Оглавление
Лангедок, как центр ересей Сатанизм История Жиля де Ре Причины популярности магии в Западной Европе в XIV - XVIII веках Розенкрейцеры Еврейская каббала, как источник магических знаний в ЕвропеВ предыдущих главах мы показали, что оккультные секты существовали с ранних времен ради двух целей - эзотерической и политической. В то время как манихеи, ранние исмаилиты, богомилы и люцифериане интересовались в основном религиозными или эзотерическими доктринами, поздние исмаилиты, фатимиды, карматы и тамплиеры сочетали оккультные обряды с целями политического господства. Мы увидим, что эта двойная традиция проходит красной нитью через все тайные общества вплоть до наших дней.
Дуалистические доктрины в Европе, приписываемые Ордену тамплиеров, не ограничивались только этим Орденом, но, как мы видели, исповедовались также богомилами и катарами, которые распространились от Болгарии и Боснии на запад до Франции. Часть катаров на юге Франции после 1180 года стали известны как альбигойцы, названные так из-за города Альби, хотя их штаб-квартира находилась в Тулузе. Будучи христианами лишь на словах, они втайне придерживались гностических и манихейских учений ранних катаров, которые они, по-видимому, объединили с иоаннизмом, поскольку, подобно этой восточной секте, утверждали, что обладают собственным Евангелием от Иоанна. [216]
Хотя альбигойцы не были строго тайным обществом, они, как и все тайные общества, были разделены на посвященных и полу-посвященных. Первые, немногочисленные, известные как "перфекты" (совершенные), вели внешне аскетическую жизнь, воздерживались от мяса, избегали клятв и лжи. Тайна, которой они были окутаны, снискала им благоговейное уважение полу-посвященных или "кредентов" (верующих), которые составляли подавляющее большинство секты и предавались всем порокам - ростовщичеству, разбою, лжесвидетельству, инцесту и всем формам распутства [217]. Креденты, которые не были полностью посвящены в дуалистические доктрины, искали у перфектов спасения через возложение рук в соответствии с системой манихеев.
Лангедок, как центр ересей
Именно среди знати Лангедока альбигойцы нашли свою основную поддержку. Эта "Иудея Франции", как ее называли, была смешением рас - иберийской, галльской, римской и семитской [218]. Дворяне Лангедока, сильно отличавшиеся от "невежественных и благочестивых рыцарей Севера", утратили всякое уважение к своим традициям. "Многие из них, исследуя свою генеалогию, сталкивались с какой-нибудь сарацинской или еврейской бабушкой." [219] Более того, многие из них принесли в Европу распущенность нравов, которую приобрели во время крестовых походов. Например, граф де Комминж практиковал многоженство, а граф Тулузский Раймон VI, один из самых ярых альбигойцев, согласно церковным хроникам, имел свой гарем [220]. Движение альбигойцев ложно изображается как протест против тирании Католической церкви; в действительности это было восстание против фундаментальных доктрин христианства - более того, против всех принципов религии и морали. Ибо в то время как одни члены секты открыто заявляли о предпочтительности иудейского закона перед христианским [221], для других Бог Ветхого Завета был столь же отвратителен, как и "лжемессия", пострадавший на Голгофе. Старая ненависть гностиков и манихеев к Демиургу вновь ожила в этих бунтовщиках против социального порядка. Дворяне альбигойцы, предшественники распутников XVII века и иллюминатов XVIII века, под предлогом борьбы с духовенством, стремились сбросить все ограничения, налагаемые церковью.
Беспорядки, имевшие место на юге Франции, неизбежно привели к репрессиям, и альбигойцы были подавлены со всей жестокостью того времени - факт, который предоставил историкам возможность превознести их как благородных мучеников, жертв церковного деспотизма. Но опять же, как и в случае с тамплиерами, тот факт, что их преследовали, не доказывает их невиновность в инкриминируемых им преступлениях.
Сатанизм
Начало XIV века ознаменовалось появлением другого вида дуализма, гораздо более ужасного, чем манихейская ересь альбигойцев. Это был культ сатанизма, или черной магии. К этой теме следует подходить с особой осторожностью, поскольку, с одной стороны, многое из того, что было написано об этом, является результатом средневекового суеверия, которое в каждом отступлении от католической веры видело вмешательство дьявола, в то время как, с другой стороны, заговорщики в исторической науке, отрицающие существование оккультных сил, пытаются дискредитировать все факты по этому вопросу, из какого бы источника они ни исходили [222]. Это им удается, поскольку из-за своей экстравагантности предмет легко поддается осмеянию.
Однако нельзя отрицать, что культ зла существовал всегда; люди с древних времён практиковали обращение к силам тьмы, а после христианской эры эта практика нашла свое выражение у каинитов, евхитов и люцифериан. Это не домыслы, а реальные факты истории. К концу XII века люциферианство распространилось на восток на Штирию, Тироль и Богемию вплоть до Бранденбурга; к началу XIII века оно вторглось в западную Германию и в XIV веке достигло своего зенита в этой стране, а также в Италии и Франции. В XIV веке люциферианский культ достиг новой стадии в своем развитии, и это было не просто поклонение Сатанаэлю как князю этого мира, это был настоящий сатанизм - любовь ко злу ради зла, - который сформировал учение, известное в Италии как "старая религия" (la vecchia religione). Колдовство превратилось в профессию, а ведьм обучали в школах магии. Эти факты следует помнить, когда обвиняют Церковь в насилии, которое она проявила против колдовства, - это были не отдельные люди, а система, которую она намеревалась уничтожить.
Суть сатанизма заключается в осквернении. В церемониях вызова сущностей Ада, описанных Элифасом Леви, мы читаем: "Необходимо осквернить церемонии религии, к которой человек принадлежит, растоптать ее самые святые символы." [223] Эта практика достигла кульминации в осквернении Святого Причастия. Освященные облатки давали в пищу мышам, жабам и свиньям. Отвратительное описание Черной мессы можно найти в книге Жориса Гюисманса "Бездна". Нет необходимости описывать здесь отвратительные подробности. Нам достаточно показать, что культ сатанизма существовал на самом деле, и если в этом вопросе еще остаются какие-то сомнения, то жизнь Жиля де Ре даёт документальные доказательства видимых результатов черной магии в Средние века.
История Жиля де Ре
Жиль де Ре родился в Машкуле в Бретани примерно в 1404 году. Первый период его жизни был славным; соратник Жанны д'Арк он стал маршалом Франции и отличился доблестными подвигами. Но после того, как он растратил свое огромное состояние, в основном на церковные церемонии, проводимые с величайшей расточительностью, он начал изучать алхимию, отчасти из любопытства, отчасти как средство для восстановления растраченного состояния. Услышав, что Германия и Италия были странами, где процветала алхимия, он нанял на службу итальянцев и постепенно втянулся магию. По словам Гюисмана, до этого момента Жиль де Ре оставался христианским мистиком, находящимся под влиянием Жанны д'Арк, но после ее смерти - возможно, из отчаяния - он отдал себя силам тьмы. К нему со всех сторон стали стекаться призыватели Сатаны, среди них итальянец Прелати, молодой, привлекательный человек с очаровательными манерами. Ведь, именно в Италии находились самые искусные специалисты в алхимии, астрологии, магии и вызывании духов Ада. Под влиянием этих специалистов Жиль де Ре подписал договор к Сатаной, в котором просил "знание, силу и богатство", а взамен предлагал все, что у него могут попросить, за исключением жизни и души. Но, несмотря на договор, подписанный кровью, никаких сатанинских явлений не последовало.
Именно тогда, доведённый до отчаяния, Жиль де Ре прибегнул к мерзостям, из-за которых его имя получило печальную известность. Он обратился к еще более ужасному колдовству, отвратительному разврату, извращенным порокам всех форм, садистским жестокостям, ужасным жертвоприношениям и, наконец, к убийствам детей, пойманных его агентами в окружающих районах и преданных смерти после бесчеловечных пыток. В течение 1432-40 годов пропали сотни детей. Многие имена несчастных маленьких жертв сохранились в записях того периода. Жиль де Ре встретил заслуженный конец: в 1440 году его повесили и сожгли. Пока что он, похоже, не нашел воспевателя, который поместил бы его в ряды благородных мучеников [подобных тамплиерам].
