Автопутешествие на Горный Алтай, июнь 2009 года

Jun 24, 2009 02:22

Отчет о поездке на Горный Алтай.

Если честно, писать вообще ничего не хотел, но раз обещал людям - напишу. Фотографий практически выкладывать не буду, ибо они не могут передать все чувства, да и честно говоря, там было не до фотографий - я просто многое фотографировать забывал. В этом отчете я больше уделю внимание техническому описанию поездки, так как оно будет намного полезнее того, что Вы и сами увидете по приезду. А ехать стоит - 100%. Такое запоминается надолго. Ну поехали...

Готовится надо обстоятельно, даже очень. Мы старались учесть все, но естественно многое забыли, мы же русские )).
Взяли:
1. 3 местную палатку и пленку под низ и на саму палатку.
2. 2 спальника и туристические пенки.
3. Походный стол и стулья.
4. Запас провизии ( с этим можно не заморачиваться, если готовить не собираетесь сами).
5. Топор, пилу, ножи, ложки, вилки, посуду.
6. 15 литров воды.
7. Плитку газовую. Великолепная вещь, была куплена в "Активном отдыхе" за 810 рублей + 4 баллона с газом за 240. Рекоммендую.
8. Одежду. Сразу говорю, берите больше теплой одежды, минимум 3-4 пары брюк, пару кофт, пару курток и т.п... Погода там непредсказуема... ну об этом ниже.
9. Йодантипирин (таблетки от клещей), аэрозоль от клещей, аптечку.
10. Поесть с собой, чтобы практически не останавливаться на трассе.
11. Атлас автомобильных дорог (один раз помог, правда на обратном пути, когда Саня зачем то повернул на Шумиху))).
12. Фотоаппарат, видеокамера.
13. Дрова (мы не брали, но я советую нарубить маленьких палочек и кинуть в машину, чтобы не заморачиваться потом).
14. Деньги ).
15. Тщательно отрисованный план поездки и возможных остановок.
16. и т.п.

11 июня в 20.00 по местному времени, наш экипаж в составе 2 человек (Саня и я) взял курс на г. Новосибирск. Почему Новосибирск? Да потому что наш GPS Алтайский край вообще отказывался воспринимать. Ехали мы очень быстро...



Быстренько пропилив Курганскую область мы сделали свою первую ошибку, доверившись GPS. По количеству припаркованных вдоль дорог фур, я начал догадываться... и точно... мы приехали на границу с Казахстаном...



Называется: доверяй, но проверяй... Пообщавшись с доблестными таможенниками, было решено не форсировать границу, а взять курс на Ишим, так как терять 4 часа на прохождение 4 границ не хотелось.
Часиков в 5-6 утра опять отмочил прикол GPS. Едь туда )) Ну я и поехал:



Может конечно мы бы куда-нибудь и приехали, но я предпочел развернуться и поехать вновь по М-52 ))).
Дальнейшая часть поездки прошла без приключений. Мы пилили ну очень быстро - 2 200 км было проехано за 23 часа, а путь назад от с. Чемал занял вообще 21 час и это с остановками - средняя скорость была очень высокой. Что я вытворял от Бийска до Новосиба в обратную сторону, уцепившись за новосибирцем на какой то японской ракете, лучше не повторять )). Но мы отвлеклись.
Часиков в 4-5 вечера следующего дня, мы уже видели этот указатель:



И тут меня подкараулила первая и последняя подлянка как оказалось:



Мирно решить не получилось, превысил я километров на 40 вроде, выписали 2 штрафа по 100 рублей, видно за количеством гонятся ). Пожелав дядям милиционерам счастливого пути, мы включив 5-ю космическую, оказались в г. Бийске, где был пробит замечательный магазинчик "Мария-Ра".
На радостях было куплено 3 полторашки пива, бутылка водки и всякие вкусности. Также были приобретены две сим-карты местного МТС. Сразу скажу, 150 рублей мне без проблем хватило на неделю. Минута получается что-то вроде 3 рублей, естественно если звонить на МТС.
На Алтае рулят 2 сотовые компании: Билайн и МТС. Выбирайте сами. Есть места где ловит одна из них.
В Бийске мы потеряли много времени и подъехали к Чемалу уже когда стемнело. Едьте осторожно, дороги узкие, темно, есть обрывы, можно очень запросто улететь... а лететь долго...

