Неста Вебстер, Тайные общества и Подрывные движения, глава 5а. Истоки масонства

Dec 20, 2020 00:45

Оглавление
Оперативное масонство
Спекулятивное масонство

"Происхождение масонства", - говорит масонский писатель XVIII века, - "известно только масонам". [265] Если когда-то это и было так, то сегодня это не так. Казалось бы, посвященные должны быть наиболее осведомленными именно в этом вопросе, однако факт заключается в том, что официальной теории о происхождении масонства не существует. Большинство масонов ничего не знают или не хотят знать об истории своего Ордена, а масонские авторитеты расходятся во мнениях по этому вопросу. Исследователь масонства Альберт Макей признает, что "происхождение и источник, из которого впервые возник институт масонства, породили больше разногласий и дискуссий среди масонских ученых, чем любая другая тема в литературе этого института". [266] Это невежество сохраняется не только в книгах для широкой публики, но и в литературе, специально адресованной масонам. В дискуссиях в ложах преобладает такое же разнообразие мнений, и, похоже, не делается никаких решающих выводов. Так, Альберт Черчворд, масон тридцатой степени, который сожалеет о слабом интересе масонов к этому вопросу, замечает:

"До сих пор существует слишком много противоречивых мнений и теорий в попытке объяснить происхождение и причину, откуда, где и почему возникло Братство масонов, а также его разные части и ритуалы разных степеней. Все, что было написано по этому поводу - лишь теории, без каких-либо обосновывающих фактов." [267]

Таким образом, в отсутствие какого-либо общепризнанного источника происхождения масонства, непрофессионалы могут размышлять на эту тему и делать выводы из истории относительно того, какое из множества выдвинутых объяснений дает ключ к разгадке тайны.

Согласно Королевской масонской циклопедии, существует не менее двенадцати теорий о происхождении масонства, а именно:

1) От патриархов. 2) От языческих мистерий. 3) От строителей Храма Соломона. 4) От крестовых походов. 5) От тамплиеров. 6) От Римской коллегии ремесленников. 7) От каменщиков Средневековья. 8) От розенкрейцеров XVI века. 9) От Оливера Кромвеля. 10) От принца Чарльза Стюарта. 11) От сэра Кристофера Рена, в здании собора Святого Павла. 12) От доктора Дезагюльера и его друзей в 1717 году.

Это перечисление, однако, вводит в заблуждение, поскольку подразумевает, что одна из этих теорий излагает истинное происхождение масонства. В действительности современное масонство - это двойная система, смесь двух разных традиций - оперативного масонства, то есть актуального искусства строительства, и спекулятивной теории о великих истинах жизни и смерти. Как выразился известный масон, граф Гобле д'Альвиелла: "Спекулятивное масонство (двойная система, которую мы сегодня называем масонством) является порождением плодотворного союза между профессиональной гильдией средневековых каменщиков и тайной группой философов, первые из которых дали форму, а вторые - дух". [268] Поэтому, изучая истоки нынешней системы, мы должны 1) отдельно изучить историю каждой из этих двух традиций, и 2) выявить точки их пересечения.

Оперативное масонство
Начиная с первой из этих двух традиций, мы обнаруживаем, что гильдии каменщиков существовали с древних времен. Не возвращаясь к Древнему Египту или Греции, что выходит за рамки настоящей работы, существование этих обществ можно проследить на протяжении всей истории Западной Европы с начала христианской эры. Согласно некоторым масонским писателям, друиды, пришедшие из Египта принесли с собой традиции, связанные с искусством строительства. Считается, что средневековые общины монахов Кулди, основавшие в Англии школы для преподавания искусств, наук и ремесел, происходят от друидов.

Но более вероятным источником вдохновения в строительном искусстве являются римляне, которые основали знаменитую коллегию архитекторов, упомянутую в списке альтернативных теорий в Масонской циклопедии. Сторонники происхождения масонства из Римских коллегий могут быть правы в том, что касается оперативного масонства, поскольку именно в период, последовавший за римской оккупацией Британии, прослеживаются наши масонские гильдии. Ввиду важности, которую приобрело строительное искусство, говорят, что многие выдающиеся люди, такие как Сент-Олбан, король Альфред, король Эдвин и король Ательстан, числились среди покровителей гильдий [269], так что со временем гильдии заняли положение привилегированных органов и были известны как "свободные корпорации". Кроме того, Йорк был первым масонским центром в Англии, в значительной степени находившимся под контролем монахов Кулди, которые в тот период оказали большое влияние на масонские коллегии в Шотландии, в Килвиннинге, Мелроузе и Абердине. [270]

Однако следует помнить, что все это домыслы. Никаких документальных доказательств существования гильдий каменщиков до знаменитой Йоркской хартии 936 года, представлено не было, и даже дата этого документа сомнительна. Только в период готической архитектуры мы достигаем твердой почвы. То, что гильдии каменщиков, известные во Франции как "компаньонаж" [*], а в Германии как "штайнметцен", тогда образовали закрытые корпорации и, возможно, обладали секретами, связанными с их профессией, более чем вероятно. То, что благодаря их умению строить величественные соборы они заняли привилегированное положение, кажется вполне определенным.

[*] Компаньонаж (товарищество) - традиционная система передачи знаний и обучения профессии в профессиональных сообществах. Соискатель обучается профессии с помощью ряда образовательных практик, которые могли включать как школьное обучение, так и ритуалы инициации. По истечении этого периода соискатель принимался в корпорацию в качестве товарища и мог сам обучать будущих соискателей.

Аббат Грандидье, писавший из Страсбурга в 1778 году, прослеживает всю систему масонства от этих немецких гильдий: "Это хваленое общество масонов есть не что иное, как рабское подражание древнему и полезному братству каменщиков, чья штаб-квартира ранее находилась в Страсбурге и чья конституция была утверждена императором Максимилианом I в 1498 году." [271]

Насколько можно судить по скудным документальным свидетельствам XIV, XV и XVI веков, те же привилегии, по-видимому, были предоставлены гильдиям каменщиков в Англии и Шотландии, которые, хотя и возглавлялись могущественными дворянами и иногда допускали членов вне пределов ремесла, оставались по существу оперативными органами. Тем не менее мы находим, что собрания масонов были подавлены Актом парламента в начале правления Генриха VI, а позже - вооруженными силами, посланными королевой Елизаветой, чтобы разогнать ежегодную Великую ложу в Йорке. Возможно, Братство просто из-за секретности, которой оно было окружено, возбудило подозрения властей, ибо ничто не могло быть более законопослушным, чем его уставы. Масоны должны быть "верными Богу и Святой Церкви", а также мастерам, которым они служили. Они должны быть честными в образе жизни и "не совершать злодеяний, которые могут оклеветать ремесло или науку." [272].

Тем не менее, писатель XVII века Роберт Плот в своей "Естественной истории Стаффордшира" выражает некоторые подозрения в отношении секретов масонства. То, что эти секреты не были просто коммерческой тайной, относящейся к искусству строительства, но что в ложу уже был внесён некоторый спекулятивный элемент, кажется более вероятным из того факта, что к середине XVII века в братство были приняты не только знатные покровители, возглавлявшие ремесло, но и обычные джентльмены, не связанные со строительством. Хорошо известная запись в дневнике Элиаса Эшмола от 16 октября 1646 года доказывает этот факт: "Я стал масоном в Уоррингтоне в Ланкашире вместе с полковником Генри Мэйнварингом из Картичема в Чешире. Вот имена тех, кто тогда состоял в ложе: мистер Рич. Пенкет, начальник тюрьмы, мистер Джеймс Кольер, мистер Рич Сэнки, Генри Литтлер, Джон Эллам, Рич Эллам и Хью Брюэр". [273] "Сейчас установлено", - говорит Джон Яркер, - "что большинство присутствующих членов не были действующими масонами [каменщиками]" [274].

Опять же, в 1682 году Эшмол рассказывает, что он присутствовал на собрании в Мейсон-холле в Лондоне, где вместе с другими джентльменами был принят в "Братство масонов", то есть во вторую степень. Таким образом, у нас есть четкое доказательство того, что уже в XVII веке масонство перестало быть ассоциацией, состоящей исключительно из людей, занимающихся строительством, хотя выдающиеся архитекторы занимали высокое положение в Ордене. Говорят, что архитектор Иниго Джонс был великим магистром при Якове I, а архитектор Кристофер Рен занимал ту же должность примерно с 1685 по 1702 год. Но только в 1703 году Ложа Святого Павла в Лондоне официально объявила, "что привилегии масонства больше не должны ограничиваться действующими масонами [строителями], а распространяться на людей разных профессий при условии, что они утверждены и посвящены в Орден" [275].

За этим последовал великий переворот 1717 года, когда была основана Великая ложа Англии и было создано современное спекулятивное масонство с ритуалом, правилами и конституцией. Именно с этой важной даты начинается официальная история масонства.

Но прежде чем проследить путь Ордена в так называемую "Эпоху Великой ложи", необходимо вернуться назад и исследовать истоки философии, которая была объединена с системой оперативного масонства. Именно по этому вопросу разделились мнения и к нему относятся различные теории, обобщенные в Масонской циклопедии. Давайте рассмотрим каждую из них по очереди.

Спекулятивное масонство
По мнению некоторых скептиков, система масонства, введенная в 1717 году, не существовала до этой даты, но была изобретена, обнародована и навязана миру доктором Дезагюлье, доктором Андерсоном, и другими, которые затем основали Великую ложу Англии". Чалмерс Патон, автор замечательной брошюры "Истоки масонства: теория 1717 года лопнула", [276], показал бессмысленность этого утверждения, а также несправедливость изображения основателей Великой ложи грубыми обманщиками.

Теория 1717 года приписывает людям высочайшего характера изобретение системы простого обмана.... Теория была выдвинута на основе ложной претензии на глубокую древность масонства; в то время как, ... согласно их исследованиям, масонство было изобретено недавно. Верно ли это? Разумно ли приписывать такое поведение благородным людям, даже не указывая на вероятный мотив?

Нам достаточно изучить масонский ритуал, который открыт для всех, чтобы прийти к выводу, что не было никакого мотива для этого обмана, и, кроме того, невозможно предположить, что эти два священнослужителя [Дезагюлье и Андерсон] разработали все это сами. Очевидно, что кризис 1717 года был вызван каким-то движением родственного характера. И поскольку дневник Элиаса Эшмола ясно доказывает, что церемония масонского посвящения существовала в предыдущем столетии, несомненно, разумно заключить, что доктора Андерсон и Дезагюлье лишь пересмотрели ритуалы и конституции, но не были их инициаторами.

Хотя ритуал масонства изложен на современном английском языке, а не на классическом, идеи, проходящие через него, безусловно, несут следы древности. Центральная идея масонства, касающаяся потери, постигшей человечество, и надежды на восстановление этой потери, не что иное, как древняя тайная традиция, описанная в первой главе этой книги. Некоторые масонские авторы приписывают масонству ту же генеалогию, которую приписывает себе ранняя каббала, заявляя, что оно происходит от Адама и первых патриархов человечества, а затем через группы египетских мудрецов, халдеев, персов и греков [277]. Альберт Черчворд (масон и член Лондонского геологического общества) особо настаивает на египетском происхождении спекулятивного элемента в масонстве: "Брат Гулд и другие масоны не поймут значение и происхождение наших священных догматов, пока не откроют и не изучат тайны прошлого". Это исследование покажет тот факт, что "друиды, гимнософисты Индии, маги Персии и халдеи Ассирии имели те же религиозные обряды и церемонии, которые практиковались их священниками, посвященными в их Орден, и что они торжественно поклялись хранить учение в глубокой тайне от остального человечества. Все это исходило из одного источника - Египта". [278].

Далее Черчворд цитирует речь преподобного Уильяма Додда на открытии масонского храма в 1794 году, который проследил происхождение масонства от "первых астрономов Халдеи, мудрых, мистических царей и жрецов Египта, мудрецов Греции и философов Рима". [279]

Но как эти традиции дошли до масонов Запада? В Англии, согласно многочисленному масонскому мнению, считается, что оперативная традиция масонства происходит от гильдий каменщиков, которая была импортирована в Англию через Римские профессиональные коллегии. Черчворд, однако, не согласен с этой точкой зрения:

"В новом и пересмотренном издании 'Совершенных церемоний', согласно Э. Уоркингу, излагается теория о том, что масонство возникло из определенной гильдии рабочих, которая известна в истории как 'Римская коллегия ремесленников'. У этой теории нет фактических оснований. Масонство сегодня и всегда было эсхатологией, что может быть доказано всеми нашими знаками, символами, словами и ритуалами. " [280]

Но что Черчворд не может объяснить, так это то, как эта эсхатология дошла до рабочих масонов; более того, если, как он утверждает, она происходит из Египта, Ассирии, Индии и Персии, то почему масонство больше не несет на себе печать этих стран. Ибо, если следы сабеизма можно найти в убранстве лож и кратких ссылках на мистерии Египта и Финикии, на тайное учение Пифагора, Евклида и Платона в ритуалах и инструкциях ремесленных степеней, тем не менее форма, в которую облечена древняя традиция, фразеология и используемые пароли, не являются ни египетскими, ни халдейскими, ни греческими, ни персидскими, но иудейскими. Таким образом, хотя какая-то часть древней тайной традиции, возможно, проникла в Англию через друидов или римлян, сведущих в знаниях Греции и Египта, другим каналом ее распространения явно была еврейская каббала. Некоторые масонские писатели признают эту двойную традицию, одна из которых исходит из Египта, Халдеи и Греции, а другая - от израильтян, и утверждают, что именно из последнего источника происходит их система [281]. Проследив происхождение масонства от Адама, Ноя, Еноха и Авраама, они далее показывают, что эта линия проходит через Моисея, Давида и Соломона [282]. Происхождение от Соломона официально признано масонством и является частью инструкций для кандидатов, посвящаемых в первую степень. Но, как мы уже увидели, такую же генеалогию евреи приписывают каббале. Более того, современное масонство полностью построено на соломоновых или, точнее, хирамических легендах. Для читателей, незнакомых с ритуалом масонства, здесь необходимо дать краткое резюме этой "Великой легенды".

Царь Соломон, при строительстве Храма, воспользовался услугами мастера по изготовлению меди по имени Хирам [Абифф], сына вдовы из колена Нафтали, посланного к нему царём Тира, которого тоже звали Хирам. Это всё, что мы знаем из Книги царств, но масонская легенда продолжает рассказывать, что мастера Хирама Абиффа постигла безвременная смерть. Для поддержания порядка каменщики, работавшие в Храме, были разделены на три класса: подмастерья, товарищи по ремеслу и мастера-каменщики. Первые два класса различались паролями и рукопожатиями и получали разную оплату, последний класс состоял из трех человек - царя Соломона, царя Хирама, который снабдил Соломона строительным деревом и драгоценными камнями, и мастера Хирама Абиффа. Перед завершением строительства Храма пятнадцать товарищей по ремеслу сговорились выведать секреты мастеров-каменщиков, для чего подстерегли Хирама Абиффа у дверей Храма.

В последний момент двенадцать из пятнадцати отступили, но оставшиеся трое выполнили план и, тщетно пытаясь выведать секреты у Хирама, убили его тремя ударами по голове, нанесенными каждым по очереди. Затем они перенесли его тело и похоронили на горе Мория в Иерусалиме. Соломон, узнав об исчезновении мастера Хирама, послал на его поиски пятнадцать товарищей по ремеслу; пятеро из них, прибыв на гору, обнаружили там могилу с телом Хирама. Оставив ветку акации на месте погребения, они вернулись со своей историей к Соломону, который приказал им эксгумировать тело.

Убийство и эксгумация, или "воскрешение", Хирама, сопровождаемые необычайными стенаниями, составляют кульминацию ремесленного масонства; и если вспомнить, что, по всей вероятности, такой трагедии никогда не было, что, возможно, человека по имени Хирам Абифф, никогда не существовало [283], вся эта история может рассматриваться как пережиток какого-то древнего культа, относящегося не к реальному событию, а к эзотерической доктрине. Легенду и церемонию такого рода можно найти во многих древних мифологиях. История убийства Хирама была предвосхищена египетской легендой об убийстве Осириса и поисках его тела Исидой, в то время как плач вокруг гробницы Хирама имеет аналог в траурных церемониях по Осирису и Адонису (оба, как и Хирам, впоследствии воскресли) и позже в том, что происходило вокруг катафалка Манеса, который, как и Хирам, был варварски убит. Но форма этой легенды в масонстве является чисто иудейской и, по-видимому, происходит из иудейской версии древней традиции. Колонны Храма, Яхин и Боаз, играющие столь важную роль в ремесленном масонстве, являются символами, встречающимися в еврейской каббале, где они описываются как две из десяти сфирот [284]. Писатель XVIII века, говоря о "пяти любопытных вещах", которые он обнаружил в Шотландии, описывает одно из них так:

"Даю слово масона, хотя некоторые делают из этого тайну, я не скрою нечего из того, что знаю. Это похоже на раввинскую традицию в виде комментария к двум колоннам Яхин и Боаз, воздвигнутым в Храме Соломона, с добавлением, передаваемым через рукопожатие, благодаря которому они узнают друг друга и знакомятся друг с другом." [285]

Именно с помощью такой системы каббала передавалась среди евреев. Еврейская энциклопедия придает оттенок теории передачи каббалы, предполагая, что история Хирама "возможно, восходит к раввинской легенде о Храме Соломона", что "в то время как все рабочие были убиты, чтобы они не построили еще один храм, посвященный идолам, сам Хирам был вознесен на Небеса, подобно Еноху." [286]

Как эта раввинская легенда попала в масонство? Сторонники теории Римских коллегий объясняют это следующим образом.

"После строительства Храма Соломона каменщики, участвовавшие в работе, рассеялись. Некоторые из них направились в Марсель, некоторые - в Рим, где они, возможно, поведали иудейские легенды членам коллегий, которые затем перешли к комачини - ломбардским мастерам VII века, а от них - к средневековым рабочим гильдиям Англии, Франции и Германии. Говорят, что в Средние века история о Храме Соломона была ходу в компаньонаж - профессиональных товариществах Франции. В одной из этих групп, известной как "Дети Соломона", легенда о Хираме, по-видимому, существовала в ее нынешней форме; согласно другой группе, жертвой убийства был не Хирам Абифф, а один из его товарищей по имени Мастер Жак, который, участвуя вместе с Хирамом в строительстве Храма, встретил свою смерть от рук пяти злых товарищей по ремеслу, которую спровоцировал шестой - Пер Субиз." [287]

Дата возникновения этой легенды неизвестна. Клавель считает, что "еврейские мистерии" существовали уже в римских коллегиях, которые он описывает как в значительной степени иудаизированные [288]. Яркер выражает противоположную точку зрения: "Не так сложно связать масонство с коллегиями; трудность заключается в том, чтобы приписать коллегиям еврейские традиции, и мы утверждаем на основании древнейших обвинений, что во времена саксов таких традиций не существовало [289]". Опять же: "Что касается Англии, то мы ничего не знаем из документов масонства, датируемых Храмом Соломона до окончания Крестовых походов, когда конституция [масонов], которая, как считается, была одобрена королем Ательстаном, постепенно претерпела изменения." [290] В ходе дискуссии, которая недавно состоялась в ложе Коронации Кватуора, легенду о Хираме можно было проследить (и то без абсолютной уверенности) только до XIV века, что совпадает с датой, указанной Яркером. [291]

До этого периода знания масонских гильдий, по-видимому, содержали только экзотерические учения Египта и Греции, которые, возможно, дошли до них через Римские коллегии, в то время как традиции масонства прослеживаются от Адама, Джубала, Тубал Каина, от Нимрода и Вавилонской башни, с Гермесом и Пифагором, как ближайших прародителей коллегий [292]. Эти учения, очевидно, были в основном геометрическими или техническими и ни в коем случае не каббалистическими. Поэтому есть некоторое оправдание утверждению Эккерта о том, что "иудео-христианские мистерии еще не были внесены в масонские корпорации; нигде мы не можем найти их малейшего следа. Нигде мы не находим никакой классификации, даже классификации мастеров, товарищей по ремеслу и учеников. Мы не наблюдаем никакого символа Храма Соломона; вся их символика относится к работе строителей и нескольким философским принципам морали [293]". Экерт и Яркер датируют внесение иудейских элементов в ремесленное масонство периодом Крестовых походов.

Но, признавая, что современное ремесленное масонство в значительной степени основано на каббале, необходимо проводить различие между разными видами каббалы. На то время, по-видимому, существовало не менее трех видов каббалы:

1. Древняя тайная традиция патриархов, переданная от египтян через греков и римлян и, возможно, через Римские коллегии к ремесленным масонам Британии;
2. Еврейская версия этой традиции, первая каббала евреев, не противоречащая христианству, восходящая к Моисею, Давиду и Соломону к ессеям и более просвещенным евреям;
3. Извращенная каббала, смешанная раввинами с магией, варварскими суевериями, а после смерти Христа - с антихристианскими легендами.

Какие бы каббалистические элементы не были внесены в ремесленное масонство во время Крестовых походов, они, по-видимому, принадлежали ко второму виду неизвращенной еврейской каббалы, известной ессеям. На самом деле между масонством и ессеями есть поразительное сходство - степени посвящения, клятвы о тайне, ношение фартука и определенный масонский знак; в то время как в сабеийских традициях ессеев можно проследить солнечный и звездный символизм масонских лож [294]. Легенда о Хираме могла принадлежать к той же традиции.

Продолжение главы 5
Список литературы (1-436)
Список литературы (437-872)
К Содержанию

тайные общества

Previous post Next post
Up