Когда публике поднадоели милые патриархальные лодочки, труженики чёрной накидки предложили новую услугу - фотографирование в автомобиле. Прогрессивный снимок очень понравился обывателям, и производство фанерных машинок было поставлено на поток. Теперь свой автомобиль имелся в каждой студии, и у каждого ярмарочного светописца. Так что наверное в начале двадцатого века самый большой автопарк имелся у фотографов.
Первые студийные автомобили рисовались очень тщательно, с соблюдением пропорций и технических деталей. Можно отметить наличие рессор, ручного тормоза, цепного привода, и клаксона с резиновой грушей. Благородные дамы с удовольствием катались по нарисованному лесу с молодым гимназистом.
Борта дореволюционных фаэтонов отделывались узорами, а на "полированных" поверхностях изображались блики.
Солдат царской армии настолько дорожил таким снимком, что за немалые деньги отдал его в роспись.
Но эра изящных кабриолетов и шикарных ландо закончилась выстрелом Авроры. Революционные матросы опустошили винные погреба Зимнего дворца, и национализировали царские ценности.
В молодом советском государстве люди хотели фотографироваться не меньше, чем при царе-батюшке, но платить как раньше, они уже не могли. Это нанесло бутафорским автомобильчикам невосполнимый урон. Качество прорисовки упало, и теперь из необходимого были лишь колёса и фары, всё остальное могло быть обозначено очень схематически, на уровне требований к игрушкам для детсадовского возраста.
Революционные автомобильчики устремились из Москвы в переименованный Питер, и несмотря на герб, украшающий дверь, на заднем плане ещё просматривалась помпезная буржуазная роскошь. Вообще, стоит заметить, что идеологический контроль за фотографами в РФСР был поставлен из рук вон плохо, и на суровом челябинском автомобильчике...
..вполне мог обнаружиться серп и молот, перевёрнутый слева направо.
Случись такое например в газете - главреда расстреляли бы без суда, прямо во дворе типографии. А в фотостудиях бытовиков - прокатывало.
Художник из Украинской ССР вообще изобразил на решётке радиатора такую вольную фантазию на тему символа единства рабочих и крестьян, что серп и молот в этом рисунке сможет опознать не каждый. (Про земной шар я вообще молчу)
Интересен вопрос автомобильных марок, предпочитаемых провинциальными художниками. Поначалу среди фанерных тарантасов превалировали кареты марки Форда.
Изредка попадались кабриолеты Рено.
Или что-то не идентифицируемое, но тоже буржуйское.
Но как только был налажен выпуск отечественных автомобилей, на деревянных радиаторах появился шильдик "АМО".
Впрочем, чаще всего студийные драндулеты названия не имели. И почему-то именно безымянные получались самыми уродливыми.
Видимо, машинки с названиями всё же перерисовывались с чужих фотографий, а те что не имели имён, являлись чистой импровизацией художника.
И конечно же, в полном соответствии с традициями тех лет, на машинки наносились надписи с приветами для друзей..
А порой бережливый фотограф извлекал из кладовки завалявшиеся там
круглые таблички, и развешивал их на бортах.
И далёкие родственники получали суровый "Привет из Омска".
Также была чрезвычайно популярна тема автопробегов. По неизвестной причине почти все маршруты пролегали из Москвы в Одессу.
Наивность этих картинок, на мой взгляд, совершенно прелестна. И наверное самая шикарная фотография из всех - это снимок пролетарских детей с призывом "Дагнать и перегнать все капиталистические страны". Причём именно "дАгнать", через "а".
Хорошо хоть герб в правильную сторону нарисован.
И технические фокусы с ГРИП для тех, кому ещё не надоел этот лонгрид. Полагаю, далеко не каждый заметил, как на снимке с машинкой, предлагающей "ждать еду с Урала", изящно решён вопрос с глубиной резкости. Перспектива рисунка обманывает наше восприятие, заставляя думать, что шофёр сидит на переднем сидении, а пассажир на заднем. В действительности же их задницы размещены на одной и той же лавке.
Так фотограф создал впечатление объёма без проблем с фокусировкой. Молодец, что тут скажешь?! Не то что этот идиот "Жди приеду, прощай уезжаю"!
Эра машинок продлилась недолго, а жаль. На мой взгляд, это был один из лучших видов студийной бутафории всех времён. Вскоре в студиях поселились другие декорации, и автомобильчики были забыты. И я был очень рад, когда обнаружил фанерный кабриолет у пляжного фотографа из станицы Голубицкой: