Dec 02, 2014 00:48
Ой, и пропала я пропадом… Вроде хочешь сесть, отдохнуть, а тут на тебе - то мышей корми, то крысам ливреи поправляй. Как-никак бывшие лакеи же. И карета тыква эта ещё огроменная всё никак не закончится… Словом, соскучилась я по вам всем ужасно. Ну, ладно. Вроде дорожки подметены, розы укрыты, зола из очага вычищена и там снова горит яркий огонь. Вот и чайник закипел. Присаживайтесь, что ли. Чаю попьём с пирогом. Тыквенным, конечно.
Вспомнилась тут мне сказка о двенадцати лебедях и Эльзе. Сюжет, кстати, весьма распространён и встречается не только у господина Андерсена, но и у братьев Гримм, например. Но гриммовский сюжет мы трогать не будем. Есть в нём своя специфика, потому что главные действующие персонажи там именно братья, а их сестра намечена только пунктиром, что в корне меняет сюжет сказки и превращает её в историю для мальчиков. Мне же интересна именно андерсеновская интерпретация.
Итак… Это случилось давно… или недавно, потому как случается и по сей день. Всё идёт хорошо до поры до времени. Ты счастлив, любим и защищён. Потом… потом в твоей жизни что-то меняется. Злая ли мачеха, злые ли обстоятельства. Не так уж это и важно. Вместо роз нам подсовывают мерзких жаб, а нечто, дававшее поддержку, защищавшее тебя вдруг исчезает, покидает нас. Надолго ли? Навсегда? Выбор в этом случае невелик. Либо ты становишься ленивым, тупым, злонравным, как те самые жабы, на которых вдруг расщедрилась жизнь, либо находишь силы не сдаваться, не ломаться под тяжестью обстоятельств и не изменять себе. Это сложнее и страшнее. И выбор всегда за нами. Сломаться ли, прогнуться, чтобы как-то кое-как выжить, либо искать ресурсы и противостоять обстоятельствам. И преодолеть всё, чтобы в конце концов вернуть утраченное.
Эльза была готова на всё: покинуть отчий дом, где больше не чувствовала себя защищённой, блуждать в дремучем лесу, не пугаясь любых не самых приятных неожиданностей. Покинуть всё, что было знакомо, шагнуть от родного порога в неизведанное. Что меня изумляло в этой сказке и удивляет до сих пор? Невероятное доверие Эльзы складывающимся обстоятельствам. Она не плачет и не сетует на судьбу, не жалеет себя и не проклинает обидчиков. Мало того, мы больше никогда и ничего не узнаем о судьбе злой мачехи. Она исчезает навсегда из нашего повествования, так и не дав ответ на логичный вопрос о возмездии и справедливости. Вероятно, её история - сюжет иной сказки. Той, что непотребно описывать в книгах. И справедливость ведь не в том, срубили ли мачехину дурную башку, а в том, что произошло к концу истории с самой Эльзой. Справедливость не в том, наказаны ли наши враги, а в том, нашли ли мы силы, чтобы выстоять.
Доверяя судьбе, Эльза блуждает в ночном лесу, спит на ковре из листьев под сенью деревьев, умывается в ручьях и питается дикими яблоками. И вскоре встречает старушку, указывающую ей место, где находятся потерянные братья. Мудрое и знающее начало есть в каждом из нас. Не каждому дано найти его в глухих лесных дебрях, услышать его голос, говорящий с нами. Мало того, нам дано услышать этот тихий голос лишь не испугавшись остаться наедине с собой, в своих дебрях, без помощи и поддержки.
Итак, братья найдены, но сказка не кончена. Увы, парни заколдованы. Они всё ещё птицы и могут улететь в любой момент. Мало просто обнаружить свои ресурсы, узнать, что они у тебя есть. Надо уметь ими пользоваться. Расколдовать, присвоить их себе, чтобы они не улетели. И Эльза чрезвычайно упорна в своём решении. Её не пугает и не останавливает опасный перелёт через море, путешествие в далёкую неизвестную страну. Как часто мы боимся этого? Боимся что-то менять, боимся сделать шаг в неизвестность, предпочитая известное нам «хуже некуда», предсказуемое до слёз, до боли родное. Мы надеемся, что привыкнем. И привыкаем. И теряем себя, свои силы.
Эльза рискнула, чтобы найти ответ в дальнем краю, за морем, где судьбою ей уготовано плести рубашки из крапивы. Здесь судьба делает новый поворот, точно играет нашей героиней. Её, безмолвно плетущую рубашки, замечает король той далёкой страны. Не успела опомниться, и вот Эльза уже во дворце, в расшитом платье и с жемчугами в волосах. Ах, какой соблазн, оказавшись под мнимой защитой, оставить нелёгкое дело, от которого волдырями покрываются нежные руки. И правда, зачем нам ресурсы, ведь обстоятельства благоволят? Многие на её месте бросили бы эту возню с крапивой, которую нужно собирать на кладбищах. Да многие и бросают! Сама не раз видела, не вру! Братья ведь живы, пусть и в птичьем обличии. Эльза может их видеть и общаться с ними. Может повторять себе ежедневно: я могу. Пока однажды не придётся сказать: я могла когда-то… И всё, что останётся, это горсточка белых невесомых перьев улетевших в неизвестность крылатых птиц… Стоп! Нет, сказка о другом! Эльза плетёт. Не обманываясь ложными надеждами и ожиданиями. Она плетёт даже тогда, когда жизнь разворачивается к ней своим ехидным оскалом. Эльза упорно плетёт, оклеветанная и обвинённая в колдовстве. Не останавливается даже тогда, когда, казалось бы, в этом больше нет никакого смысла. Когда её возводят на эшафот и смерть заглядывает ей в лицо. Она упорно плетёт, забыв обо всём. Забыв себя саму она плетёт эти рубашки. И это потрясающе…
Каждый раз, когда розы становятся жабами, кареты тыквами, лакеи крысами, а лошади мышами, я вспоминаю сказку об Эльзе и диких лебедях. Закрываю глаза и мысленно сквозь пространство и время протягиваю Эльзе свои распухшие от ожогов крапивы руки. И шепчу, как молитву: «Плети, Эльза! Плети свои рубашки! Не останавливайся ни на миг и не сомневайся ни в чём, что бы ни шептали злые языки за твоей спиной, какие бы камни ни бросали в твою незащищённую спину, в каких бы злодеяниях тебя ни обвиняли. Не останавливайся, Эльза, ни на мгновение, даже если весь мир против тебя. Плети, даже если все вокруг уверяют, что твоё занятие бессмысленно. Кому, как не тебе ясен смысл твоих действий, Эльза? Плети, пожалуйста! Я буду плести вместе с тобой…»
Антизолушка,
чудо,
ускользающее,
женщины,
смысл,
Андерсен,
сказочки