Содержание
•
Макс Лиллиенталь - ответственный за распространение Реформизма в России•
Князь Максимилиан Лихтенберг - помощник Бунда в России•
Война Бунда против российского еврейства Макс Лиллиенталь - ответственный за распространение Реформизма в России
После того как Авраам Гейгер преуспел в создании организационных структур Реформистского движения, оно было готово к экспорту в другие регионы Европы. Ответственным за распространение своих ересей в России Бунд выбрал доктора Макса Лиллиенталя (1814-82). Лиллиенталь добился частичного успеха. В 1840 году ему удалось открыть еврейскую школу, где он мог сеять семена разрушения. В декабре 1841 года он заложил основы государственной поддержки еврейских светских школ в России. Однако Лиллиенталю не удалось осуществить свои планы, их разрушил великий любавичский раввин Цемах-Цедек. Любавичский раввин преподал коммунистам Бунда урок, который они запомнили настолько хорошо, что после революции 1917 года они посадили в тюрьму и пригрозили убить его потомка Менахема-Мендла Шнеерсона (1902-94).
Примечание.
Цемах-Цедек (1789-1866) - 3-й любавичский реввин из хасидской династии Шнеерсонов.
Макс Лилиенталь (1815-82) - немецкий еврей, служивший советником правительства Российской империи в проекте включения светских предметов в программу ешив.
Подробный отчет о событиях 19 века можно найти в книге "Цемах Цедек и движение Хаскала" раввина Йосефа Шнеерсона. Ошеломляющее поражение Хаскалы в России усилило крайнее презрение Бунда к русским евреям, которое во многом проявил Яков Шифф. [16] В 1838 году доктор Лиллиенталь приехал в Ригу, чтобы возглавить специальную школу, предназначенную для подрыва иудаизма, которая открыла свои двери в январе 1840 года. Бунд осуществлял свой план через Комитет Реформы, состоявший из функционеров Филиппсона, Хомберга, Мангеймера и Ауэрбаха. [17]
Примечание.Яков Шифф (1847-1920) - немецкий еврей, американский банкир и агент семьи Ротшильд в США. Его отец, Мозес Шифф, был брокером банка Майера Ротшильда во Франкфурте. В 1785 г. Майер Ротшильд со своей семьей переехал в пятиэтажный дом на улице Юденгассе 148, в еврейском квартале Франкфурта, в котором также проживала семья Шифф. Яков Шифф, практически, вырос в доме Ротшильдов и стал доверенным лицом в делах этой семьи.
Майер Ротшильд, направил своих пятерых сыновей в главные столицы Европы: Амшель возглавил семейный банк во Франкфурте, Соломон отправился в Вену, Натан в Лондон, Кальман в Неаполь, а Джеймс в Париж. Якова Шиффа Ротшильд направил в США - на завоевание это молодой, свободной и богатой страны. За время пребывания в США (1865-1920) Шифф стал крупным банкиром и еврейским лидером. Благодаря его деятельности удалось подготовить почву для создания Федеральной резервной системы США.
Шифф финансировал левые террористические организации в России. Результатом левого террора стали еврейские погромы, которые подстегивали еврейскую эммиграцию из России. Приёмом еврейских иммигрантов в США занимался Яков Шифф. Он финансировал "Общество помощи еврейским иммигрантам" (HIAS). В 1909, при его поддержке, была принята иммиграционная программа "Galveston Movement", которая позволила Шиффу обойти иммиграционную систему и взять контроль над еврейской иммиграцией. Программа включала доставку судов еврейских иммигрантов в порт Галвестон, штат Техас, оттуда чартерные поезда развозили иммигрантов по разным штатам, обеспечивая равномерную электоральную базу для Демократической партии, с которой Шифф связал политическое будущее американских евреев. С 1900 по 1924 годы в США прибыли почти 2 миллиона евреев из Центральной и Восточной Европы.
Шифф также спонсировал замену ортодоксального иудаизма в США на реформистскую ересь.
Ссылки:
Яков Шифф (Wikipedia),
Яков Шифф (Еврейская энциклопедия),
Краткая история дома Ротшильд,
Яков Шифф (Британика),
Банк Kuhn, Loeb & Co.,
История евреев в США История евреев в США,
Краткая история иудаизма в Айове,
Galveston Movement,
The Galveston Movement,
HIAS - Общество помощи еврейским иммигрантам,
Нью-Йорк Таймс: Шифф будет контролировать еврейскую иммиграцию в США (1910) Лиллиенталь родился в Мюнхене и окончил Мюнхенский университет. Чтобы получить представление об антиеврейском характере Комитета Реформы, рассмотрим только одного его члена, Гомберга. В 1795 году в Германии он попытался ввести налог на субботние и праздничные свечи, используемые евреями. В 1801 году Гомберг был осужден за нецелевое расходование средств. В 1810 году он опубликовал брошюру под названием "Кто культурно подходит для брака?", в которой он пытался дискредитировать религиозных евреев как непригодных для брака. [18] В 1814-41 годах Гомберг служил при императоре Франце I инспектором еврейских школ в Богемии, где ему удалось уничтожить еврейскую приходскую школьную систему.
Лиллиенталь снискал расположение российского князя Лихтенберга, который был зятем царя Николая I, печально известного своим принудительным призывом еврейских детей в русскую армию и попытками их принудительного обращения в христианство.
Князь Максимилиан Лихтенберг - помощник Бунда в России
Князя Максимилиана Лихтенберга можно считать первым предтечей интриг в правительстве, предшествовавших большевистской революции. Он был вольнодумцем, Ватикан считал его еретиком и порицал короля Баварии за то, что он не заботился о поведении своего младшего брата Максимилиана. Он стал зятем царя, чья любовь к нему превратилась в неприязнь, когда царь узнал об атеизме Лихтенберга. Граф Бидлов, начальник третьего отдела царской тайной полиции, держал его под постоянным наблюдением.
Примечание.
Максимилиан Лейхтенберг (1817-52) - член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, родоначальник аристократического семейства Лейхтенбергских, или Романовских. Он был сыном Евгения Богарне (сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта) и принцессы Августы Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана I. После смерти в 1835 г. его старшего брата Августа, к нему перешел титул герцога Лейхтенбергског. В 1837 г. он посетил Россию для участия в кавалерийских маневрах. В 1838 г. был награждён орденом Андрея Первозванного и принят в российскую службу в чине генерал-майора. В России он был тепло принят Николаем І и 1839 г. женился на дочери царя Марии.
Лиллиенталь прибыл в Ригу на аудиенцию к князю Лихтенбергу с рекомендательным письмом от короля Баварии. [19] Бунд имел влияние на короля Баварии и использовал эту связь для укрепления влияния Лиллиенталя в России. Однако за князем следила тайная полиция [20], которая заподозрила Лиллиенталя в подрывной деятельности и установила слежку за ним. За Лиллиенталем также следил раввин Цемах Цедек.
Лилиенталь представил Лихтенбергу план фасадной организации Бунда - "Общества просвещения" Германии, которое нуждалось в поддержке со стороны средств массовой информации и образования. План предусматривал закрытие [еврейских религиозных] издательств, уничтожение существующей вредной [еврейской] литературы, создание школ русского языка, обязательных для евреев. [21] Лилиенталь использовал своё влияние, чтобы подорвать авторитет раввинов, и особенно Цемаха Цедека. Лиллиенталь называл Цедека гонителем культуры, обвинял его в саботаже призыва еврейской молодежи в царскую армию и в издании хасидских книг с учениями о сепаратизме.
Война Бунда против российского еврейства
Доктор Лиллиенталь и его соратники в России предприняли согласованные атаки против Торы и иудаизма. Агенты "Общества просвещения" шпионили за раввином Цедеком. Они посылали десятки разоблачительных писем в Министерство внутренних дел и тайную полицию. В своих письмах они обвиняли раввина в призывах к бунту, неуважении к христианству, присвоении налогов, нарушении черты оседлости, контрабанде, взяточничестве и ростовщичестве. [22]
Лиллиенталь попытался произвести впечатление на министра культуры графа Уварова. Он утверждал, что раввины потворствуют всевозможным неэтичным беззакониям в отношении неевреев, включая ростовщичество и введение в заблуждение. Кроме того, он обвинил раввинов в проповеди политики обособления от добрых нееврейских соседей и утверждал, что самым известным преступником был святой Цемах Цедек. [23]
Лиллиенталь продолжал собирать поддержку и вербовать людей, которые были либо преданы коммунистическому идеалу, либо поддались его нигилистической риторике. Одним из оказавшихся под таким влиянием был высокопоставленный интеллектуал по имени М.А. Гансбург. К несчастью для Лилиенталя, Ганзбург был честным человеком. Он совершил шестимесячное турне, чтобы изучить евреев-хасидов в их общины. Расследование убедило Гансбурга, что раввины были людьми с прекрасным характером и необычным интеллектом. Он также отметил, что хасиды-миряне в основном были торговцами и ремесленниками, которые трижды в день молились в синагоге, изучали Тору, Мишну и Талмуд в силу своих способностей. Он пришел к выводу, что "их уважение и благоговение перед раввином коренятся в глубине их душ."
На специальном собрании виленского отделения "Общества просвещения" доктор Лиллиенталь ожидал великих свершений, но доклад Гансбурга о хасидах его совершенно подавил. Гансбург рассказал, что его немецкие наставники были дезинформированы, как о числе хасидов, составлявших три четверти еврейского населения России, так и об их нравах, и в особенности о влиянии Цемаха Цедека.
Лиллиенталь изложил собранию план по привлечению 250 "квалифицированных" учителей, обученных и получивших лицензию у немцев, для работы в его новых школах. Он также изложил план саботажа раввина Цемаха Цедека, в том числе обвинение его в сборе средств для иностранной державы Турции [24], с целью восстания, поскольку турки правили Палестиной, и раввин отправлял туда деньги для поддержания еврейской общины на Святой Земле.
Все годы, что Лиллиенталь находился в России, еврейские общины испытывали двойное давление с целью ассимиляции, сверху - давление правительства, снизу - давление немецких "просветителей". В 1844 году царь Николай I удостоил Лиллиенталя почетного гражданства. Лиллиенталю даже удалось основать в Вильно фальшивую раввинскую семинарию, которая была открыта в 1847 году, после того как Лиллиенталь покинул Россию. В течение всего этого периода царь продолжал оказывать давление с целью ассимилировать евреев с помощью закона о принудительной воинской повинности. В результате в 1842-43 годах 22000 евреев были насильственно обращены в христианство, в 1846-54 годах были крещены 7000 евреев. [25] Но дела шли все хуже и хуже, и в конце концов дошло до развязки.
6 мая 1843 года было созвано первое заседание правительственной Комиссии по окончательной ассимиляции евреев России. [26] Раввин Цемах Цедек решительно выступил против этого плана. Перчатка была брошена, когда раввин заявил, что если правительство и немецкие евреи "просвещенцы" намерены осуществить свой план, то он и его коллеги готовы скорее умереть, чем позволить ему осуществиться. [27] Председатель комиссии, министр Уваров, поместил раввина под домашний арест и пригрозил ему суровым наказанием за неуважение к суду. В период работы Комиссии, продолжавшейся с 6 мая по 27 августа 1843 года, раввин Цедек находился под домашним арестом не менее 22 раз. Видя, что еврейское руководство невозможно обмануть, Лиллиенталь потерпел тяжёлое поражение в своей карьере в России. [28]
По мере развития этих событий, имя Лиллиенталя стало синонимом атеиста. [29] После атеиста он стал известен как "грязный немецкий отступник". [30] В религиозных кругах по всей России имя Лиллиенталя вызывало насмешки. Его возненавидели массы. Когда Лиллиенталь понял, что его время истекло, он послал письмо Аврааму Гейгеру в Германию, призывая его приехать в Россию, чтобы спасти тонущий корабль реформизма от гибели. Лиллиенталь уже договорился с Уваровым, чтобы Гейгер занял престижную должность. [31]
К Оглавлению Литература к Главе 5:
16. Stephen Birmingham, Our Crowd. p. 156.
17. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 12.
18. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 91 Note 70.
19. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 13.
20. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 30.
21. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 18.
22. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 22.
23. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 18.
24. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), pp. 24. 26.
25. Sol M. Ginsburg, Historische Verk, III, New York (1937), pp. 62-63.
26. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 44; Archives Ministry of Culture, U. S. S. R. Document #80575/K 3697.
27. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 45, based on Jewish Law, e. g., Responsa Radbaz 344, Maimonides, Mishna Torah, Laws of Torah Fundamentals 5:3; Yoreh Deah, Chapter 157.
28. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 45.
29. Lucy S. Davidowitz, The Golden Tradition, Beacon, Boston (1967), p. 31.
30. Rabbi Joseph I. Schneersohn, The Tzema Ttedek and The Haskala Movement (1962), p. 51.
31. Max Weiner, Abraham Geiger and Liberal Judaism (1962). p. 302 n. 14.