Для строительства ступы должно сойтись много условий. Многие думают, что деньги - это главное условие, но это не так. Для такого события должно быть накоплено огромное количество заслуги, позитивных отпечатков в уме. Строительство ступы - это вхождение в поучения Будды, это как медитация. И сколько же занимает времени, достижение полного Просветления? Согласно Махаяне, это занимает 3 бессчётные кальпы. А строительство ступы - это и есть создание Будды. Ступа - это символ просветленного ума. Поэтому, чтобы построить такой просветленный объект, должны сойтись позитивная заслуга, кармические связи в Сангхе, и много других условий. А с момента, когда строительство завершено, ступа работает как живой Будда. Поэтому с самого начала, и до завершения, происходит что-то очень важное. Заслуга строительства ступы - это не заслуга одного человека, но заслуга всех людей, которые вложили свои усилия.
Что касается внешней формы - здесь все должно быть точно измерено и просчитано, но все же это лишь внешняя форма. Она, конечно важна, но ещё более важным является внутреннее заполнение. Когда мы закладываем в ступу все необходимые вещи, то это как тело, которое обретает ум. Ступа без заполнения подобна форме без ума. В текстах говорится , что есть пять самых важных реликвий, которые должны быть заложены в ступу. Первый вид - реликвии формы Дхармакайи. Это ничто иное как цаца в форме ступы. Второй вид - реликвии тела Будды, рингсел. Иногда это кусочки костей самого Будды, или кусочки костей от великих махаситтхов, Кармапы. Третий вид реликвий - волосы, ногти и кусочки одежд Бодхисаттв. Например в Ступе в Морках заложены волосы и кусочки кости от Шестнадцатого Кармапы, волосы Цечу Ринпоче, Джамгёна Конгтрула и многие другие реликвии. Четвертый вид - крошечные таблетки, которые могут быть пяти разных цветов. Они проявляются, например, и костей великих учителей во время кремации их тела. В Ступе в Морках, например, много таких ренгсель. В том числе, там заложены реликвии прошлого исторического Будды. Пятый вид рингсель - так называемые «реликвии Дхармы». В каждую статуэтку цаца, изготовленную для ступы закладывается мантра ролл с определенными мантрами. Они все могут поместиться на одном маленьком мантра ролле благодаря современным технологиям. Эти мантры закладываются в каждую ступу и в каждую стутаю. В ступу так же закладываются буддийские тексты - Кангьюр и Тенгьюр.
Эти тексты от самого Будды и мантры и называются «реликвиями Дхармы». В правильно заполненной ступы содержатся эти пять видов реликвий. Но раздобыть их все не так просто. Поэтому считается, что в любой ступе должно быть минимум три вида - реликвии Дхармакайи - статуэтки цаца в форме ступ, реликции Дхарма - мантры и сутры, и третий вид - те крошечные таблетки, которые остаются от Будд и Бодхисаттв. Их не так сложно достать, потому что многие Бодхисаттвы часто оставляют после себя такие реликвии.
Следующее важное условие для строительства ступы - квалифицированный лама. Все ламы, прошедший трехлетний ретрит и ретрит по двум мандалам, которые помещаются в ступу, обладают необходимыми знаниями для руководства таким проектом. На Востоке - таких лам тысячи, но на Западе совсем не много. Об этих характеристиках говорится в текстах, но самое главное в квалификации ламы - любовь и сочувствие, которое он развивает в своем сердце.
Сейчас Ступа в Морках построена, и это результат того, что все необходимые условия сошлись. Это результат благословения линии, наших лам и нашей совместной работы.
