«Сад Рамы» - продолжение произведений Артура Кларка
«Свидание с Рамой» и
«Рама II». В третьем романе цикла авторы полностью уходят от философии научного познания и погружаются в социальные проблемы семьи и общества. Концептуально роман совсем другой и не всем поклонникам классического «Свидания с Рамой» он придется по вкусу, но это не умоляет его достоинства.
После чреды трагических событий, описанных в «Рама II», инопланетный космический корабль уносит в глубь космоса разгадки своих тайн и, как бонус, трех участников экспедиции.
«Сад Рамы» поделен на 2 большие части: в первой повествуется о жизни этих трех космонавтов на корабле и их прилете на огромную станцию, где они, наконец, получают ответы на некоторые вопросы о целях раман. Вторая часть - это своеобразный социальный эксперимент, где несколько тысяч землян формируют новое общество на третьем по счету Раме.
Своей ужасной реалистичностью интересна реакция трех людей, обреченных провести вечность в искусственном мире, не имея ни малейшего представления о своем будущем. Женщина и мужчина образуют пару, третий участник становится другом семьи. Как вы думаете, что они начинают делать? Конечно, заводить детей. Меня лично пугала судьба этих детей. В краткосрочной перспективе, все выглядит неплохо - они образуют настоящую семью. Но что будет с детьми, которые не смогут обрести нормальные социальные навыки, банально не смогут создать свою семью. Выход находит мать-биолог: разнообразить генотипы, чтобы потом они могли жениться (я тоже наполовину биолог, но мне от этих перспектив страшно). Ради чего она это делает? Все очень просто - ее тешит мысль, что она станет праматерью будущего человечества - новой Евой! Благородная Николь тоже оказалась подвержена гордыне.
Пока герои вершат судьбы своего мира, корабль приближается к промежуточной остановке, где его перестраивают и отправляют обратно на Землю за новой партией людей. Вот тут начинается моя любимая часть романа. Мне было очень интересно читать и видеть, как люди, которые изначально получают все строго поровну и достаточно для удовлетворения основных потребностей и желаний (своеобразный средний класс), формируют социальное расслоение, бюрократию и пишут новые законы, которые нацелены на защиту интересов избранных, в общем, все прелести современного социального общества. От утопического будущего, свойственного произведениям Кларка не осталось и следа. Особенно мне запомнился один прием, хорошо продемонстрированный в романе: если хочешь добиться власти, найди внутреннего врага и предложи защиту от него - это вызовет расслоение общества и можно будет легко манипулировать большинством. А когда люди устанут от внутренних проблем, и власть пошатнется - найди внешнего врага и они сплотятся против него, а власть усилится (а лучше всего развязать маленькую победоносную войну). Все просто, а самое главное эффективно. К сожалению, я это очень часто наблюдаю в коллективах. Да, цикл Рама, как и большинство классических научно-фантастических романов, пугает своей реалистичностью.
Как дополнительная линия, показано взаимодействие людей с другими представителями галактики. Мы так давно мечтаем о «контакте» и одновременно боимся, а на деле, мы просто не способны осознать жизнь, которая даже чуть-чуть отличается от нашей. Если вспомнить историю космической фантастики, то практически все представления об инопланетянах сводятся к видоизменным образам нас самих или максимум животных, населяющим нашу планету. 7 лет назад, когда я читала «Сад Рамы», эта идея меня поразила. Мы просто не сможем увидеть другой разум, даже если столкнемся лоб в лоб (ну или что там у него будет)!
Роман действительно очень интересный и познавательный, если смотреть на него как гротескное представление наших социальных взаимоотношений. Самое главное, абстрагироваться от «Свидания с Рамой», они связаны лишь номинально.