Часть 1:
Человек находит друга или начало Собачьей эрыЧасть 2:
Как в Месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и Богов В этом раз мы узнаем, что значила самая древняя собачья кличка? Что египтяне делали с теми, кто убивал (случайно или специально) собаку в ошейнике? Зачем жрецы постоянно откармливали щенков?
Автор текста Глеб Тарногский.
Около 2270 года до н.э., в Египте, которым правила Шестая династия, жил один пес по кличке Абутиу. У нее были уши торчком и хвост крючком, ибо принадлежал он к гончим. Ему повезло: он служил самому фараону и настолько был ему дорог, что тот повелел построить для него гробницу в том месте, где и поныне высятся величественные египетские пирамиды.
Чем же этот пес так знаменит? Да тем, что это первое живое существо, чью кличку мы знаем. Более того, это первое известное существо, которое при похоронах удостоилось почестей, достойных знатных людей. Пса мумифицировали и сопроводили его последнее пристанище табличкой со следующей надписью:
«Вот пес, который охранял Его Величество. Его звали Абутиу. Его Величество приказал его торжественно похоронить, дать ему погребение из королевской казны. Его Величество также дал благовонную мазь и приказал, чтобы бригады каменщиков построили ему гробницу. Его Величество сделал это для него, чтобы его почтили перед великим богом Анубисом».
«Абутиу», как полагают ученые, происходит от «абуу», подражания собачьему лаю, так что мы вполне можем русифицировать имя любимца фараона как «Гав-гав». В более поздних источниках мы встречаем такие клички, как «Северный ветер», «Отважный», «Лев битвы», «Добрый пастух» и даже «Бесполезный».
Египтяне, которых в прошлом цикле мы «вычислили», как нежных любителей котиков, не менее нежно относились и к своим собакам, благо знали их дольше. Предки египтян бродили по саванне до того, как она превратилась в пустыню Сахара в сопровождении собак. Мы знаем множество изображений собак, оставленных ими на скалах. Кости одомашненных собак нашли в Меримде на месте одной из первых стоянок людей в дельте Нила. А на керамике додинастического периода (примерно 4000 лет до н.э.) изображен человек, который ведет на поводке (явно заимствованном у шумеров) четырех собак.
Египтяне осели на берегах великой реки Нил вместе с собаками и одомашненным шакалом. Мы знаем Египет как земледельческую цивилизацию, но охота в пустыне и в прибрежных лесах, как и скотоводство, всегда играли значительную роль в экономике этой богатой страны. И охотников, и скотоводов сопровождали собаки, они же охраняли покой домов, дворцов и храмов от диких зверей и лихих людей.
Египтяне сперва знали только две породы собак: «ивив» или «лающую» (так они называли пастушескую породу) и «тесэм» или «нелающую» (так они называли гончих). Позже египтяне вывели или завели семь пород со странными названиями: басенджи, ибица, фараон, салюки, уиппет, молосс и просто борзую. Молосс был боевой собакой, которую египтяне импортировали из Греции и которую использовали в войнах, как боевую собаку.
Существовали и стаи диких собак, курсирующих между берегами Нила и ближней пустыней. Это были животные, которые не брезговали ничем, в том числе и мертвечиной. Они разрывали неглубокие могилы, в которых египтяне хоронили умерших в начале своей истории. Возможно, что в том числе эти набеги побудили египтян тщательно продумать ритуал захоронения, чтобы не допустить расхищения гробниц со стороны диких собак. Во всяком случае, видится, что не случайно важным богом загробного мира признан именно Анубис.
Египтяне любили своих собак не меньше чем кошек. Если у египтянина умирала собака, то, как и в случае с мертвой кошкой, все домашние в знак скорби сбривали брови. Если кто-то убивал собаку без ошейника, то его могли серьезно оштрафовать. Если кто-то убивал - пусть даже случайно - собаку в ошейнике (а египтяне, как и шумеры, не скупились на их украшения), то есть имеющую конкретного хозяина, то его могли убить на месте.
Мы знаем об обширных кладбищах собак в самом Египте и в землях, которые он завоевывал. Например, на территории современного Израиля обнаружили самое большое кладбище собак Древнего мира, относящееся к периоду египетского господства. К числу самых мрачных кладбищ собак относятся кладбища близ храма, посвященного Анубису. По-гречески этот храм назывался «Кинополис» и он был наводнен собаками. Жрецы кормили их и ухаживали за ними, а после смерти приносили их тела в жертву богу с собачьей головой. Но таких собак было мало и в окрестностях Кинополиса открыли питомник, где разводили щенков для жертвоприношений.
О том, что за бог был мрачный Анубис, а также о роли собак в загробной жизни древних египтян, мы расскажем в следующей статье нашего цикла.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить собачек!
#субботниепёсики