Вот ещё Леночка Михалькова интервью со мной у себя на стене выложила. Журналистское брастство таки!
«В те годы было закономерно, что интеллектуальные гиперэмоциональные девочки с музыкальными наклонностями, которых считали в родных пенатах белыми воронами, шли слушать рок-н-ролл и находить людей, близких по духу».
Светлана Рычкова журналист и музыкант с более чем тридцатилетним стажем - ударные женского панк-проекта «Белая горячка» - написала книгу «Туса» о тюменском андеграунде восьмидесятых-девяностых годов. Теперь дело за малым - найти деньги на ее издание.
- Насколько актуальна тема сибирского панка?
- Интерес огромен. Группа «Гражданская оборона» стала символом перестройки, тюменская группа «Инструкция по выживанию» оспаривает у нее лидерство. В книге нет хрестоматийного нытья и эпохальных обобщений. Книга - о любви ко времени и людям, его наполнявшим, о безбашенной молодости и о дружбе длиною в жизнь.
- Почему вы в свое время выбрали тюменских панков?
- Сибирский андеграунд - буквально музыка моей души. И многие музыканты нашей формации, у кого я брала интервью, так и говорят: это музыка их души.
То, что идет из нутра. Девочка, живущая в маленьком городке, а я училась в музыкальной школе, больше всего любила Бетховена. Это уже, в общем-то, преддверие рок-н-ролла - музыка борьбы и сопротивления, бунтарского духа.
Я росла в достаточно суровых условиях: мама работала завучем в школе и перманентно меня «строила», а я сопротивлялась. Это тоже предвестник рок-н-ролла - когда идет некое сопротивление существующим порядкам.
Перевернуло мое сознание творчество «Гражданской обороны», Eгора Летова, его эпатирующий сценический имидж: рычание, конвульсии. это не просто эпатаж, это. память рода.
Я сама из деревни, и одно из моих ярчайших впечатлений в жизни - мой дед, деревенские гулянки, пляски. Дед вот так пел: «Ой, маа-арос, маа-ро-оос!»
Все эти пляски залихватские, вся эта хтонь, весь этот хаос первородный деревенской жизни, совершенно необузданный, и есть рок-н-ролл на самом деле.
То есть, придя в панк, я вернулась к своим корням.
Летов ведь ездил по уральским деревням, учил страшилки, заговоры - вот из чего росло его творчество! Он был глубоко погружен в деревенскую культуру. Из этого лесного буйства, богатырского нечто и рождались его песни.
И я люблю песни «Гражданской обороны», потому что сама из дикой и вольной сибирской деревни.
Послушайте песни тюменской группы «Чернозем» - там сплошные русские смыслы: совестливые, о жизни православной души, о боли за происходящее, за несправедливость…
Сибирский панк - это олицетворение нашей очень странной, очень противоречивой, дионисийской, хтонической, страстной русской души. Это музыка-первооснова. И это очень честная, добрая и настоящая музыка.
- Что вы можете рассказать о сибирском роке как о явлении?
- Eсли говорить языком культурологии, то сибирский андеграунд существенно отличается от западного.
На Западе превалировала культура карнавальная, это был социальный протест в крайней его форме против буржуазных ценностей, кто видел фильм «Сид и Нэнси», знает, о чем речь.
Эпатаж в одежде, отсутствие четвертой стены между исполнителями и публикой, асоциальный образ жизни.
Сибирская формация несколько иная, в рамках русской литературной андеграундной традиции: здесь больше юродство, нежели голый эпатаж.
Поэтому в одежде более хипповский вариант, в песнях - шаманство и мистическо-фольклорные мотивы - заговоры, ритуальные пляски, жизнь души…
По сути, сибирский андеграунд - это выход на сцену с таежным мифом, грязными фузами вместо пьяной гармошки и страшилками наших дедов, нечто подкорочно-подсознательно-антропоморфное.
Сохранившееся в нас как память предков и вылившееся в целую волну гениальнейших произведений постмодерна и метамодерна.
- Примерно об этом вы говорили со студентами Тюменского госуниверситета в рамках курса «Рок-культура»?
- Да. На занятиях разбирались в саунде и текстах сибирских исполнителей. Поверьте, этот пласт -клад бесценный, по текстам уже пишут докторские, переводят на разные языки. Смешно и странно, но факт: сегодня мы с друзьями - живая история, динозавры сибирского андеграунда.
Общаясь со студентами, я прониклась современным флером. На моем элективе образовалась группа «Ты ничего не сделал», я узнала о великолепных «Через раз» и других любопытных проектах.
Не стану перечислять множество групп, что сегодня играют, но скажу, что дела идут неплохо. Просто поменялись формат и настроение, но дух рок-н-ролла жив и прекрасен.
Вот здесь можно пожертвовать на книгу:
https://planeta.ru/campaigns/tusa-syu