В это сложно поверить, но традиция фотографироваться в зимней одежде сохранялась в нашей стране на протяжении почти ста лет. Первыми это начали делать представители благородного сословия, чтобы вызвать зависть окружающих и покрасоваться. (Да-да, всё это уже было задолго до появления Инстаграма)
Напоказ выставлялись меховые воротники, шикарные муфты, и соболиные хвосты.
Подружки-институтки, и мамы с детьми, непременно приносили новые наряды в студию, чтобы запечатлеться на память.
Некоторые детские костюмчики кажутся сшитыми исключительно для фотосессии. (Особенно те что в центре, с ушками)
Если семейный бюджет не позволял купить зимние наряды для всех, то шубу надевал только отец, или та дочь, что была на выданье.
Никого не смущало, что глава семьи упакован как в морозный день, а младенец позирует в крестильной рубашечке.
Русское купечество, не обладая тонким вкусом, демонстрировало монументальность силуэтов, и повышенную мохнатость воротников.
В общем все были невероятно счастливы, клиенты получали хорошие снимки, а фотографы удовлетворяли спрос на снежные задники.
Но ничто не длится вечно, и однажды в нашей стране случилась революция. Власть, перешедшая в руки рабочих и крестьян чекистов, сильно изменила страну, но фотомода никуда не делась. Граждане по-прежнему снимались в зимней одежде, разве что изящные лаковые туфельки девушек превратились в валенки.
Период НЭПа не привнёс ничего нового, традиция позирования в шубах была сохранена.
Прошли годы, миновала Великая Отечественная, Сталина сменил Хрущёв, но наши соотечественники упорно продолжали позировать в зимней одежде. Но теперь уже по совершенно другой причине.
В те бедные годы красоваться было особо нечем, и зачастую самой приличной частью гардероба советского человека была верхняя одежда. Вот её в студию и надевали.
Деревенские девушки старательно застёгивали свои ветхие пальтишки до самой верхней пуговки. О красивых платьях и цветных кофточках они могли только мечтать.
Впрочем прогресс не стоял на месте, и к семидесятым вернулась мотивация тщеславия. Теперь гражданин СССР позировал в верхней одежде потому, что его распирала гордость от обладания приличной тёплой курткой.
Полным апофеозом жизненного успеха служило кожаное пальто.
Именно в тот период на головах советских людей воцарилась меховая шапка. Этот предмет одежды был вполне доступен, но всё равно воспринимался как предмет роскоши и (чем чёрт не шутит?!) некоторого стиля. Так что зимние шапки немедленно превратились в модный студийный аксессуар.
Шли годы, благосостояние советских людей неуклонно росло, и вскоре обладание качественной зимней одеждой перестало быть признаком достатка. Но традиция позирования "в тёплом" никуда не делась. Более того, девушки заказывали целые серии снимков в вязаных шапочках.
Временами в советских "зимних" фотосессиях обнаруживались даже попытки показать изящную (в понимании советского человека) одежду. Чёрная вуаль спокойно сочеталась с болоньевой курточкой, а каракуль - с вязаными варежками.
Но в общем и целом к началу восьмидесятых традиция позировать не раздеваясь сохранялась уже скорее по инерции. Частично можно было понять только мамаш, которые тащили детей к фотографу именно затем, чтобы снять их в виде укутанных неваляшек.
А вот когда в студии не раздеваясь позировала большая семья, это я могу объяснить только необъяснимым желанием соблюсти давнюю традицию.
Можно только представить себе, как они мучились от жары, пока фотограф их всех рассадил, выставил свет, и нажал на кнопку.
Вскоре позирование в тёплой одежде начало потихонечку отмирать. Последние меховые наряды тащили в студию только работники крайнего севера, и героические челюскинцы.
К концу восьмидесятых странная манера не раздеваться в фотопавильоне полностью умерла. На последних карточках той эпохи мы видим советских людей на классическом
сине-красном фоне, с классической печалью в глазах.