У меня часто просят совета даже здесь в ЖЖ, как выучить английский, с чего начать, сколько на это потребуется времени, какие учебники купить и т.д. Ответы на все эти вопросы очень индивидуальны. Невозможно сказать вот так в виртуальную пустоту, изображаю из себя бабку Вангу: "Я чувствую, что через два года ты будешь разговаривать, как английская королева!" Раз уж я решила поделиться с вами чем-то полезным, то остановлюсь на самой трудной стороне изучения любого иностранного языка. А именно - как расширить свой словарный запас?
Оговариваем сразу: я включаю только те методы, которые лично я считаю эффективными. В интернете множество статей на эту тему, которые дадут вам более широкое представление о разнообразных технологиях запоминания слов. Я же говорю только о том, что проверено и одобрено мною, моими учениками и студентами. Старалась приводить максимально практические советы, но от теории и разглагольствования о вечном тоже не смогла уйти полностью. Все рекомендации расчитаны на детей старше-школьного возраста и взрослых.
Мысль 1. Вопрос "сколько мне надо знать слов, чтобы нормально общаться?" считаю глупым. Много! Потому что вы, имея лексикон на уровне Эллочки-людоедки, может быть, и справитесь с тем, чтобы донести свою мысль до другого участника коммуникации, но вот этот другой участник в 99% случаев не будет себя утруждать переводом своего высказывания с нормального языка на "простой". Как сказал, так и сказал, а то, что вы не поняли, это ваши трудности.
Мысль 2. Остановка подобна смерти. Если вы учите язык (в нашем с вами случае мы делаем упор на слова), то учите его постоянно. Максимальный перерыв - это день. Если вы будете валять дурака даже неделю, это уже безжалостно убьет с трудом накопленные знания. Язык - это постоянная практика. Не делайте хуже себе же!
Мысль 3. Одной из самых эффективных методик считаю карточки. Берем довольно плотные листы бумаги всевозможных цветов. Разрезаем их на прямоугольнички (обычно из одного листа у меня получается 16 прямоугольничков). На одной стороне пишем английское слово, на другой его перевод. Пишем чем-то жирным, но не просвечивающим на обратную сторону. Цвета распределяем отфонарно, так включается еще и механизм цветовой памяти. Толку от него мало, но чем черт не шутит. Может быть, когда-то вы будете вспоминать слово tongue, а оно у вас было написано на фиолетовом листике, поэтому игра воображения подкинет вам образ объевшегося шелковицы ребенка с высунутым языком. Такие ассоциации - дело ненадежное и индивидуальное, но пусть будут! Далее берем два конверта. В одном будут хранится карточки с теми словами, которые вы уже выучили, а в другом - те, с которыми еще мучаетесь. Карточки там держим в беспорядке, достаем охапку, какой бы стороной она перед вами не лягла, так и переводим. И повторяем, повторяем, повторяем... Постепенно карточки будут перемещаться в конверт с уже известными словами. Иногда устраиваем проверку. По ее результатам некоторые карточки вернутся в "невыученный" конверт. Такой конвертик удобно носить с собой, и от него гораздо больше толку, чем от обыкновенного блокнотика, куда столбиком выписаны слова, как в школьном словарике.
Мысль 4. Слова - это маленькие листики, которые растут на дереве. Деревья ведь бывают разные: дубы, березы, ивы. Вот и лексические деревья тоже бывают разные. Есть дерево под названием "Аэропорт" - на нем растут листики flight, gate, departure. Есть дерево прилагательного utter, на котором растут листики, образующие потом словосочетания utter ruin (полная разруха), utter darkness (кромешная темнота), utter refusal (категорический отказ). В своей рабочей тетрадке (я так думаю, что даже если вы учите язык самостоятельно, то у вас же есть тетрадка, где вы систематически что-то пишете?) Рисуйте стрелочки, кружочки, квадратики. То, как вы организуете слова, не имеет никакого значения. Самое главное, чтобы они у вас в голове валялись не как носки в комнате у вашего младшего брата или сына, а разумно и в строго отведенном месте.
Мысль 5. Сочиняйте со своими словами предложения. Хотите берите слова из схемок, описанных в пункте 4, хотите наугад вытягивайте пару-тройку карточек (пункт 3). Мне по душе больше карточки, так как сочетания получаются довольно необычные и тем самым легче впечатываются в память. На каком языке составлять предложения зависит от вашего уровня. Ничего страшного не будет в том, если это будет выглядеть следующим образом: "Я зашел на kitchen, увидел там elephant и у меня отпала jaw".
Мысль 6. Вешайте по квартире списки со словами. Вы сейчас будете смеяться, но я считаю, что самое лучшее место для таких списков - это, пардон, на противоположной стене от унитаза. Короче там, куда вам, хочешь-не хочешь, а прийдется смотреть. Пишите списки от руки печатными буквами, в две колоночки разными цветами. Выучили - вешайте новые, но старые не выкидывайте, а поступайте также, как и с карточками из пункта 3. А хотите, дублируйте слова с карточек. Как пойдет...
Мысль 7. Читайте, читайте и еще раз читайте. Лично я обожаю
Macmillan Readers. Там замечательная градация уровней и очень широкий ассортимент - от "Ромео и Джульетты" до современных детективов. Но если поищите, то в любом приличном специализированном отделе книжного магазина можно выбрать и другие достойные альтернативы. Если можете, то выбирайте книги, написанные в ХХ веке, но не насилуйте себя. Читайте только то, что нравится. И не замахивайтесь на неадаптированную литературу - вам будет настолько сложно, что потом никаким пряником не заманишь учить английский. Вот "подрастете", тогда пожалуйста, а пока по Сеньке шапка. Читайте вдумчиво, с карандашом, выписывайте не просто слова, а выражения, пережевывайте книгу очень тщательно!
Мысль 8. Используйте то, что предлагают умные люди. Умных вообще, как ни странно, много на белом свете, но сейчас я имею в виду создателей официальных сайтов двух моих любимых словарей:
Macmillan Dictionary и
Longman English Dictionary. Во-первых, старайтесь как можно чаще пользоваться толковыми словарями, а не переводными. Знаю, что мучительно, и знаю, что это занимает втрое больше времени, чем просто потыкать слово в телефоне. Но воздасться вам за труды ваши! Пользуйтесь гаджетами, которые предлагают эти словари. И там, и там есть чудесные тезаурусы (это что-то наподобии пункта 4), подпишитесь у них на ежедневные рассылки Word of the Day, персонализируйте свой Google и пусть он вам каждый день выдает по 4 картинки с разными словами (виджет от Longman) и т.д. и т.п.
Мысль 9. Просите домашних писать с вами сами обыкновенные банальные диктанты. Каждый раз, скажем, по 20 слов. А потом после проверки ставьте себе не оценку, а процент правильно написанных слов. Диктанты сохраняйте, нумеруйте и смотрите динамику. Очень подстегивает!
Мысль 10 (самая главная). Если вы не знаете, зачем вам язык, не морочьте себе голову и сразу бросайте это грязное и довольно трудное дело. Все перечисленное выше работает, если вы ХОТИТЕ выучить язык. Как бы еще точнее выразится... Не начальник сказал "надо" (а то не поедете на конференцию заграницу), не экзамен сдать "надо", а вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите поехать на ту конференцию и сдать экзамен. Изучение языка - это вам не математика. Здесь все должно быть только в кайф, иначе все слова будут отскакивать от вашей головы, как град от мостовой. Поэтому самое главное в этом деле - мотивация и желание.
Удачи вам! :)