И пока Ступа стоит - сотни или тысячи лет, всё это время она будет распространять благословение. Люди будут получать огромную пользу, просто видя ее, обходя вокруг нее, прикасаясь к ней. Эта польза настолько огромна, что ее нельзя выразить словами. В текстах говориться, что даже если просто нарисовать Будду на стене или на дереве, то это приведет к Просветлению. Ведь Будда и изображение Будды - это ничто иное как помощь существам, для того, чтобы выйти из сансары и достичь Просветления. Например исторический Будда Шакьямуни проявился 550 лет до н. э. и прожил 81 год, но просветленная форма Будды - это то, что может существовать миллионы и миллиарды лет. Потому что это форма - это результат накопления позитивной заслуги в течении трех бессчисленных кальп, и она существует для того, чтобы приводить существ к Просветлению. Жизнь Будды была очень коротка, но его активность - вне ошибок. Единственное, почему Будда хотел достичь Просветления - потому что он хотел помогать существам. Именно благодаря такой мотивации появляется форма Будды. Поэтому создание изображений Будды - рисование, изготовление статуй, строительство ступ с мотивацией вести существ к Просветлению - приносит невероятно много заслуги. А после мы подносим всю заслугу полному Просветлению всех существ. Пользу таких действий невозможно даже представить.
Есть ли разница в процессе строительства ступ у разных школ буддизма?
В целом есть 8 видов ступ, которые связанны с жизнью Будды, здесь не идет речь о различиях между школами. Но все же ламы разных школ строят ступы немного по-разному. Две основные мандалы всего остаются неизменными, но мантры, закладываемые в ступу будут разными. Потому что в разных школах распространены практики на разных Йидамов, Защитников и Учителей. Но в любом случае - о всех различных Будда-формах учил сам Будда. Если мы не относим себя к какой-то конкретной школе и у нас нет концепции по этому поводу, то мы можем пригласить для строительства ступы ламу любой школы. Но если мы определились, к какой традиции относимся, и считаем это для себя важным, то стоит продумать заранее, какого ламу приглашать.
Лама, можешь ли ты рассказать о каком-нибудь чуде, связанным со ступой?
… Во Франции, недалеко от Лиона была вьетнамская Пагода, это не ступа, а храм, мы там иногда медитировали. И однажды вечером, когда там было совсем немного людей, пагода сгорела. Соседи, жившие недалеко, сфотографировали пожар и отдали эту фотографию вьетнамцам. Когда те посмотрели на фотографию, то увидели проявившуюся на кончике пламени форму Будды, состоящую из света. Можно сказать, что это было чудо.
Как лучше использовать благословение Ступы для практики?
Делать простирания, обходить вокруг ступы. Так же время от времени хорошо заново красить ступу, отчищать и украшать территорию вокруг нее.
Какую мантру лучше повторять, когда обходишь вокруг ступы?
Лучше всего повторять мантру вашей ежедневной практики. Все мантры от Будды совершенны. Так что мы просто практикуем те мантры, которые знаем, это самое лучшее.
Расскажи пожалуйста о процессе инагурации ступы
В день инагурации на ступу ставятся различные подношения, проводятся очистительные церемонии, а затем лама приглашает Будд и Бодхистаттв всех времен и направлений, чтобы они пришли остались в мандале ступы, пока она не будет разрушена пятью элементами. Так же в определенный момент церемонии все участники держатся за нить пяти цветов, что символизирует, что все они относятся к одной мандале. Это очень сильный момент, потому что с этого момента они оказываются связаны до самого Просветления. Всё это сопровождается пожелании о счастье и благополучии всех существ, а так же о мире и гармонии в местности, где построена ступа.
Поле завершения церемонии практикующие посвящяют всю заслугу всем существам, и в особенности своим учителям и делают пожелания, чтобы все существа осободились от сансары. С этого момента ступа полностью благословлена и начинает работать. Теперь остается только побоагодарить друг друга от всего сердца. Благодарность к друг другу - это очень важно, ведь строительство ступы - это очень серьезнй проект, требующий усилий многих людей.
Работают ли восемь видов ступ как-то по разному?
Я бы сказал, что все они работают одинаково. У них одинаковое запонение, но разная форма - она связана с определенным событием в жизни Будды. По этому они несут свой оттенок активности. Например если в Сангхе есть проблемы и раздоры, и люди часто ругаются, то можно построить Ступу Воссоединения Сангхи. Если практикующие хотят поучать больше поучений в месте, где они медитируют, то можно построить Ступу Множества ворот, символизирующую появление различных поучений и т.д. А строить 8 ступ рядом начал великий мастер из Индии - Нагарджуна.
О ламе Чогдрубе