Некоторые могут возразить, что описанные здесь преступления были совершены сумасшедшим человеком и не могут быть отнесены к какому-либо оккультному учению. Ответ на подобные заявления заключается в том, что Жиль де Ре был не изолированным одиночкой, а членом группы оккультистов, которые не могли быть поголовно сумасшедшими. Более того, эти чудовищные наклонности развились у него только после подписания им договора с Сатаной. Копией Жиля де Ре в XVIII веке стал маркиз де Сад, в котором страсть к мерзостям сочеталась с ненавистью христианству.
Причины популярности магии в Западной Европе в XIV - XVIII веках
Чем объяснить это увлечение магией в Западной Европе? Французский писатель-иезуит Николя Дешам указывает на каббалу, "науку о демонических искусствах, инициаторами которых были евреи", и, несомненно, при любом всестороннем рассмотрении этого вопроса нельзя игнорировать влияние еврейских каббалистов. В Испании, Португалии, Провансе и Италии евреи к XV веку стали влиятельной силой; уже в 1450 году они проникли в интеллектуальные круги Флоренции. Именно в Италии столетие спустя стали популярны работы каббалистической школы Исаака Лурии (1533-72) основателя современной каббалы, чьё учение было организовано в практическую систему хасидами Восточной Европы для написания амулетов, заклинания бесов, мистического жонглирования цифрами и буквами и т. д. [224] Италия в XV веке была центром, из которого исходили каббалистические влияния, и, возможно, итальянцы, воспитывавшие Жиля де Ре, черпали свое вдохновение из этого источника.
Элифас Леви, которого нельзя обвинить в "антисемитизме", заявляет, что "евреи, самые верные хранители тайн каббалы, почти всегда были великими мастерами магии в Средние века" [225], и предполагает, что Жиль де Ре взял свои чудовищные рецепты использования крови убитых детей "из некоторых старых древнееврейских гримуаров (книг по магии), которых, если бы они стали известны, было бы достаточно, чтобы предать евреев проклятию всей земли." [226] Вольтер, в своей эпической поэме "Генриада", также приписывает еврейскому вдохновению магические кровавые обряды, практиковавшиеся в XVI веке.
В сноске Вольтер добавляет: "Для выполнения магических операций обычно нанимали евреев. Это древнее суеверие происходит из тайн каббалы, единственными хранителями которой считали себя евреи. Екатерина Медичи, маршал д'Анкр и многие другие нанимали евреев для этого колдовства."
Это обвинение в черной магии повторяется на протяжении всей истории Европы с древнейших времен. Евреев обвиняли в отравлении колодцев, в совершении ритуальных убийств, в использовании украденного церковного имущества в целях осквернения и т. д. Несомненно, во всем этом присутствует большая доля преувеличения, навеянного народными предрассудками и средневековыми суевериями. Тем не менее, осуждая преследования, которым подвергались евреи по этой причине, следует признать, что они сами навлекли на себя подозрения своим реальным пристрастием к магическим искусствам. Если невежественное суеверие встречается на стороне преследователей, то еще более удивительное суеверие встречается на стороне преследуемых. В Европе демонология была фактически еврейской наукой, поскольку, хотя вера в злых духов всегда существовала среди примитивных рас и среди невежественных классов цивилизованных стран, в основном через евреев эти темные суеверия были принесены на Запад, где они сохранились не только среди низших слоев еврейского населения, но и составили существенную часть еврейской традиции. Так, например, Талмуд говорит:
"Если бы глаз мог воспринимать демонов, населяющих Вселенную, существование человека было бы невозможно. Демонов больше, чем нас: они окружают нас со всех сторон, как траншеи вокруг виноградника. У каждого из нас есть тысяча демонов на левой руке и десять тысяч на правой. Дискомфорт, который испытывают те, кто посещает собрание раввинов... исходит от демонов, смешивающихся с людьми. Усталость, которую человек чувствует в коленях при ходьбе, исходит от демонов, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Если одежда раввинов быстро изнашивается, то это опять-таки потому, что демоны трутся о неё. Тот, кто хочет убедиться в присутствии демонов, должен окружить свою кровать просеянной золой, и на следующее утро он увидит отпечатки петушиных ног." [227]
[227] Талмуд, трактат Брахот, фолиант 6. Талмуд также дает указания о способах защиты от оккультных сил и болезней. В трактате Песахим говорится, что тот, кто стоит обнаженным перед свечой, подвержен эпилепсии. В том же трактате говорится, что "человек не должен выходить один в ночь после четвертого дня или в ночь после субботы, потому что злой дух по имени Аграт, дочь Махлата, вместе со 180 тысячью других злых духов выходят в мир и имеют право причинить вред любому, с кем они столкнутся".
