Сегодня мы с вами снова обратимся к трудам Вильгельма Обгартеля и на этот раз заглянем на Шприценштрассе, что бежала параллельно северной стороны Альтер Маркт. К сожалению, данную статью автор скорее посвятил становлению пожарной дружины Инстербурга, нежели повествованию об истории одной из старейших улиц города. Впрочем это вполне в его духе - зацикливаться на чём-то одном важном, при этом упуская из виду всё остальное. - Е.С.
Автор - Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)
Перевод, комментарии, иллюстрации - Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
Вид с запада на восток. Отчётливо видна башня Лютеркирхи.
Из всех городских улиц эта наилучшим образом передаёт характер почтенного Инстербурга. Если вам захочется ощутить романтику старого города, то вам непременно стоит отправиться на эту улочку, приютившуюся в стороне от шума и деловой суеты, и позволить ей творить чудеса. Не одни лишь старинные здания говорят нам об ушедших временах и культурных особенностях, но также и мостовая, с её подъёмами и спусками даёт нам понять, что мы ступаем по самобытной земле. К примеру на соседней Альтер Маркт такого уже нет. Там ещё в 1729 году все перепады высот были устранены в результате масштабных земляных работ. Если искусство живописи и рисунка имеют своей целью запечатлеть идиллический уголок старого Инстербурга, то Шприценштрассе и сегодня может предложить немало привлекательных мотивов.
Опустошительные пожары, неоднократно охватывавшие старый город, стали причиной того, что их тушению с самого начала уделялось особое внимание, а улица, на которой хранилось пожарное оборудование, получила название Пожарной (Spritzenstrasse правильнее было бы перевести как Брандспойтная улица, но по смыслу больше просится Пожарная - Е.С.).
Масштабные пожары были частым явлением в городах Восточной Пруссии в XVI, XVII и XVIII веках вследствие их преимущественно деревянной застройки и отсутствия какой-либо пожарной безопасности. Первый крупный пожар обрушился на наш молодой город 9 июля 1590 года, почти превратив его в пепел. Сгорело тогда порядка 150 домов. Уцелели только кирха, домик священника, школа и ещё девять зданий.
Взгляд в обратную сторону вдоль Шприценштрассе, с востока на запад.
Дабы в будущем защититься от разрушительной силы огня, 23 февраля 1660 года в «Общие законы» был внесён ряд положений, касающихся тушения пожаров. Каждый гражданин обязан был следить за своим очагом и чистотой дымохода. Никому не дозволялось держать дома сена или соломы больше, чем им требовалось на день и ночь. В кузницах дозволялось хранить уголь только на открытом воздухе или в сводчатом погребе. Каждый трактирщик должен был снабдить своего квартирмейстера лестницей и кожаными вёдрами.
Пожарные кожаные вёдра
Несмотря на все эти правила 24 июля 1690 года на город снова обрушилась беда. Очаг пожара образовался в дымоходе дома на Мюлендамм (ныне ул. Замковая - Е.С.) и бушевал с 9 утра до 4 часов пополудни, вновь превратив процветающий город в груду дымящихся руин. Уцелела только кирха, школа, домик священника и ещё 24 дома, а ратуша лишилась своей приметной башенки. Жители мало что смогли спасти из собственного имущества, поскольку были заняты работой в полях.
Принимая во внимание, что город уже дважды пострадал от одного и того же бедствия, были приняты ещё более тщательные меры, чтобы обезопасить его от аналогичных несчастий в будущем. В 1692 году был предложен усовершенствованный пожарный устав, но реализован он был лишь в 1715 году. Представители совета, суда и граждане города, собравшиеся в доме бургомистра Иоганна Тирбаха, пришли к общему соглашению по 19 пунктам, которые были утверждены правительством в Кёнигсберге. Отражая благочестивый дух того времени, введение к новому уставу имело следующую формулировку: “Прежде всего нам следует обратиться с искренней молитвой к праведному и ревностному Богу, особенно в связи с беспричинным нарушением нами дня субботнего, дабы не давать Ему повода и в дальнейшем допускать у нас пожары». Следом из состава совета, суда и общины были выбраны четыре пожарных начальника, которым, как и интендантам 10 городских кварталов запрещалось покидать город ночью без дозволения бургомистра. Горожанам предписывалось иметь пожарные вёдра и пожарные крюки, а также 10 полностью запряжённых лошадей (их смена начиналась в 8 утра и длилась 24 часа), готовых в любой момент забрать необходимое оборудование и бочки с водой из пожарной части.
Фахверковые склады и старые дома на Шприценштрассе всегда оставались излюбленной темой для художников и фотографов. Крайний дом справа - Шриценштрассе №17 (его полную фотографию поместил в статью несколько ниже).
С каждого горожанина взимался специальный налог на приобретение и содержание пожарного оборудования. Дымоходы отныне должны были выступать за пределы крыши. Те, у кого из дымовой трубы появлялось открытое пламя, вынуждены были выплатить штраф в размере 5 флоринов.
Варка пива в домашних условиях каралась штрафом в 60 флоринов. Солодовники, каменщики и плотники были приведены к особой присяге. Содержащиеся в домах запасы дров, сена, соломы и прочего фуража, должны были быть сокращены до однодневного запаса. Пожарные начальники были вынуждены ежемесячно проверять соблюдение установленных правил, осуществляя ревизию домов. В тёплое время года перед ратушей стояли наполненные водой пожарные ёмкости, готовые к быстрому тушению огня. Помимо этого также и каждый хозяин обязывался в это время выставлять перед своим домом бочку с водой. Улица, на которой вспыхивал пожар, должна была освещаться всеми доступными средствами. На место пожара должны были срочно являться все каменщики, плотники, солодовники, пивовары и брандмейстеры, а также все 10 интендантов, 5 из которых руководили работой брандспойтов, а другие 5 отвечали за использование прочих средств пожаротушения, созданием проходов для подвоза воды и ограждением места пожара. Все, кто принимал на себя обязательства по тушению пожаров приносили торжественную клятву.
Первоначально брандспойты и прочее противопожарное оборудование хранились в конюшне на территории ратуши. Но уже в 1753 году, в одном из описаний города, упоминается пожарное депо, давшее название обсуждаемой нами улице.
Типичный городской пожарный насос XVIII века. Подобный был и в Инстербурге.
По сохранившимся сведениям, созданная в 1715 году пожарная команда получила статус обязательной, и вот уже 150 лет обеспечивает пожарную охрану нашего города. В конце XVIII и начале XIX веков Инстербург неоднократно охватывали крупные пожары. В мае 1780 года огонь лишил четверых обитателей Пригорода (Vorstadt, впоследствии Siehrstrasse, ныне ул. Калининградская - Е.С.) их конюшен и амбаров. Ещё один пожар уничтожил 28 июля юбилейного 1783 года 12 конюшен и 11 амбаров, а 4 сентября 1806 года, в 4 часа утра, в результате удара молнии в районе Обермюлентор (впоследствии Gartenstrasse, ныне ул. Садовая - Е.С.) и возникшего вследствие этого пожара сгорел 31 амбар.
В 1866 году обязательная пожарная служба была заменена добровольной. Её последовательно возглавляли начальники пожарной охраны предприниматель Шешонка, плотник Хеллбуш, плотник Плат и кузнец Дитц. Осенью 1887 года пожарную часть перевели со Шприценштрассе на Прегельштрассе №18 (примерно на месте нынешнего отдела полиции на ул. Прегельной - Е.С.). Помимо этого, на Цигельштрассе (ныне ул. Победы - Е.С.) напротив сторожки, а также на Театрштрассе (ул. Л. Толстого - Е.С.), на месте нынешнего памятника, где раньше находились городские весы, были размещены резервуары с водой. Когда же вскоре после этого была расширена находившаяся по соседству начальная школа (впоследствии школа Вильгельма Йордана - Е.С.), то пожарной части в её пристройке было выделено специальное помещение для оборудования. Старое депо на Шприценштрассе с этого времени перешло в ведение городской полицейской управы и уголовного сыска.
