Добрый день, сегодня я хочу рассказать еще об одной иллюзии, связанной с острым углом.
Смещение секущих линий при параллельных вертикальных
Такое смещение дает иллюзию Поггендорфа. На рисунке продолжением линии а кажется линия d1, а не d, которая на самом деле лежит на одной прямой с а:
На следующем рисунке части одной и той же наклонной линии кажутся отрезками трех параллельных линий:
Иллюзия уменьшается, если рисунок повернуть на 90 градусов таким образом, чтобы параллельные линии легли горизонтально. (По моим личным наблюдениям иллюзия сохранилась и при повороте, однако, если смотреть на картинку не прямо, а под углом, то иллюзия действительно ослабевает.)
Если же в пустом промежутке между вертикальными параллельными линиями провести еще одну черту, иллюзия исчезает (я бы сказала, ослабевает, но не исчезает полностью):
Иллюзия сохраняется, если вместо параллельных прямых мы будем иметь кривые:
Имеются некоторые варианты этой иллюзии, которые ее усиливают:
Субъективно иллюзия наименее сильно действует в форме 4 и 5, а сильнее в форме 1,3 и 6.
Как это применять на практике
Эту иллюзию хорошо применять к затруднительным случаям кособокости и несимметричности фигуры. Как сильно действует иллюзия, видно на примерах, имеющих прикладное значение для архитектуры:
Т.е. если на арку наложить полосу так, чтобы полосы арки образовали с этой полосой острые углы, то для глаз получится сильное искривление арки: мы увидим арку с искривленной осью.
Теперь возьмем асимметричную фигуру и подберем вертикальные параллельные линии так, чтобы изменение острых углов сгладило несимметричность. Фигура получится правильная.
В частности, если взять фигуру, у которой одно бедро выше другого и если поместить полосу на более высокое бедро так, чтобы возникла иллюзия Поггендорфа, то эта фигура будет казаться прямой. Если, напротив, поместить эту полосу с другой стороны , то кособокость станет еще очевиднее:
То же самое в случае неровных плеч:
Соответствующая полоса, образующая вертикальные параллельные линии, может быть дана покроем, отделкой, в виде воротника, шарфа, пояса и т.п.
В норме фигура человека симметричная, поэтому иллюзия ослабевает в своем действии, т.к. наш мозг «редактирует» полученную с глаз картинку согласно своим представлениям о человеческой фигуре (т.е. обычно мы ожидаем увидеть симметричную фигуру, так как мы знаем, что человеческая фигура симметрична). Поэтому извращающее действие этой иллюзии на нормальной фигуре будет менее заметно: даже если человек опустит конец шарфа сбоку, у него не искривится тотчас же фигура.
В то же время иллюзия Поггендорфа может извратить покрой платья. Например, симметрично скроенное платье, может приобрести совершенно искажающий его вид:
С другой стороны небольшие погрешности покроя могут быть скрыты при помощи иллюзии Поггендорфа:
При всех указанных случаях следует иметь в виду вышеприведенное правило: иллюзия уничтожается дополнительной линией в пространстве между параллельными. (Я честно пробовала экспериментировать с предпоследними картинками, совсем убрать иллюзию мне лично не удалось, но ее действие уменьшается. По личным ощущениям, общая контрастность деталей, производящих иллюзию, играет большую роль, т.е. в случае меньшей контрастности иллюзия проявляется не так явно.)
Проиллюстрировать работу этой иллюзии на «картинках с подиума» оказалось сложно. Поэтому в качестве итога можно сформулировать следующие выводы:
1. В реальной жизни это имеет практическую пользу для явно несимметричных фигур, когда надо визуально выровнять какие-либо части фигуры. Кроме этого, в случаях несимметричных фигур помогает метод «клин клином вышибают», т.е. использование асимметрии в крое, отделке и т.п.
2. Для всех обладателей симметричных фигур надо помнить о том, как эта иллюзия может исказить крой платья. Конечно, большую часть времени мы находимся в движении, поэтому вряд ли уж возникнет столь критичная ситуация, но, например, в случае с аппликацией это будет существенно.
3. Если вдруг любимое платье необратимо пострадало (пятно, дырка, затяжка и т.п) или просто на платье есть брак, то один из вариантов решения проблемы - с помощью декоративных элементов использовать работу рассмотренной иллюзии «во благо».
4. Если вы задумали наряд с элементами абстрактного рисунка, то стоит взглянуть на результирующую картину с точки зрения возможного искривления и, вероятно, внести конструктивные изменения до, а не когда «уже поздно» :)
Предыдущий материал:
часть1 часть2 часть3