Так называемый Собачий цикл по субботам продолжается.
Часть 1:
Человек находит друга или начало Собачьей эрыЧасть 2:
Как в Месопотамии придумали ошейники для собак, цариц и БоговЧасть 3:
Египетские собаки В этой части мы узнаем, чья голова у легендарного бога Анубиса. Где находился КиноПоиск. Почему Сократ клялся "египетской собакой" и какая собака "проглатывала миллионы"...
Анубис из гробницы Тутанхамона
Автор текста Глеб Тарногский.
Как мне остроумно заметил один мой знакомый египтолог, рассуждать о жизни древних египтян, изучая лишь гробницы и мумии, все равно что изучать жизнь современных петербуржцев, изучая лишь Южное кладбище. Действительно, египтяне не были мрачными фанатиками, проводящими жаркие дни в размышлениях memento mori. Они любили жизнь во всех ее проявлениях, причем не хуже, чем мы. Однако, безусловно, будучи верующими людьми, к загробной жизни они относились серьезно и основательно. Настолько основательно, что подавляющее большинство археологических памятников Древнего Египта связаны так или иначе именно со сложной системой погребальных ритуалов.
В своем прошлом кошачьем цикле я писал о триумфальном взятии персидским царем Камбизом II крепости Пелузий, которая являлась ключом к Египту. Согласно нескольким античным источникам, включая «Стратегемы» Полиэна, персы сломили сопротивление стойких египетских воинов, пойдя в атаку под прикрытием священных для египтян животных: собак, овец, кошек, ибисов. Египтяне опустили копья и луки и вынуждены были капитулировать, чтобы не поранить тех, кому поклонялись. Если кошки, как я уже писал, ассоциировались с богиней Баст (Бастет), покровительницей беременных и новорожденных, изгоняющей болезни, то собаки ассоциировались с Анубисом, который был проводником умерших по загробному миру. Если кошкам был посвящен храмовый комплекс в Бубастисе, о котором я писал в прошлом цикле, то собаки резвились под присмотров заботиливых жрецов в храмовом комплексе Анубиион в Саккаре. Греки называли это место «Кинополисом», то есть «Городом собак». Умерших собак, как и умерших кошек, мумифицировали и с почетом хоронили.
Историки до сих пор спорят, чья же голова у Анубиса. Одни говорят, что это голова шакала, другие склоняются к тому, что это голова пустынного волка, третьи утверждают, что это собака. Считается, что египтяне, наблюдая за тем, как неглубокие могилы их собратьев разрывают в поисках мертвечины как шакалы, так и дикие собаки, сделали вывод, что, скорее всего в загробном мире человека встречает именно бог с собачьим или шакальим образом. Кстати, кроме Анубиса известно божество в шакальем обличье под именем Упвалет или «Открывающий пути».
На стороне «шакальей» теории происхождения образа Анубиса стоят филологи. Дело в том, что в Древнем царстве имя Анубиса записывали иероглифами с изображением шакала. Сперва это был сидящий шакал, затем к нему уважительно добавили монумент. Однако дословный перевод имени «Анпу» (Анубис - это греческая интерпретация) значит «распадаться», «умирать». Помимо этого Анубис имел множество поэтических обращений, из которых я бы выделил самые прекрасные: «Повелитель тайны», «Правитель Девяти Луков», «Тот, кто сидит поверх бинтов», «Тот, кто считает сердца» и «Собака, которая проглатывает миллионы».
Изначально Анубис изображался в виде шакала или собаки. Семейное происхождение его было весьма запутанным. Иногда его описывали как сына бога солнца Ра, иногда, как сына нашей любимой кошачьей богини Баст. Плутарх, который работал с египетскими источниками Птолемеевского и Римского периодов, считал, что Анубис был внебрачным сыном Осириса, который был брошен на произвол судьбы, однако его нашла и усыновила жена Осириса, прекрасная и добрая Исида. Наконец, к моменту пришествия христианства в Египет, Анубис считался сыном самой Исиды. В общем, на протяжении веков, статус этого бога креп. Более того, в период греческого завоевания Египта, его стали отождествлять с Гермесом, что привело к созданию «бога-гибрида» Германубиса. Сами греки, как и многие другие народы Средиземноморья, почитающие Египет, как землю древних мудрецов, часто клялись «собакой египтян», так как считали такую клятву особенно крепкой. Тот же Сократ, согласно Платону, любил такую присказку, то есть он говорил не «Египетская сила!» а «Египетская собака!» Согласно Апулею, как минимум до II в. в Риме были святилища «собачьего бога».
Статуя Германубиса, ок. 100-138 гг. н.э. Рим
Также следует отметить, что греки и римляне восприняли египетскую традицию отождествления звезды Сириус именно с Исидой и Анубисом. Созвездие Орион египтяне отождествляли с богом Осирисом, причем утверждали, что оно похоже на человека, стреляющего из лука. Звезда Сириус является как бы спутником лучника, то есть Исидой и почему-то одновременно Анубисом. Сейчас эта загадка принимает новую форму. Ведь благодаря мощным приборам современных астрономов мы знаем о том, что Сириус является двойной звездой (Исида и Анубис «существуют» вместе», что порождает массу конспирологических теорий относительно технологического уровня обитателей берегов великого Нила.
Что касается «специальности» Анубиса, то он являлся покровителем тех, кто занимался мумификацией трупов. Согласно мифу об Осирисе именно Анубис помог забальзамировать убитого Осириса за что в подарок получил внутренние органы бога. Этот миф воспроизводился в обряде бальзамирования, в котором органы умершего изымались и помещались в специальные сосуды - канопы. Да и сам жрец, бальзамирующий тело, был в собачьей маске и в леопардовой шкуре (ее Анубис содрал, согласно мифам с убийцы Осириса, коварного бога Сета), если верить изображениям, найденным в гробницах. Помимо контроля над бальзамированием трупа, Анубис охранял сами гробницы, сидя на них сверху, отюда титул «Тот, кто сидит на горе». А тот факт, что египтяне хоронили умерших к западу от Нила привел к появлению прозвища «Владыка Запада».
Анубис сопровождал души умерших в загробный мир, правда иногда его подменяла богиня Хатор, которую изображали с головой коровы. Греки и римляне за эту «транспортировку» называли Анубиса «психомп», то есть «проводником душ». Он подводил душу к знаменитым весам, где с помощью пера истины Маарт взвешивали сердце покойника. Если оно было полно нечестивыми делами, то он был недостоин Царства мертвых. Этот суд греки называли «психостазией». Таким образом, именно богу с шакальей или собачьей головой, египтяне доверяли свои души. Что касается собак, то очень часто египтян хоронили со своими преданными питомцами, очевидно полагая, что они могут замолвить, точнее пролаять словечко перед Анубисом.
Образ Анубиса, человека с головой собаки, привел к появлению мифа о народе псоглавцев, с которым якобы воевал сам Александр Македонский. Согласно христианской традиции из этого племени происходил Святой Христофор, изображавшийся на иконах с собачьей головой. Впрочем о нем мы обязательно поговорим в одной из следующих постов.
А пока мы покидаем загадочный Египет и скоро переместимся в Персию, страну великих царей и не менее великих собак и узнаем, как под собачий лай создавались и рушились великие империи.
Оставайтесь с нами и не забывайте гладить песиков!
#субботниепёсики