На протяжении более чем 35 лет члены добровольной пожарной охраны, жертвуя своим временем и финансами, с риском для себя, защищали добро и жизни своих сограждан. Среди всех пожаров, с которыми им пришлось столкнуться, стоит упомянуть два наиболее разрушительных.
Случалось всякое. Акварель "Где горит", Фелисьен Ропс, 1878 год.
В ненастный августовский день 1868 года на городских улицах внезапно раздался звук пожарного горна. Горел склад купца Дёринга на Кёнигсбергерштрассе. Пожар возник из-за неосторожного обращения с фосфорными спичками, для воспламенения которых достаточно было незначительного трения. Благодаря сильному западному ветру и обилию горючих материалов, пламя вскоре достигло угрожающих масштабов. Было серьёзное опасение, что город постигнет та же катастрофа, что и в 1690 году. Военные подразделения покинули свои казармы и построились на Альтер Маркт со всем своим оружием и снаряжением, готовясь покинуть город.
Новый бургомистр Корн телеграфировал в Кёнигсберг с просьбой о помощи. Подкрепления уже находились в Велау (ныне Знаменск - Е.С.), когда местные пожарные заявили, что вмешательство извне станет ударом по их чести и репутации. Они сами готовы были справиться с огнём, и им это блестяще удалось. Однако, упомянутый выше склад, соседний склад льна, а также пивоварня Зееха (позднее Мендельсона) полностью сгорели. Пожарная команда из Кёнигсберга вернулась назад из Велау, так и не успев вмешаться.
Второй крупный пожар объял дома Райха, Кёнига и Когеля на Гольдаперштрассе 28 августа 1900 года. В этот раз пожарной части снова удалось справиться с пламенем без посторонней помощи. Но стало очевидно, что с более серьёзным возгоранием её сил уже недостаточно. Постепенно пришло понимание, что для того, чтобы как можно быстрее добираться до места происшествия пожарных необходимо разместить в их собственной казарме, обустроив там специальную конюшню. Только при наличии профессиональной пожарной части можно было в полной мере обеспечить эффективное тушение различных возгораний, что в значительной степени было облегчено строительством гидротехнических сооружений. 1 октября 1901 года свою работу начала временная профессиональная пожарная команда, а в 1902-1903 годах на Цигельштрассе №18 были возведены нынешние здания пожарной части. Там же был обустроен медпункт и пост дезинфекции, а недавно часть обзавелась ещё и собственным автобусом. До настоящего времени руководство частью осуществляли: брандмейстер (начальник пожарной охраны) Хаманн (1901-1912) и обербрандинспектор (главный пожарный инспектор) Витт (1913-1930). При последнем пожарная часть сменила свой гужевой транспорт на автомобильный.
Шприценштрассе №17. Очень хорошо виден журавль на коньке крыши, сжимающий в своей лапе позолоченное яблоко.
Самым старым домом на Шприценштрассе является дом №17. Это старинный трактир Краниха, упоминающийся в документах аж с 1446 года. Конёк его крыши, украшенный журавлём держщим в своей поднятой лапе позолоченное яблоко, раньше выглядел ещё более красивым и величавым. В первой половине XIX века дом принадлежал каменщику Мару, чьи потомки и по сей день живут в нём. Позднее дом перешёл во владение семьи придворного пекаря Курта Зольдата. Ныне им владеет компания Хейсера. Фахверковые склады, выстроившиеся вдоль южной стороны улицы, также являются старинными постройками. Они датируются XVIII веком. В них инстербургские купцы складировали привезённое зимой на повозках российское и восточно-прусское зерно, чтобы затем переправлять его по Прегелю в Кёнигсберг. Среди прочих старинных домов выделяется здание управления здравоохранения (Spritzenstrasse №9 - Е.С.). Внесённые в него изменения и многочисленные перестройки так и не смогли скрыть его древнего происхождения.
Один из последних оставшихся домов на Шприценштрассе (бывший Spritzenstrasse #2, принадлежавший владельцу красильни Фридриху Пакши, Friedrich Packschies). Фото - Евгений А. Стюарт, 2020
Автор - Вильгельм Обгартель (Wilhelm Obgartel)
Перевод, комментарии, иллюстрации - Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт