Оглавление
Континентальное масонство Масонство Великого Востока Утопический социализм, как видимое выражение масонства Великого Востока Отношение Великого Востока к христианству О скрытой силе, стоящей за масонством Великого ВостокаВ первой части этой книги мы проследили историю масонства и различные интерпретации его обрядов и церемоний. Теперь возникает вопрос: какова роль масонства сегодня?
Фундаментальная ошибка большинства авторов по этому вопросу, как промасонских, так и антимасонских, состоит в том, чтобы представлять всех масонов как придерживающихся общей веры и движимых общей целью. В равной степени ошибаются те, кто поёт панегирики масонству, так и те, кто подобно Католической церкви огульно осуждает масонство.
Истина заключается в том, что масонство в общем смысле - это просто система объединения людей для какой-то конкретной цели. Очевидно, что аллегории и символы, например, X и Y в алгебре, могут быть истолкованы сотней различных способов. Можно сказать, что два масонских столба (Яхин и Боаз) олицетворяют силу и стабильность, мужчину и женщину, свет и тьму, или любые другие две вещи. Масонский треугольник может означать Троицу, или Свободу, Равенство и Братство, или любую другую триаду. Утверждать, что какой-либо из этих символов имеет абсолютное значение, абсурдно.
Аллегории масонства допускают различные толкования. Строительство Храма Соломона может означать прогресс какого-то начинания, а имя Хирам (архитектор Храма) - жертву. То же самое относится и к "тайной традиции" масонства, касающейся "утраты, постигшей человечество" [658], и восстановления этой утраты. О любой группе людей, занятых общим делом, можно сказать, что она пережила какую-то утрату и стремится к её восстановлению.
Также вся организация масонства, приём кандидатов в степени посвящения и связывание их страшными клятвами, может быть использована для любых целей - социальных, политических, филантропических или религиозных, ради продвижения добра или распространения зла. Масонство можно использовать для защиты трона или его свержения, для защиты религии или ее разрушения, для поддержания закона и порядка или создания анархии.
Как мы увидели, в масонстве изначально, помимо письменных документов, существовала устная традиция, подобная каббале, от которой зависело руководство. Таким образом, об истинном характере любой формы масонства следует судить не только по его печатному ритуалу, но и по устным наставлениям посвященных, а также толкованиям символов и ритуалов. Естественно, эти интерпретации различаются в разных странах и в разные периоды. В своем ритуале масонство описывается как "своеобразная система морали, завуалированная аллегориями и иллюстрированная символами". Но каков кодекс морали масонства? Изучая историю Ордена, мы обнаружим, что один и тот же кодекс никоим образом не был общим для всех масонских организаций, так и в наши дни. Некоторые придерживаются очень высоких стандартов морали; другие, по-видимому, вообще не имеют стандартов. Артур Уэйт замечает, что "Философию масонства составляют две доктрины - единства Бога и бессмертие души." [659] Но эти доктрины ни в коем случае не являются жизненно важными для существования масонства, например, ложа Великий Восток [*] отказалась от обех доктрин, но он все еще считается масонской.
[*] Ложа Великий Восток или Великая ложа - самая крупная континентальная масонская ложа. В 1770-1780 годах ложа подверглась сильному влиянию иллюминатов Германии, в результате чего отошла от религиозных доктрин масонства, перейдя на позиции атеизма, а также отказалась от основного принципа масонства - не вмешиваться в политические и религиозные вопросы. В результате ложа превратилась в подрывную политическую силу, сыгравшую главную роль в обеих Французских революциях. Сегодня Великий Восток продолжает оказывать деструктивное влияние на мир, вмешиваясь в политические, религиозные и социальные вопросы.
Поэтому французский журналист Поль Нурриссон совершенно прав, говоря: "Существует столько масонств, сколько есть стран; не существует такой вещи, как универсальное масонство" [660]. В целом, однако, современное масонство можно разделить на два вида:
1. Разновидность масонства, действующего в Британской империи, Америке, Голландии, Швеции, Дании и т. д.,
2. Масонство Великого Востока, преобладающее в католических странах, наиболее важным центром которого является ложа Великий Восток в Париже.
Континентальное масонство
Тот факт, что масонство в протестантских странах не является ни революционным, ни антирелигиозным, часто используется католическими писателями, чтобы показать, что протестантизм отождествляет себя с целями масонства, а также используется масонами, чтобы доказать, что тирания Римской церкви привела масонство к враждебному отношению к церкви и государству. В обоих этих утверждениях упускается из виду существенное различие в характере двух видов масонства.
Масонство Великого Востока
Если бы Великий Восток придерживался основополагающего принципа британского масонства - не заниматься религией и политикой, то у него не было бы никаких причин вступать в конфликт с церковью. Но двуличие ложи в этом вопросе очевидно. Так, в одном из своих ранних руководств Великий Восток, подобно британскому масонству, заявляет, что "никогда не вмешивается в вопросы государственного управления или гражданского и религиозного законодательства и что, заставляя своих членов участвовать в совершенствовании наук, он исключает в ложах две науки - политику и теологию, потому что эти две науки разделяют людей и народы, которые масонство стремится объединить" [661]. Но на следующей странице того же руководства, из которого взята эта цитата, мы обнаруживаем утверждение, что масонство - это просто "политическое применение христианства" [662]. За последние пятьдесят лет Великий Восток сбросил маску и открыто провозгласил свои политические цели. В октябре 1887 года достопочтенный Брат∴ Блан сказал в речи, которая была напечатана для лож:
"Вы признаете вместе со мной, братья мои, необходимость того, чтобы масонство стало обширным и могущественным политическим и социальным обществом, оказывающим решающее влияние на решения республиканского правительства." [663]
В 1890 году масон Фернан Морис заявил, "что во Франции ничего не должно происходить без скрытого воздействия масонства", и "если масоны решат объединиться, то через десять лет никто во Франции не сможет двинуться без нас." [664]
Такова деспотическая власть, которую Великий Восток установил в противовес церкви и государству.
Более того, по своим целям масонство Великого Востока является не только политическим, но и подрывным. Вместо мирной трилогии британского масонства: "Братская любовь, помощь и истина", Великий Восток во всем придерживался формулы, которая возникла в масонских ложах Франции и стала боевым кличем революции: "Свобода, равенство, братство". "Этот закон равенства, - говорит Жан-Мари Рагон: "всегда привлекал французов к масонству", и "до тех пор, пока равенство существует только в ложах, масонство будет сохраняться во Франции" [665]. Таким образом, цель Великого Востока состоит в том, чтобы добиться всеобщего равенства, как это сформулировали Робеспьер и Бабеф. В вопросе о свободе мы далее читаем, что, поскольку все люди по своей природе свободны (старое заблуждение Руссо и Декларации прав человека), следовательно, "никто не имеет права ни подчинять другого, не управлять им" [666]. Революционер выразил ту же мысль фразой: "ни у кого не должно быть хозяина". Наконец, под братством Великий Восток подразумевает уничтожение всякого национального чувства.
Утопический социализм, как видимое выражение масонства Великого Востока
"Именно масонству", - говорит Рагон, - "мы обязаны соединению в ложах всех классов общества; только масонство могло вызвать это слияние, которое из его среды вошло в жизнь народов. Только оно могло бы провозгласить тот гуманитарный закон, растущая активность которого, стремящаяся к большому социальному единообразию, приводит к слиянию рас, классов, морали, кодексов, обычаев, языков, моды, денег и мер. Его добродетельная пропаганда станет гуманитарным законом совести." [667]
Таким образом, политика Великого Востока является откровенным международным социализмом. И в следующем отрывке Рагон прямо указывает на этот факт:
"Каждая щедрая реформа, каждая социальное благо проистекают из него [масонства], и если они выживают, то только потому, что масонство оказывает им свою поддержку. Это явление обусловлено силой его организации. Прошлое принадлежит ему, и будущее не может избежать его. Благодаря своему огромному рычагу объединения оно одно способно реализовать продуктивное общение, это великое и прекрасное социальное единство, задуманное Жоресом, Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. Если масоны пожелают, то благородные концепции этих филантропических мыслителей перестанут быть тщетными утопиями." [668]
Кто они, перечисленные здесь филантропические мыслители, как не люди, насмешливо названные Марксом "социалистами-утопистами"? Таким образом, утопический социализм - это открытое и видимое выражение масонства Великого Востока. Более того, социалисты-утописты, все без исключения, были масонами или членами других тайных обществ.
Масон Франсуа Клавель подтверждает сказанное Рагоном, цитируя принцип, выраженный в ритуале посвящения Мастера масона:
"Масонам категорически запрещено обсуждать между собой, как в ложе, так и за ее пределами, религиозные и политические вопросы, эти обсуждения обычно приводят к разногласиям там, где раньше царили мир, союз и братство. Этот масонский закон не допускает никаких исключений." [669]
Клавель продолжает: "Стереть различия между людьми в цвете кожи, звании, вероисповедании, убеждениях, гражданстве; истребить фанатизм, и войны; одним словом, превратить человечество в одну семью, объединенную любовью, преданностью, трудом и знанием - вот, брат мой, великая работа, которую взяло на себя масонство." [670]
До определенного момента многие британские масоны, читающие эти отрывки, могут заявить, что они полностью соответствуют их принципам. Гуманизм, стирание классовых различий, братство людей всех рас, классов и религиозных убеждений в значительной степени вписываются в дух британского масонства. Но для британских масонов всё это образует лишь основу, на которой они собираются в ложах, а не политическую систему, которую следует навязывать миру.
Таким образом, британское масонство не пытается вмешиваться в существующую социальную систему или форму правления; суть его учения заключается в том, что каждый член братства должен стремиться реформировать себя, а не общество. Одним словом, в британском масонстве главным является индивидуальное обновление, а не социальная реорганизация, за которую выступает Великий Восток под влиянием иллюминатов. Формула "Соединенных Штатов Европы" и "Всемирной Республики", впервые провозглашенная иллюминатом Анахарсисом Клоотсом [671], уже давно стала лозунгом французских лож. [672]
Отношение Великого Востока к христианству
В вопросе религии масонство Великого Востока полностью отошло от принципов, установленных британскими ложами. Следует помнить, что в католических странах масонство проявило себя воинственно антикатолическим, не удивительно, что Католическая церковь проявила враждебность по отношению к масонству. "Масонство", - заявил один из современных католических ораторов: "это антицерковность, антикатолицизм, церковь ереси" [673]. Бюлетень Великого Востока в 1885 году официально объявил:" Мы, масоны, должны добиваться окончательного уничтожения католицизма".
Но Великий Восток идет дальше этого и нападает на все формы религии. Таким образом, "древние вехи" британского масонства, вера в Великого Архитектора Вселенной и вера в бессмертие души, никогда не составляли неотъемлемую часть системы Великого Востока. Только в 1849 году "впервые было четко сформулировано, что основой масонства является вера в Бога, в бессмертие души и солидарность человечества". Но в сентябре 1877 года первая часть этой формулы была удалена, все упоминания о Великом Архитекторе были опущены, и нынешний устав гласит: "Его основой является абсолютная свобода совести и солидарность человечества" [674]. Британское масонство, которое не признает свободы совести в смысле атеизма, требует, чтобы каждый масон исповедовал ту или иную религию и чтобы том Священного Закона (в Англии - Библия, в мусульманских странах - Коран и т.д.) находился на столе в ложе. Британское масонство разорвало все отношения с Великим Востоком, и в марте 1878 года приняло следующую резолюцию:
"Великая ложа, стремясь принять в самом братском духе братьев любой иностранной Великой Ложи, деятельность которой проводится в соответствии с Древними Вехами Ордена, из которых вера в T.G.A.O.T.U. [*] является первой и самой важной, не может признавать истинными и подлинными братьями тех, кто посвящен в ложи, отрицающие, либо игнорирующие эту веру." [675]
[*] Сокрашение
T.G.A.O.T.U. (The Great Architect of the Universe) означает "Великий Архитектор Вселенной" - это универсальное и нейтральное обозначение в масонстве Верховной Сущности (Бога), в которое верит каждый член братства, при этом как и в кого верить - личное дело каждого масона, в зависимости от его вероисповедания.
"Великий Восток", - говорит французский автор Копин Альбанчелли: "не удовлетворился отказом от Великого Архитектора и потребовал от своих посвященных, чтобы они заявили о своей абсолютной убежденности в том, что Великий Архитектор является мифом." [676] Более того, жестокие антирелигиозные тирады в ложах были не только разрешены, но даже приветствовались. Так, в 1902 году масон Дельпек в своей речи на масонском банкете произнес следующие слова:
"Триумф галилеянина [Христа] длился 20 веков; теперь он умирает. Таинственный голос, который однажды в горах Эпира возвестил о смерти Пана, сегодня возвещает о смерти Бога-обманщика, который обещал эру справедливости и мира тем, кто поверит в него. Иллюзия длилась очень долго; лживый Бог наконец исчезает, чтобы соединиться с другими ушедшими божествами Индии, Египта, Греции и Рима. Мы масоны рады заявить, что для нас не безразлична гибель лжепророков. Римская церковь, основанная на галилейском мифе, начала быстро приходить в упадок с того дня, когда была создана масонская ассоциация. С политической точки зрения масоны часто отличались друг от друга. Но во все времена масонство твердо придерживалось этого принципа: война всем суевериям, война всякому фанатизму." [677]
Как можно примирить такое отношение к религии в целом и к христианству в частности с тем фактом, что Великий Восток все еще пользуется степенью Розенкрейцер? Эта степень, которая, как мы видели, была изобретена для придания масонству христианского смысла, была включена в британское масонство только в 1846 году и сохранила в Англии свой первоначальный характер. Ритуал степени Розенкрейцер, сосредоточенный вокруг утраченного слова, означает, что полномочия Ветхого Завета закончилось с Распятием, кроме того, этот ритуал является настолько христианским, что ни еврей, ни мусульманин и ни другой нехристианин не может быть допущен к нему. Более того, поскольку эта 18-я степень Розенкрейцер, на самом деле образует первую степень Древнего и Принятого Обряда, как это принято в Англии, нехристиане полностью исключены из этого Обряда и могут получить только степени Королевской арки, Мастера метки, Морехода королевской арки и, наконец, Королевского избранника и Супер превосходного мастера. Следовательно, тридцать три масона в тридцать третьей степени, составляющие Высший Совет, руководящий Древним и Принятым Обрядом, обязательно исповедуют христианство. Как раз наоборот, во Франции, где степень Розенкрейцер, созданная атеистами и евреями, может быть только пародией на христианские мистерии.
О скрытой силе, стоящей за масонством Великого Востока
Теперь важно понять, что антимасонский лагерь во Франции разделен на две партии. В то время как большинство католических писателей считают само масонство источником зла - "Синагогой сатаны", - более беспристрастные исследователи высказывают мнение, что главную опасность представляет даже не масонство Великого Востока, а нечто, скрытое за ним. Эту точку зрения высказывает Копин Альбанчелли, чья книга "Оккультные тайны Франции" имеет огромное значение для понимания масонской опасности, поскольку здесь не может быть и речи о католических предрассудках или о мнимых обвинениях, выдвинутых дилетантом в области масонства. Копин Альбанчелли вступил в ложу Великий Восток как агностик и никогда не возвращался в лоно Церкви; однако, как француз, патриот, сторонник закона, морали и христианской этики, он счел себя обязанным после шестилетнего пребывания в ложах и после получения степени Розенкрейцер покинуть масонство и осудить его. Исходя из того, что он сам слышал и наблюдал, Альбанчелли объявил Великий Восток антипатриотическим, подрывающим мораль и религиозные убеждения и представляющим огромную опасность для Франции.
Альбанчелли рассказал, что Великий Восток представляет собой систему обмана, с помощью которой его члены вовлекаются в дело, неизвестное им самим, и даже посвященные высших степеней не всё знают об истинной цели Ордена или о силе, стоящей за ним. Альбанчелли, таким образом, приходит к выводу, что существует три масонства, одно над другим:
1. Голубое масонство (состоящее из трёх степеней ремесла: ученик, товарищ и мастер), в котором членам не раскрывается ни один из настоящих секретов и которое служит сортировочной площадкой для отбора вероятных субъектов;
2. Высшие степени, на которых большинство членов, воображая себя посвященными во все тайны Ордена и "преисполненные важности" из-за воображаемой роли лидеров, допускаются только к частичному знанию цели, к которой они стремятся;
3. Внутренний круг, "истинные мастера", те, кто скрывается за масонством Высших степеней.
Более того, допуск во внутренний круг может не зависеть от степени. "В то время как в низших масонствах адепты обязаны проходить через все ступени иерархии, высшее и невидимое масонство набирается не только среди тридцати трех степеней, но и во всех группах масонства высших степеней, и, возможно, даже в некоторых исключительных случаях за пределами этих степеней." [678]. Это внутреннее и невидимое масонство в значительной степени интернационально.
Самым ярким отрывком в книге Копена Альбанчелли является описание опыта, выпавшего на его долю после того, как он получил степень Розенкрейцера. Именно тогда один из его начальников отвел его в сторону и обратился к нему со следующими словами:
"Вы понимаете, какой властью обладает масонство? Можно сказать, что мы владеем Францией. И это не из-за нашей численности, поскольку в этой стране всего 25000 масонов (1889 год). И не потому, что мы являемся мозгом, ибо вы могли убедиться в интеллектуальной посредственности большинства из этих 25000. Мы владеем Францией, потому что мы организованы и единственные, кто организован. Но прежде всего, мы владеем Францией, потому что у нас есть цель и эта цель неизвестна; а поскольку цель неизвестна, то на её пути не может быть препятствий; и поскольку никаких препятствий нет, то путь перед нами широко открыт. Логично, не правда ли?
Безусловно.
Хорошо. Но что бы вы сказали об ассоциации, которая вместо того, чтобы состоять из 25000 ничтожеств, как в масонстве, состояла бы, скажем, всего из тысячи человек, но набранных таким образом, о котором я вам расскажу."
И затем масон стал объяснять, как отбираются такие люди; месяцы и годы наблюдения и надзора, которому они подвергаются, чтобы сформировать внутри масонства группу избранных, способных руководить его действиями.
"Вы можете представить, какой властью обладает такая ассоциация? Набранная таким образом ассоциация способна сделать все, что пожелает. Она могла бы завладеть миром, если бы захотела."
Вслед за этим высший адепт, попросив обещания хранить тайну, заявил: "Что ж, в обмен на это обещание, брат Копин, я уполномочен сообщить вам, что эта ассоциация существует и, кроме того, я уполномочен ввести вас в неё". [679]
Именно тогда Копен Альбанчелли понял, что точка, к которой велся разговор, была не приглашением, как он сначала предположил, сделать следующий шаг в масонстве - получить тридцатую степень Рыцаря Кадоша, - но войти через боковую дверь в ассоциацию, скрытую внутри масонства, для которой видимая организация служила прикрытием. Здесь можно заметить любопытное сходство между методом зондирования Копина Альбанчелли и методом иллюмината Катона в отношении Савиоли, описанном в уже цитированном отрывке:
"Теперь, когда он стал масоном, я взялся за общий план нашего ⊙ [Ордена], и, поскольку ему это понравилось, я сказал, что такая вещь действительно существует, после чего он дал мне слово, что войдет в нее."
Альбанчелли, однако, не дал своего обещания, что войдет в нее; он провел дальнейшие разоблачения и заявил, что оставит масонство.
Этот опыт позволил ему взглянуть на "мир, существующий за масонским миром, более тайный, чем он, подозревал" [680]. Таким образом, масонство "может быть лишь полутемной прихожей настоящего тайного общества. Это и есть истина" [681]. "В таком случае обязательно существует постоянная направляющая Сила. Мы не можем видеть эту Силу, поэтому она оккультна" [682].
Дальнейщие исследования привели Альбанчелли к выводу, что эта скрытая сила является "еврейской властью"; он развил эту идею в работе "Еврейский заговор против христианского мира" (1909) [683]. Первая мировая война заставила Альбанчелли развить свои теории в еще одной книге, которая вскоре появится (вероятно, речь идёт о книге "Оккультная война. Тайные общества против народов", опубликованной в 1925 году).
Однако бесспорно то, что ложи Великого Востока в значительной степени контролируются евреями, и также неоспоримо, что они являются центрами политической пропаганды. Достаточно взглянуть на следующие выдержки из программы дебатов в "Бюллетене Большого Востока" за 5 июня 1922 года, чтобы признать, что идеи, которые они пропагандируют, являются идеями Международного социализма:
• Ложа "Союз и Франция". Лекция T∴ C∴ F∴ "Эксплуатация национального богатства на благо общества".
• Ложа "Реставраторы". Конференция Ф∴ Гольдшмидта: "Эксплуатация национального богатства и крупных предприятий на благо общества".
• Ложа "Ревностные Филантропы". Лекция T∴ C∴ F∴ Эдмонда Коттона: "Необходима ли трансформация современного общества?"
• Ложа "Мир-Труд-Солидарность". Лекция "Роль масонства в современной политике", ведущий F∴ F∴
• Ложа "Тринитариев": Лекция "Французский Социализм", ведущий T∴ Ill. F∴ Эли Мэй.
• Коллектив лож "Эммануэль Араго" и "Неделимые Объединенные сердца". Лекция "Как распространять масонские идеалы в светском мире."
• Ложа "Исида Монтион и сознание и воля". Лекция "Фашистский террор и опасность фашизма в Италии", - впечатления F∴ • Мазини, вернувшегося после длительного пребывания в Италии.
Из последнего отрывка видно, что масонство Великого Востока является врагом фашизма, который спас Италию в час опасности. Действительно, итальянские масоны приняли резолюцию, которая была прямо противоположна фашистским взглядам, особенно в отношении религиозной политики Муссолини, который вернул в школы распятие и включил преподавание религии в учебные программы. Фашистский "Джорнале ди Рома" заявил, что принципы, провозглашенные масонами в этой резолюции, угрожали уничтожить государство и нацию. В связи с этим Муссолини заявил, что фашисты должны либо покинуть ложи, либо покинуть фашизм [684].
В Бельгии масонство приняло тот же политический и антирелигиозный курс. В 1856 году руководящий комитет Великого Востока Бельгии объявил: "Ложа имеет не только право, но и обязанность контролировать общественную деятельность своих членов, назначенных на политические посты, имеет право требовать объяснений" [685]. Когда в 1866 году на церемонии похорон в честь умершего короля Леопольда I Великий Восток Бельгии продемонстрировал изречение "Душа, исходящая от Бога, бессмертна", масоны Лувена выступили с яростным протестом на том основании, что "Бельгийские ложи в 1864 году признали свободомыслие [атеизм] своим основополагающим принципом", и поэтому Великий Восток нарушил убеждения своих членов. [686]
К части Б главы 11 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию