«Человек, который продал свою кожу»(2020 год, Тунис).
В основе сюжета лежат реальные события. В 2006-2008-х годах бельгийский художник Вим Дельвуа шокировал общественность создав арт-объект «Тим»: молодой швейцарец Тим Штайнер согласился превратить свою спину в холст для художника и даже быть экспонатом в музее. Кроме того, в 2017 году неизвестный коллекционер выкупил за 150000 евро работу Дельвуа. По условиям договора после смерти Штайнера кожа с его спины будет снята и передана в качестве картины в частную коллекцию. Создатели фильма утрировали сюжет и сдвинули его из границ приемлемого в современном искусстве в область социальных трагедий. Из сытого швейцарца Штайнера, осознавшего, что его предназначение «сидеть в музее на коробке», протагонист превращается в сирийского беженца, со временем начинающего тяжело рефлексировать на тему ограничения личной свободы. У швейцарца «центральное место экспозиции» занимает богоматерь(детально рассматривала сие полотно, но ни черта не поняла), тогда как у сирийца - шенгенская виза во всей красе, посыл откровенный и многозначный. Пытаясь сквозь тему об этических нормах в искусстве протащить демонстрацию социально-политических проблем современного общества авторы фильма откровенно тонут. Рефреном проходит очень милая любовная история даже с хорошим концом и в целом фильм динамичный, с обилием очень сильных сцен. Классически подан момент «совращения» художником(читай дьяволом, тем более бельгийский актер Коэн Де Боу - человек с инфернальными глазами) - и слаб оказался муж, отдал свою спину под холст искусителю (так то за миллион евро, мало кто бы устоял). Публичная продажа (здесь это уместнее, чем слово аукцион) «картины» с живой еще спины - зрелище фантастическое и до предела циничное, не удивительно, что для носителя она закончилась нервным срывом, однако и для публики сей акт не прошел без эксцессов.
В этом фильме, как в нескладном коктейле - обилие ингредиентов, каждый из которых по себе очень интересен и вкусен, но вместе они не заиграли. Не удалось их сплавить между собой, в стакане разноцветные слои и каждый необычен и красив, но совместного эффекта от сюжета, игры актеров, диалогов(местами просто невероятных) не получилось. Впрочем стоит учитывать, что Тунис ни разу не кинематографическая страна и подобный проект не мог не стать сенсацией - «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. На мой взгляд есть некое неуловимое сходство с «Портретом Дориана Грея» Оскара нашего Уайльда - можно цитировать от начала до конца, всё будет к месту. В заголовок я вынесла одну из них, которая в наше время вдруг стала в искусстве буквально актуальна - уродует наше тело уже не только старость, а душу формирует совершенно запредельный опыт.