В том же трактате даются указания, как увидеть демонов, сжигая части черной кошки и посыпая пеплом глаза: "тогда сразу же можно увидеть демонов". Талмуд также объясняет, что бесы любят поселяться в водосточных трубах на домах и любят пить из кувшинов с водой, поэтому перед питьем желательно вылить немного воды из кувшина, чтобы избавиться от нечистой части. [228]
Эти идеи получили новый импульс после публикации книги Зоар, которая, по словам еврейского писателя, "начиная с XIV века почти непрерывно властвовала над умами большинства евреев. В книге повторяются и развиваются талмудические легенды о существовании и деятельности чертей, а также устанавливается иерархия демонов, соответствующая небесной иерархии.... Книга Манассе бен-Израиля "Нишмат Хаим" полна информации, касающейся веры в демонов.... Даже умные и образованные раввины XVII века придерживались этой веры. [229]
Таким образом, речь здесь идет не о невежественных простолюдинах, чьё испуганное воображение порождает фантастические видения, а о раввинах, признанных лидерах народа, претендующих на цивилизованные традиции и высокий уровень интеллекта, намеренно внушающих своим ученикам постоянный страх перед влиянием демонов. Насколько сильно этот страх передался нееврейскому населению? Любопытно отметить сходство между народными суевериями и писаниями раввинов. Например, гнусные признания, сделанные шотландскими и французскими крестьянками, обвинёнными в колдовстве, относительно ночных визитов бесов мужского пола [230], находят точный аналог в отрывках из Каббалы, где говорится, что "бесы бывают как мужского, так и женского пола, и они стремятся общаться с людьми - концепция, из которой возникла вера в инкубов и суккубов." [231] Таким образом, опираясь на еврейский авторитет, мы узнаем об иудейском происхождении этого странного суеверия. [*]
[*] Подтвержением распространённости суеверий в иудейской литературе и практике служит книга "
Основные течения в еврейской мистике" еврейского историка религии Гершома Шолема. Для быстрого нахождения контекста предлагаю сделать поиск в книге по словам "демон" и "маги".
Очевидно, что из того же источника мы можем проследить магические формулы для исцеления болезней. С древнейших времен евреи специализировались в медицине, и многие королевские особы нанимали еврейских врачей [232], некоторые из которых, возможно, обладали медицинскими знаниями высокого уровня. Еврейский ориенталист Дэвид Марголиус останавливается на этом факте с некоторым самодовольством, противопоставляя научные методы еврейских врачей шарлатанству монахов:
"Несмотря на распространяемые монахами слухи о том, что евреи были колдунами (вследствие их превосходного медицинского мастерства), пациенты-христиане посещали дома еврейских врачей, а не монастыри, где, как утверждается, лечение осуществлялось с помощью необычных реликвий, таких как гвозди святого Августина, конец второго пальца ноги Святого Петра и т.д. Едва ли нужно добавлять, что исцеления, произведенные еврейскими врачами, были более многочисленными, чем монахами-самозванцами." [233]
Однако в действительности гротескные средства, которые Марголиус приписывает христианским суевериям, по всей видимости, частично заимствованы из иудейских источников. Автор статьи о магии в "Энциклопедии Гастингса" сообщает, что магические формулы на латыни в древних медицинских сочинениях, используемые монахами, имели в основном восточное происхождение, они происходили из вавилонской, египетской и еврейской магии. Таким образом, монахи "играли лишь промежуточную роль". [234] Если мы обратимся к Талмуду, то обнаружим, что рекомендуемые там лекарства не менее абсурдны, чем те, которые высмеивает Марголиус, например:
"Яйца кузнечика как средство от зубной боли; зуб лисы как средство для сна, а именно - зуб живой лисы, чтобы не уснуть, а зуб мертвой, - чтобы уснуть; гвоздь с виселицы, на которой был повешен человек, как лекарство от опухоли." [235]
Другой пример: проеврейский писатель-гебраист Герман Штрак цитирует ряд еврейских медицинских сочинений XVIII века, переизданных в конце XIX века, которые показывают стойкость магических практик в еврейской среде. Большинство из них слишком отвратительны, чтобы их цитировать; но некоторые, наиболее безобидные, звучат следующим образом: "При эпилепсии убейте петуха и пусть он разлагается". "Чтобы защитить себя от всех бед, опоясайтесь веревкой, на которой был повешен преступник". Кровь различных видов также играет важную роль в рецептах: "Кровь лисицы и волка хороша для лечения камней в мочевом пузыре, кровь барана - против колик, кровь ласки - против золотухи" и т. д. - все это следует применять наружно. [236]
Но вернемся к сатанизму. Кем бы ни были тайные вдохновители магических и дьявольских практик в период с XIV по XVIII век, доказательства существования сатанизма в течение этого длительного периода неопровержимы и основаны на реальных исторических фактах. Детали этих практик, столь же экстравагантны, сколь отвратительны, и подобны тем, что описаны в работах Элифаса Леви [237], в "Бездне" Гюисманса и в бесстрастных документальных свидетельствах Маргарет Элис Мюррей, касающихся главным образом ведьм Шотландии. [238]
Культ зла - это реальность, какими бы средствами мы ни пытались объяснить его существование. Элифас Леви, отрицая существование Сатаны "как высшей личности и силы", признает эту фундаментальную истину: "Зло существует; в этом невозможно сомневаться. Мы можем творить добро или зло. Есть существа, которые сознательно и добровольно творят зло." [239] Есть также существа, любящие зло. В своем определении черной магии Леви превосходно описал дух, который оживляет таких существ:
"Черная магия это сочетание святотатств и убийств, совершенных с целью извращения человеческой воли и воплощения в живом человеке чудовищного призрака дьявола. Это религия дьявола, поклонение тьме; это ненависть к добру, преувеличенная до пароксизма; это воплощение смерти и постоянное творение Ада." [240]
Средневековье, изображавшее дьявола, спасающегося от святой воды, возможно, не было таким мрачным, как предполагает наша современная культура. Ибо та "ненависть к добру, преувеличенная до пароксизма", то побуждение надругаться и осквернить, которое составляет основу черной магии и проявляется в последовательных фазах Мировой Революции, проистекает из страха. Поэтому, самой своей ненавистью силы тьмы провозглашают существование сил света и свое бессилие перед ними. В крике бесноватого: "Что нам до Тебя, Иисус из Назарета? Ты пришел погубить нас? Знаю Тебя, кто Ты, Святый Боже!", - разве не слышим мы невольную дань побежденных победителю в могучем конфликте между добром и злом?
Розенкрейцеры
При рассмотрении вопроса о магии необходимо понимать, что, хотя для мира в целом это слово является синонимом некромантии [общения с душами умерших], оно не имело такого значения в оккультизме, особенно в оккультизме XVI - XVII веков. Магия в то время была термином, используемым для охвата многих областей исследования, которые английский розенкрейцер Роберт Фладд классифицировал под разными категориями, из которых первые три:
1) Естественная магия - оккультная и тайная область физики, с помощью которой из природных веществ извлекаются мистические свойства;
2) Математическая магия, которая позволяет мастерам этого искусства конструировать удивительные машины;
3) Венефическая магия - занимается приготовлением зелья, настоек и ядов. [241]
Очевидно, что эти категории сегодня перешли в область науки и больше не считается магией; но следующие категории, перечисленные Фладдом и включенные в общий раздел Некромантической магии, сохраняют популярное значение этого термина. Они описаны как:
1) Гоетия, которая состоит в "дьявольской коммерции с нечистыми духами, в обрядах преступного любопытства, в запрещенных песнях и заклинаниях, а также в вызывании душ умерших";
2) Малефисента - заклинание бесов посредством Божественных Имен;
3) Теургия, якобы "управляемая добрыми ангелами и Божественной Волей, но её чудеса чаще всего совершаются злыми духами, которые принимают имена Бога и ангелов".
4) Тавматургия, "порождающая иллюзорные явления; этим искусством маги создавали своих фантомов и другие чудеса".
К этому списку можно добавить Небесную магию или знания о влиянии небесных тел, на которых основана астрология.
Виды магии, о которых говорилось в предыдущей части этой главы, относятся, таким образом, ко второй половине этих категорий, то есть к некромантии. Но в тот же период постепенно формировалось другое движение, которое касалось первой из перечисленных выше категорий, то есть тайных свойств природных веществ.
Человеком, чьи методы приблизились к современной концепции научных исследований, был Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, известный как Парацельс, сын немецкого врача родившийся около 1493 года, который во время путешествия по Востоку был посвящён в некое тайное учение, впоследствии развитое им в систему лечения болезней. Хотя его идеи, несомненно, были почерпнуты из тех же источников, что и еврейская каббала, Парацельс, по-видимому, не был кабалистом, но ученым не низкого ранга, и, как изолированный мыслитель, по-видимому, не связанный ни с каким тайным обществом, не выходил за рамки своей работы.
Еврейская каббала, как источник магических знаний в Европе
Поэтому Парацельса не следует отождествлять со школой так называемых "христианских каббалистов", которые, начиная с доктора иллюмината XIII века Раймонда Луллия и далее, черпали вдохновение в еврейской каббале. Это не означает, что влияние, под которое они попали, было полностью пагубным, ибо некоторые евреи, по-видимому, приобрели определённые реальные медицинские навыки, и обладали некоторыми реальными знаниями в области естественных наук, унаследованными, возможно, от древних традиций Востока или почерпнутыми из трудов Гиппократа, Галена и других великих греческих врачей, пока еще неизвестных в Европе. Так, Элифас Леви рассказывает, что раввин-каббалист Иехиэль владел секретом вечно горящих ламп [242], на который позже претендовали розенкрейцеры, что предполагает возможность того, что евреям был известен какой-то светящийся газ или электрический свет. В алхимии евреи были признанными лидерами; самый известный алхимик XIV века Николя Фламель открыл секрет этого искусства из книги "Авраам, еврей, князь, священник, левит, астролог и философ", эта книга, как говорят, позже перешла во владение кардинала Ришелье. [243]
Точно так же мистик XV века Пико делла Мирандола получил от флорентийского еврея Алемана (или Датила) наставления в каббале [244] и вообразил, что открыл в ней доктрины христианства. Это привело в восторг папу Сикста IV, который вслед за этим приказал перевести каббалистические сочинения на латынь для использования студентами-богословами. В то же время в Германии каббала была представлена Иоганом Рейхлином, который изучал иврит у раввина Якова Иехиэля Лоанса, придворного врача Фридриха III, и в 1494 году опубликовал каббалистический трактат "De Verbo Mirifico", показывающий, что вся мудрость и истинная философия происходят от евреев.
Однако, похоже, распространение раввинской литературы вызвало серьезную тревогу, и в 1509 году обращенный в христианство еврей Иоган Пфефферкорн убедил императора Максимилиана I сжечь все еврейские книги, кроме Ветхого Завета. Рейхлин, с которым консультировались по этому вопросу, посоветовал уничтожить только "Толедот Ешу" и "Сефер Низзахон" раввина Липмана, потому что эти работы "были полны богохульств против Христа и христианской религии", но призвал сохранить остальное. В этой защите еврейской литературы Рейхлина поддержал герцог Баварский, который назначил его профессором в Ингольдштадте, однако Рейхлина решительно осудили доминиканцы Кельна. В ответ на их нападки Рейхлин написал свою защиту "De Arte Cabalistica", прославляя каббалу, "центральной доктриной которой для него была мессианология, вокруг которой группировались все остальные ее доктрины." [245] Вся философская система Рейхлина, как он сам признавал, была полностью каббалистической, и его взгляды разделял его современник Корнелий Неттесгеймский. В результате этих учений мания каббализма распространилась среди христианского духовенства, государственных деятелей и военных, и ряд христианских мыслителей восприняли доктрины каббалы и "попытались переработать их по-своему". Иезуит Афанасий Кирхер и христианский мистик Христиан фон Розенрот, автор "Kabbala Denudata", в течение XVII века "пытались распространить каббалу среди христиан, переводя каббалистические труды, которые считали древнейшей мудростью." "Большинство из них", - с насмешкой замечает Иудейская энциклопедия, - "придерживалось абсурдной идеи, что каббала содержала доказательства истинности христианства.... Многое из того, что кажется [в каббале] христианским, на самом деле является не чем иным, как развитием некоторых древних эзотерических доктрин." [246]
Продолжение главы 4 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию