Сайт
Galgai.com Вот эта загадочная карта:
На ней видно, что Ингушетия и Чечня объединены под названием "Гелиа".
Карта никоим образом не фейк и вот ее оригинал, размещенный на сайте американского картографического агентства
http://www.raremaps.com/gallery/detail/22379/Coltons_Turkey_in_Asia_and_the_Caucasian_Provinces_of_RussiaНо в то же время она издана уже в середине 19-го века и странно то, что на ней нет привычных названий Ингушетия и Чечня?
И все же у этого интересного момента нашлось объяснение. Читаем информацию И УДИВЛЯЕМСЯ!
“Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837 und 1838, von Karl Koch, Doctor der Medicin und Philosophie, ausserordentlichem Professor der Naturgeschichte zu Jena und einiger gelehrten Gesellschaften Mitgliede. Stuttgart und Tübingen. 1843”.
Карл Кох. “Путешествие через Россию к кавказскому перешейку в 1836, 1837 и 1838 годах.” Штуттгарт и Тюбинген. 1843.
Siebenzehntes Capitel.
[s.489] Lesgier und Gelen sind wohl als die ursprünglichen Völker anzusehen und waren ohne zweifel mit einander verwandt. Strabo sagt in seinem ausgezeichneten geographischen Werke, dass im Norden der Albanier (der Bewohner des heutigen Kachiens und Schirwans) zwischen ihnen und den Amazonen (d.h. türkischen Völkern, deren Frauen sich von jeher durch kriegerischen Muth und Tapferkeit auszeichneten und selbst die Kämpfer in die Schlacht führten) im Gebirge Gelen und Legen wohnten. Theophanes der dem Pompejus auf seinem iberisch-albanischen Zuge folgte, hatte ihm die Nachricht mitgetheilt.* (*Strabo, edit. Casauboni; Lib.XI. pag. 347.).
Die Gelen haben sich heutzutage noch als Galgai oder Halha erhalten, und die Legen deuten deutlich die Lesgier an. Diese beiden Völker bilden noch heutzutage zwei Hauptstämme und bewohnen, die Gelen den westlichern, die Lesgiern hingegen den mittlern Theil Dagestans. Die oben genannten grusischen Stämme der Cheffsuren, Pschawen und Tuschen haben die erstern zum Theil aus der südlichen Abhängen des Kaukasus-Rückens verdrängt…
Глава 17.
Лезги и Гелы смотрятся как первоначальные народы, и они, без сомнения, были родственны друг с другом. Страбон говорит в своем замечательном географическом труде, что на севере, между Албанцами (население современной Кахетии и Ширвана) и Амазонками (тюркскими народами, женщины которых прежде отличались воинственным мужеством и храбростью и сами вели в сражения воинов) в горах жили Гелы и Леги. Теофанес, следовавший за Помпеем в его иберо-албанском походе, сделал ему сообщение (Strabo, edit. Casauboni; Lib. XI. Pag. 347).
Гелы сохранились до сегодняшнего дня как Галгай или Халха, а на Легов отчетливо указывают Лезги. Эти два народа еще до сего дня образуют два главных племени и населяют: Гелы западную, Лезги, напротив, среднюю часть Дагестана. Выше названные грузинские племена Хевсур, Пшавов и Тушин изначально проникли частью из южных склонов Кавказского хребта…
[s.491] Auf gleiche Weise wie wir in Ossien ein nord- und südossisches Schiefer- und zum Theil Kalkgebirge kennen gelernt haben, so stehen auch im Norden die Wasserscheiden der Sundscha, der Assai, des Argun und des Koisuh durch seitliche Arme, zwischen denen genannte Flüsse sich hindurchdrängen, miteinander in Verbindung und bilden auf diese Weise eine von Westen nach Osten durch genannte Flüsse unterbrochene Gebirgsreihe, die am Meer ihr Ende findet. Ich möchte ihr den Namen gelisches Gebirge, da sie in Gelien vorzüglich deutlich hervortritt, geben…
Таким же способом, как мы изучали в Оссии северные и южные осские шиферные и частью известковые горы, также входят в соединение друг с другом на Севере водоразделы Сунжи, Ассы, Аргуна и Койсу, благодаря боковому рукаву, через который пробиваются названные реки и образуют таким способом горный ряд, с запада на восток разрываемый названными реками, который находит свой конец у моря. Я хотел бы дать ему название Гельские горы, так как он отчетливо выступает вперед главным образом из Гелии.
[s.492] I. Wenden wir uns nun zu den drei schon genannten Völkern und beginnen mit den Gelen, so erschrecken sie sich nördlich bis an die kleine Kabardah und den Terek, südlich bis fast zum Hauptrücken, westlich bis ebenfalls zum Terek und zur kleinen Kabardah und östlich bis zu den Kumücken und der Argun Takara-Wasserscheide. Im Süden haben sie sich vielfach mit tatarischen Völkern vermischt, und es existirten in frühern Zeiten, besonders an der Sundscha, von Zeit zu Zeit mächtige Reiche mit nicht un-[s.493]bedeutenden Städten.
In Tschetschen, einem grosse Dorfe an der Argun, warf sich im vorigen Jahrhundert ein Häuptling auf und unterjochte sich alle Stämme der ebeneren Gegenden. Nach dem Hauptorte belegten nun die Russen alle seine Unterthanen mit dem Namen Tschetschen oder Tschetschenzen-eine Name der mit Unrecht auch von vielen andern Völkern angenommen ist.
Güldenstädt hat für die Gelen den Namen Kisten, der aber nur einem Stamme zukommt. Die umwohnenden Völker nennen sie Mizdschegi.
I. Обратимся теперь к трем уже названным народам и начнем с Гелов, которые простираются к северу до малой Кабарды и Терека, к югу почти до самого Главного хребта, к западу также до Терека и малой Кабарды и к востоку до Кумыков и водораздела Аргун-Такара. На юге они многократно смешались с татарскими народами, и в прежние времена существовали, особенно на Сунже, время от времени мощные империи с не незначительными городами. В Чечени, в большом селении на Аргуне, в прошлом столетии объявился предводитель и поработил все племена равнинных областей. По главной местности всех его подданных Русские покрыли именем Чечен или Чеченцы - имя, которое неправомерно принято многими другими народами.
Гюльденштедт использует для Гелов название Кисты, но оно подходит только для одного племени. Народы, живущие вокруг, называют их Мизджеги.
Ueber ihnen in den obern Thälern des Assai wohnt der ächte Gelenstamm, der noch heutzutage Galgai (Halha bei sich) genannt wird. Er theilt sich in die drei Verbrüderungen Galgai, Galaschka und Duban.
Westlich von dem Galgai auf den westlichen Abhängen und Thälern der Sundscha-Terek-Wasserscheide wohnen die Inguschen, deren ich schon bei der Beschreibung von Wladikaukas Erwähnung gethan habe. Sie nehmen vorzüglich das Thal der Kumbalei und des obersten Theiles der Sundscha ein und bestehen aus drei Verbrüderungen, Nasran, Anguscht und Schalcha, die sämmtlich sich schon lange Russland unterworfen haben. Das Thal des Makal gehörte früher ihnen, ist aber jetzt zum Theil von Ossen bewohnt und steht unter den tagaur’schen Fürsten.
Die Kisten wohnen östlich von den Galgai in den obern Thälern des grossen und kleinen Argun und bilden mehrere Verbrüderungen, von denen ich nur die Adhen, Mesten, Meredschen, Mitcho, Acho und Schubusen kenne.
Was nun die mit Tataren vermischten Gelen, die sich Mütschkis rufen und die ich der Kürze halber Tschetschen nennen will, betrifft, so bildeten sie früher eine Menge Verbrüderungen die sich zum Theil noch später erhielten. Die an der Sundscha sind sämmtlich unterworfen und führen den Namen friedlichen. Die Festung Grosnaja liegt mitten in ihrem Lande und versteht ihrem Hange zu Räubereien Einhalt zu thun. Mehrere Verbrü-[s.494] derungen des Gebirges, welche bei den Russen unter den Namen der feindlichen oder Berg-Tschetschen bekannt sind, und sich selbst Itschar-Mütschkis nennen, haben bis jetzt ihre Freiheit behauptet, wenn sie auch von Zeit zu Zeit ein- oder andermal Gehorsam versprochen haben. Hieher gehören die Verbrüderungen Ardachli und Tschischri-Kaker am Roschen, ferner die Tscharbilen auf der Westseite der Argun-Takara-Wasserscheide, die Itschkerinen am Ursprung der Axai und die Katschkaliken unter den vorigen. An einem Nebenflüsschen der Sundscha liegt auch das Dorf Gelen, in dem sich der Name des ganzen Volkes erhalten hat.
Das Volk der Gelen wird von der Tifliser Stabskarte zu 198,000 Seelen angegeben, allein die Angabe mag wohl, wenn ich sie mit denen des Westens vergleiche, zu stark sein; jedoch stimmen die Berichte welche ich von Eingebornen erhielt, so ziemlich damit überein. Nach diesen bestehn:
1)Die Inguschen aus 11,000 Seelen.
2)Die Karabulaken aus 15,000
3)Die Galgai aus 8,000
4)Die Kisten aus 38,000
5)Die Tschetschen der Berge aus 30,000
Die Tschetschen der Ebene aus 86,000
Zusammen 188,000 Seelen.
За ними в верхних долинах Ассы живет настоящее племя Гелов, которые еще и сегодня называются Галгай (Халха у себя). Оно разделяется на три Братства Галгай, Галашка и Дубан.
Западнее Галгай на западных склонах и долинах водораздела Сунжа-Терек живут Ингуши, которых я отмечал уже при описании Владикавказа. Они занимают преимущественно долину Кумбалея и верхние части Сунжи и состоят из трех Братств Насран, Ангушт и Шалха, которые полностью уже давно подчинились России. Долина Макал принадлежала раньше им, но сейчас частично заселена Осами и подчинена тагаурским князьям.
Кисты живут южнее Галгай в верхних долинах большого и малого Аргуна и образуют многие Братства, среди которых я знаю Адхе, Месте, Мередши, Митхо, Ахо и Шубусы.
Что же касается Гелов, смешавшихся с Татарами, которые зовут себя Мычкизами и которых я для краткости хочу назвать Чеченами, то они образовали ранее (с ними) множество Братаний, которые сохранились частично и позже. Те, что на Сунже, полностью покорились и носят имя мирных. Многие Братства в горах, которые известны у Русских как враждебные или Горные Чечены и которые сами себя называют Ичар Мычкиз, до настоящего времени утверждают свою свободу, хотя время от времени раз или другой раз обещают послушание. К ним относятся Братства Ардахли и Чишри-кэкер на Рошни, далее Чарбилы на западной стороне водораздела Аргун-Такара, Ичкеринцы у истока Аксая и Качкалыковцы среди них. На притоке Сунжи лежит селение Гелен, в котором сохранилось имя всего народа.
Народ Гелов на Тифлисской штабной карте указан в 198000 душ, и согласно только этим данным, если их сравнить с западными, представляются сильными, что согласуется с верными сообщениями, которые я получил от местных уроженцев. По ним они состоят:
1) Ингуши из 11000 душ
2) Карабулаки из 15000 душ
3) Галгаи из 8000 душ
4) Кисты из 38000 душ
5) Горные Чечены из 30000 душ
6) Равнинные Чечены 86000 душ
Всего 188000 душ.
А. Яновский. О древней кавказской Албании.
[с.199] В цветущее время Грузин, особливо по содействию Царицы их Тамары, горные Осетины просвещены были Христианскою верою; но с покорением Грузии Монголами, заглохли и у них семена Христианства. Теперь остались только фунда-[с.200] менты бывших церквей, да молитва Осетинского сочинения. У Абазов и Кистов также есть остатки Христианства и предания; но все это ожидает еще Историка.
Остается сказать о местах жительства амазонок, о коих сообщили нам сведения, неразрывно с повествованием об Албании, Плутарх и Стра-[С.201] бон. Оба они передали рассказ Римлян, бывших в Албанском походе, и передали согласно.
Плутарх в жизни Помпея пишет: “Амазонки жили в той части Кавказских гор, которая простирается к Гирканскому морю (Плутарх называет море иногда Каспийским, а иногда Гирканским, не разделяя на части, а все вообще. Иначе не было бы истины, ибо Гиркания не простиралась до Кавказа.), не смежны с Албанцами, но между ними поселены Гелы и Леги, с которыми приходят проводить два месяца в году на берегах Ξермидонта, потом удаляются и живут одни”.
Страбон говорит (Lib. IX. Cap.V.): “В горах, лежащих выше Албании, были жилища Амазонок. Действительно, Ξеофан, следовавший за войском Помпея, сказывал, что между Амазонками и Албанцами жили Гелы и Леги, народы Скиθские, и оттуда вытекает река Мер. Другие, сами знающие эти места, утверждают, что Амазонки жили в соседстве с Гаргаренсами, при подошве гор Кавказских, обращенных к Северу и называющихся Церавнскими… (Далее следует описание их образа жизни), и потом, что “Меримонд, вырвавшись от Амазонок, протекает Сирацену и чрез пустыни, в средине лежащие, в Меотию”.
Имея в виду, что Албания, находилась в нынешней Шекет и Ширвани, описанные Плутархом и Страбоном места жительства Амазонок представляются ясно. Гелы, теперешние Кисты, племени Галга, обитающие к Северо-Западу от Шеки и Алазанской долины, и Леки или Лезгины, к Севе-[с.202] ру у вершин Кавказа, жили и тогда там, где ныне, а за ними на Северном склоне гор и на прилегающей к ним долине, может быть и до Кубани, полагали жилища Амазонок. Если даже принять Гелов, как принимают иные, за лесных жителей, то и тогда местоположение не изменится; ибо Сильвы Плиния обитали только ниже или южнее Лезгин и Кистов, да и на Северной стороне Кавказа народы, занимавшие лесные горы, могли быть названы Гелами. Геродот ставит Амазонок между Доном и Волгою; Плиний - к Западу от своего пролива, за Удинами, Утидорсами, Аротерами. Следовательно все указывают на Север от Кавказа, только ближе или далее в степи.
Но для тех, кои полагают Албанию в Дагестане, ясный рассказ об Амазонках представляется неудобопонятным, и они принуждены делать заключения, что амазонки жили на Южной стороне Кавказа, совместно с Албанами.
В Албанском войске против Помпея не могло быть Амазонок. Им нельзя было пройти в Албанию из-за гор, зимою за снегами, а весною за разливом горных речек. Не было также и горянок, как полагает Г. Эйхвальд (Reise in den Caucasus. Th.2 S.348), рассказывая, будто они занимаются воинскими упражнениями. Горские женщины изнемогают под тяжестью всех домашних работ; но ни одна не принимается за оружие: на Кавказе оно собственно достояние мужчин. А были в Албанском войске, вероятно, жены кочевых, кои крепче горянок, и то не для сражения, а для услуг. Это подтверждается тем, [с.203] что после боя не было найдено ни одного женского трупа. Римляне назвали их Амазонками потому, что они находились при войске и верхом на лошадях. Женщины на Кавказе и за Кавказом, по неимению экипажей, ездят и теперь большею частью верхом, но вовсе не занимаются воинскими упражнениями.
А. Яновский. Журнал Министерства народного просвещения. Часть LII. Отд.II. Санктпетербург. 1846.