал я».
Ю.П. Кугач (1917-2013), Свадьба, 2000
Юрий Петрович Кугач - народный художник СССР, академик АХ СССР .
Это первая знаковая работа собрания Ананьева. Однажды Алексей Ананьев пришел в Третьяковскую галерею и увидел там работу Кугача «Перед танцами», которая ему очень понравилась. Он поинтересовался у одного из коллег, который помогал ему устанавливать контакты с художниками: «Разве работы такого уровня еще можно купить?» «Можно, - ответил тот. - У Кугача есть еще “Свадьба”, тоже музейного уровня. Так эта работа была куплена у самого художника.
Д.Д. Жилинский (1927-2015), Весна художественного театра, 1988
Дмитрий Дмитриевич Жилинский написал эту картину к 90-летию МХАТ. На картине изображен прием, который 24 апреля 1900 года устроила ялтинская подруга Чехова Фанни Татаринова. Помимо реальных участников приема на полотне изображены крупнейшие русские деятели культуры тех лет. В центре полотна племянник Чехова, будущий актер Михаил Чехов. За его спиной стоит сам Антон Павлович и Мария Андреева. Рядом Ольга Книппер, Федор Шаляпин и Максим Горький. Слева за столом Владимир Немирович-Данченко и сестра Чехова Мария. Справа Всеволод Мейерхольд и актриса Мария Николаева. По лестнице поднимаются Сергей Рахманинов, Константин Коровин, Евгения Раевская и Алесксандр Артем. В толпе узнаваемы также Александр Куприн и Леонид Андреев.
Интересно найдется ли читатель этого поста, который сможет определить всех изображенных на картине.
В.Е. Попков (1932-1974), Весна идет. Автопортрет, 1963
Виктор Ефимович Попков - яркий представитель поколения шестидесятников. Он вошел в историю российского искусства стремительно и ярко. Сразу после окончания института им. Сурикова Виктор Попков стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах, снимали на телевидении. Погиб в результате несчастного случая.
В.Е. Попков (1932-1974), Старик, 1963
В.В. Янаки (1980), Щедрая осень, 2005
Влкдимир Викторович Янаки - молодой рязанский живописец. Картина была признана лучшей дипломной работой Московского художественного института им. В.И. Сурикова в 2006 году.
Н.Н. Соломин (1940), Ни пуха ни пера,2002
Николай Николаевич Соломин -академик РАХ, народный художник РСФСР, в 1989-1997 г.г. художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Выполнял росписи восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве.
Для справки:
Ранее уже писал про некоторые частные музеи:
Галерею Вересов,
Галерею Галеев,
Галерею "Мастерская Монахова на Патриарших",
Музей русского импрессионизма и
Музей Ар Деко.