Очень хотелось спать, так как соображали мы уже туго, просто поехали наобум по указателям. На выезде из Чемала, дорога раздваивается, главная уходит влево. Мы свернули направо и поехали на Ануй???(не помню названия) - на 5 км от села вписались в кемпинг (он по левой стороне дороги).
Ценник: со светом - 350 рублей, без света - 300 рублей. Место не очень, много травы. Взяли место со светом, отдали 300 рублей, 50 сказали завтра - так и прокидали их )).
Утро в нашем кемпинге:



Слева шумит Катунь... Сказка:



Хоть я и не хочу выкладывать фотографии, но это потрясающе...



Завораживает...



Поехали дальше... По М52 все ясно, где и что, напишу чего нет на М52.

Село Чемал. Что же там можно посмотреть:
1. Храм на острове Патмос.



Очередина ужасная, простояли с час точно. На мосту не более 10 человек одновременно может находится.



Маленький совет: Не хватайтесь руками за железный трос - он измазан чем то типа солидола... Со мной неразошлась тетя, пришлось схватиться )).



Храм очень маленький, на входе сидит старенькая матушка.

Как проехать:
Если свернуть в центре Чемала около стадиона на асфальтированную улицу Бешпекская в сторону Катуни и проехать по ней до конца, то мы окажемся прямо у ворот территории храма. Рядом есть автостоянка. Если заблудились, мальчики на велосипедах рублей за 5 вам дорогу покажут ).

2. Чемальская ГЭС
Выходим из храма и рулим направо. Советую одеть нормальную обувь, в шлепанцах скакать по камням будет не в кайф, а до ГЭС пешком минут 15-20. Идем осторожно, ибо никаких ограждений нет.



Развлечения там поставлены на поток:
а) Прыжок с тарзанки от 200 до 300 рублей, их там 3 вида. Я сиганул )



б) Фотографии с птичкой - 50 или 100 рублей. Фотографировать их типа нельзя, но нам было пофиг:



в) Посещение ГЭС - 100 рублей.
г) Вкуснейший шашлык 250 гр - 150 рублей. Чай с травами - 20 рублей.
д) Рафтинг - 30 минут 800 рублей. Не ходите!!! В том же Чемале мы поинтересовались - 4 часа за 800 рублей... Потом вообще нашли - экстремальный рафтинг - 7 часов за 800 рублей с человека...
е) Короче готовьте бабки... Они там улетают незаметно.

Патмоса и Чемальской ГЭС вам может хватить на целый день, если не торопясь.

Проезжаем Чемал, едем дальше, село Еланда. Едем по селу, видим лошадок, там есть замечательный мужичок - Вася Казанцев, с ним можно договорится. Торгуйтесь, торгуйтесь и еще раз торгуйтесь. Спросите, а зачем нам лошадки? А вот зачем... Не доезжая км 4 от Еланды, есть ущелье ведьм. Но местные о нем не знают, у них оно по другому называется.
Совет: потратьте лучше 300-350 рублей в час на лошадку и насладитесь великолепными видами: на маленький водопад, на пещеру, плато. Берегите ноги, они вам пригодятся на Караколах )))))).
Несколько фоток...
Вот и наш Василий:



Мой верный друг "Ворон":



Вид с плато:



Небольшой водопад:



Если ехать дальше за Еланду, там есть пещеры, наскальные рисунки и т.п. Удачи ).

Посмотрели эту ветку, что дальше? А вот что.. Возвращаемся в Чемал. Теперь мы умные, нафиг нам не нужен этот кемпинг за 300 рублей. Выезжаем из Чемала в сторону Элекмонара (м/у ними километров 5). Вот как выехали, ищем поворот налево, там еще домишки есть. И стараемся выехать на берег Катуни, офигительно красиво и бесплатно. Там наверняка пара палаток стоять будет. По дороге таких мест много, но они как правило, все платные.

Что же еще рядом... А рядом есть испытание для настоящих мужчин )). Каракольские озера... Слушаем и мотаем на ус.

Товарищи, желающие добраться до Каракольских озер без проблем,для вас пишу телефоны надежных,НЕПЬЮЩИХ водителей. 89631980838 Николай,89236664406 Эдуард,89139991158 Сергей,89059293873 Андрей, все они имеют автомобиль ГАЗ-66(будка). А если у вас не большая группа (5-6 человек) можно договориться с Мишей у него УАЗ,его телофон 89609639460.На озеро Манас поднимает Сергей 89139991158.

Мы позвонили Михаилу, у него уже УАЗА нет как 4 года, но он нам все устроил. В 7 часов утра мы были в Элекмонаре на турбазе Викинг. Заброска туда-обратно - 800 рублей с человека. Что такое заброска? Это 30 км на ГАЗ-66 по бездорожью.



Все начиналось отлично, отличная дорога, нормальная компания (парни и девушки из Новосиба, разработчики Дубль ГИС Челябинск )))
Мы с Саней перед поездкой вечером неплохо попили пивка, проснулись, а позавтракать не успели. И дернули... Для самых смелых - пешком до озер пилить 10 км... вроде бы не страшно. Я даже километра 3 отпилил самый первый, по равнине я хожу очень быстро, а потом начался п....ц:



Фотка не передает всю прелесть... 7 км постоянного подъема по камням, корням деревьев в дождь... я сдох километра через 2... Сдох конкретно. Группе сказал: идите без меня, я сам дойду... Дошел, но чего мне это стоило... 10 шагов подъема - 1 минута отдыха. Это полный анрил... Слава богу не взял рюкзак... ваще бы не поднялся... Саня говорит на последних метрах чуть сознание не потерял, но он дошел с группой, я пришел минут на 20 позже. В конце начинается просто нереальный подъем чуть ли не под 60 градусов. Подъем занял 4 часа, температура оказалась 0 градусов и постоянно шел дождь. Я замерз как собака, зуб на зуб не попадал, думал мне точно кранты.
Пока шел один, а вернее умирал, от нечего делать фоткал:



И еще фоткал:



Вот оно счастье:



Ура!!!



Я дошел!!! Мокрый, поколено в грязи, ничего не соображая я дошел, а дождь все поливает и поливает... Рядом с озерами есть кафешка, но есть там не советую - дорого. Например, борщ - 120 рублей. Ясно почему дорого - продукты им вертолетом доставляют...






Парень с Омска, который там работает ОГРОМНОЕ ТЕБЕ СПАСИБО БРАТ!!! Дал просто так дров, чай - я все с себя снял, развел костер и сушил. Идем дальше... начинается град... потом снег... ВСе п....ц - наступила зима... Только высушился и опять весь мокрый с ног до головы, зато 6 горных озер увидел ))) Красиво нереально. Хотите там баньку - 500 р час, но растапливаться она будет 1,5-2 часа... Назад я летел самый первый... спустились за 1 ч 40 минут... Я вообще не понимаю, как я умудрился в снегу и грязи не упасть ни одного раза...
Девочки и мальчики с Новосиба, Катя с Барнаула спасибо ВАм, не дали помереть с голода, мы ж умные, ничо пожрать не взяли ))



А теперь внимание советы:
1. Если погода будет гадкая... не убивайте себя и ноги, оказывается можно поднятся и спустится на лошадках за 700 рублей!!! Это я на вершине уже узнал )).
2. Если остались одни, идите так, чтобы справа всегда река шумела, дойдете.
3. От таблички Караколы идите направо - там ближе.
4. В ГАЗ-66 садитесь поближе к кабине... ибо трясет нереально...
5. Берите воду, рюкзак и в нем сменную одежду... Спасибо Вам парни на спуске, не дали от жажды помереть.

Итак... мы повеселились на КАраколах.. что дальше.. А дальше.. часов в 9 вечера ГАЗ-66 нас довез до Элекмонара. Михаил, который организовал нам эту поездку, предложил нам дом и баню на сутки за 800 р. Поехали, посмотрели... вата... 2 кровати и ничего нет.

Совет: Не ведитесь на слова, что вы ничего не найдете, найдете и еще как... На въезде в Элекмонар 2 этажный дом и на нем номер телефона, мы зашли и договорились на отдельный дом с баней за 700 р, так там и телевизор был и посуда, и вода, и холодильник и баня супер.

Куда податься с Каракол? Ясное дело на сплав. В Чемале или Элекмонаре запросто договоритесь.

Далее мы ехали по М52 до Акташа. Вот фотка для примера по М52:
Водопад Ширлак:



Перевал Семинский:



На нем можно затариться сувенирами, что мы благополучно сделали. Торгуйтесь, цену можно сбавить. Я себе купил КУМОС?? (музыкальный инструмент), говорили что дешевле 350 рублей тебе фиг кто продаст, третий же продавец на полтинник дешевле отдал )).

Описывать достопримечательности не буду, вот вам километраж Чуйского тракта, там все написано:
354 - "О" км Чуйского тракта. В г. Бийске от моста через р. Бию начинается Чуйский тракт. Через 2 км у дороги стоит на постаменте грузовик, установленный в год 80-летия Чуйского тракта

355 - указатель "Ташанта 586 км, пограничный пункт, таможня"

357 - на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская

360 - автомастерская

361 - поворот на аэропорт г. Бийска

362 - АЗС

366 - с. Верх-Катунское, кафе

367 - АЗС

368 - указатель "Пункт первой медицинской помощи"

371 - п. Чуйский, кафе

373 - АЗС

374 - пляж "Летний рай", кафе

377 - с. Полеводка

384 - с. Сростки, ВММЗ В.М. Шукшина, памятник В.М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе

394 - с. Образцовка, АЗС

395 - указатель "Красногорский район" 398 - с. Березовка, АЗС

404 - с. Быстрянка, указатель "Красногорское 28, Ташанта 536", АЗС, кафе

412 - с. Суртайка, указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС

416 - р. Иша, оздоровительный центр "Катунские зори", центр здоровья "Прасковья", археологические памятники

419 - указатель "У-Иша 5, Новозыково 24"

425 - с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"

428 - граница Алтайского края и Республики Алтай

429 - кафе

431 - указатель "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", мост через Катунь, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".

С 431 по 435 км - Майминский археологический комплекс

433 - торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро

434 - пост ДПС, АЗС

435 - с. Майма, указатель "Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2", Музей камня, памятник природы "Майминский рыхлый вал", АЗС, кафе, гостиница, авгомастерские

444 - с. Карлушка, АЗС

445 - аэропорт г. Горно-Алтайска

450 - с. Дубровка

452 - с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"

454 - мост через Катунь (Айский мост), указатель "оз. Ая 5 км", кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС

455 - с. Соузга, указатель "Мясная лавка", археологический памятник "Городище Соузга"

461 - с. Черемшанка, археологический памятник "Черемшанка"

463 - АЗС

464 - источник "Черемшанский"

467 - мемориальный знак В.Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник "Чултуков Лог"

470 - с. Манжерок, Манжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе

472 - АЗС, указатель "Озерное 1.1" (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные

478 - мост через Катунь на т/к "Бирюзовая Катунь", искусственное озеро, источник Аржан-Суу, кафе, сувенирные лавки

479 - водная переправа на Талдинские пещеры

481 - пос. Известковый

485 - с. У-Муны, АЗС археологический памятник, памятник А.М. Кошурникову

492 - с. Барангол, подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки

494 - граница Майминского и Чемальского районов

496 - с. Усть-Сема, указатель "Немал 36, Ташанта 446, Онгудай 136", АЗС, кафе, мост через Катунь

502 - с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы "Шиш-кулар -Катаил - Чистый луг"

509 - Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН "Чергинский зубрятник"

514 - с. Черга, указатель "Усть-Кан 132, - Алтайское 56", АЗС, памятник природы "Источник Курловские дачи"

524 - с. Барлак

527 - священная гора "Шаманский камень"

528 - родник "Кара-Суу", стоянка, кафе

535 - с. Мыюта

547 - с. Шебалино, кафе, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

561 - с. Кумалыр, археологические памятники

571 - с. Топучая

574 - подъем на Семинский перевал, указатель "подъем 9, спуск 11"

581 - комплекс придорожного сервиса "Золотой кедр" - кафе, гостиница

583 - Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр "Семинский перевал", база отдыха "Динамо", горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница

593 - пос. Зайсанская Елань (нежил.)

610 - пост ГИБДД, АЗС

611 - развилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу

614 - с. Туекта, комплекс археологических памятников

618 - природный парк "Уч-Энмек"

619 - с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС - указатель "Кулада, Бичикту -Боом"

621 - с. Курота, АЗС

624 - указатель "Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316"

628 - с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок

633 - с. Онгудай, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе

643 - с. Улита, АЗС, кафе

648 - старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"

652 - с. Хабаровка, газовая заправка

655 - указатель "Перевал Чике-Таман" -подъем 4 км, спуск 4 км"

659 - памятник природы "Перевал Чике-Таман"

668 - родник, стоянка

672 - с. Купчегень, археологические памятники

680 - слияние рек 6. Ильгумень и Кату-ни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки

681 - археологический памятник "Кор-Кечу"

684 - бом Кор-Кечу

692 - место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яло-манское городище, стоянка

693 - указатель "6. Яломан 12" - комплекс археологических памятников

695 - с. М. Яломан

702 - АЗС

703 - с. Иня, железобетонный мост через Катунь, подвесной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации

706 - оленные камни

708 - мост через Катунь, указатель "Инегень 12"

710 - бом Бичикту-Кая

712 - место слияния Чуй с Катунью, беседка

714 - природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы", кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки

716 - порог Горизонт

717 - порог Турбинный

723 - древнее святилище "Калбак-Таш", домик, беседка

728 - "Адыр-Кан" - археологический комплекс, Чуйский оленный камень

735 - с. Иодро

741 - с. Белый Бом, скала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе

744 - памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы

755 - мост через Чую

759 - водопад Девичьи слезы, стоянка

761 - порог Бегемот на Чуе, мост через Чую

762 - стоянка у Чуй, где проводятся соревнования "Чуя-Ралли"

770 - граница Онгудайского и Улаганс-кого районов

780 - мост через Чую

783 - с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку, АЗС

787 - гостиница, баня, сауна

788 - с. Акташ, дорога на с. Улаган и Те-лецкое озеро. Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф

798 - родник, стоянка

802 - открывается вид на Северо-Чуйский хребет

812 - граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник

817 - подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников

820 - панорама всего Северо-Чуйского хребта

826 - с. Курай, мост через Чую, начало маршрута к ледникам долины р. Актру, АЗС, дорслужба

830 - с. Кызыл-Таш

840 - культовый знак "Обоо"

843-848 - комплекс археологических памятников

856 - р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую

864 - указатель "Чаган-Узун 2", мост через Чую, памятник природы - Чаган-Узунский родник, стоянка

868 - "Красная горка"

874 - Чуйская степь

876 - с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС

877 - указатель "Бельтир 29"

890 - с. Кош-Агач, указатель "Джазатор 140, Ташанта 51", по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе

897 - поворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей

918 - с. Жана-Аул, музей казахов Алтая

938 - р. Уландрык, археологические памятники

941 - с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыд

956 - граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР

По М52 мы доехали до Акташа и порулили на Кату-Ярык. По пути из достопримечательностей, знаменитые "Красные ворота", там все фотографируются. Чуть далее офигительное село Усть-Уланда... Это п....ц. Вечером туда по моему лучше не соваться вообще... Пьяных алтайцев просто тьма, а пьяный алтаец это не человек... Очень агрессивные люди, по моему там вообще цивилизация заканчивается... Мы имели неосторожность спросить дорогу, пьяный алтаец гнался за нами метров 100 ))). Морду бить не стали, просто придавили педальку газа. После Усть-Уланды дорога ужасная... Машину ой как жалко там. Спуститесь с Кату-Ярык, там недалече до водопада Учар, долины Чулмышана, альпийских лугов - красота...

На сем свое повествование закончу... устал я писать...

Выводы:
1. Пропилено - 5 150 км.
2. Расход бензина - 6,7 литров на 100 км.
3. Бензин там дорогой, в средней 21 рубль за литр, максимально в Усть-Уланде - 23 рубля.
4. На Алтае пьют все. Чем ближе к Монголии, тем мне показалось агрессивнее алтайцы ).
5. Штрафы. Я - 200 рублей, Саня - 300 рублей.
6. Машине огромное спасибо, ни разу не подвела.
7. Внимательнее на дорогах, есть очень узкие участки.
8. Советую притормаживать перед поворотами, даже не крутыми... Видел такое, что просто жуть... Идет поворт, а далее навалены на дорогу камни и бревна, кто-то очень сильно прикололся... если бы въехали машине п....ц.
9. Самая высокая точка нашего путешествия - 2 100 м. Самая низкая у нас )) по ГПС - 100 м ))
10. ГПС оказался бесполезен, тупит по Тюменской области, Алтай вообще не знает.
11. После Алтая пару дней вообще к нашей природе привыкнуть не мог.
12. Просыпаться на берегу бурлящей реки это сказка.
13. Алтай необъятен... у меня отпусков 5 уйдет чтобы посмотреть все что я хочу.
14. Для себя я понял - в следующий приезд уйду в горы на лошадях дней на 9-12. С машины можно увидеть малую толику.
15. Деньги летят просто махом.
16. Фоток штук 400 получилось, видео - минут 30.
17. Я хреновый фотограф ).

Вот так нас встретила природа Урала, тоже красиво:



Спасибо всем адекватным жителям Алтая, Новосибирцам, тебе Саня за поддержку. Спасибо. За этим откланиваюсь.

автопутешествия, горный Алтай

Previous post Next post
Up