Журнал
congregatio попался мне на глаза давно, но только в начале этого лета я, наконец, дозрела до знакомства с циклом Надежды Поповой. Всё значительно проще, когда автор не против свободного распространения своих книг, в интернете обнаружились и аудио-книги, к моей немалой радости.
...Когда я поняла, что самоизоляция загнала меня почти что в анабиоз, то начала много ходить - просто, бесцельно, куда глядят глаза и несут ноги. Аудиокниги были мне нужны как тот самый воздух, которым я дышала во время этих прогулок, только на этот раз я ничего не скачивала, слушала книги прямо из интернета. Избегая спойлеров, я ничего заранее не стала читать о цикле, я даже - OMG! - до второй книги не понимала, что это - альтернативная история! Я считала, что взялась примерно так за исторический роман об инквизиции, где герои и события, конечно, вымышлены, а историческая сцена - вполне реальна.
Тем более что в первой книге цикла - «Ловец человеков» - начало достаточно спокойное и обыденное по части всякой потусторонщины. Ещё непонятно, существует ли «сверхобычное» вообще в мире Конгрегации; в конце концов, предполагаемый стриг оказался всего лишь душевнобольным подростком, а Каспар мог быть просто-напросто харизматичным лидером со способностями к гипнозу...
И я искренне недоумевала: почему это Курт Гессе, инквизитор - гражданский мирянин, а не монах? Какой-такой инквизиторский сигнум и печать?? И, впечатлившись историей Альберта Майнца, наверное, не меньше самого Курта, принялась искать в интернете информацию об этой замечательной исторической личности, по чистому недоразумению мне неизвестной! Хорошо иногда быть такой наивной - сами по себе интересные книги становятся в разы интереснее и познавательнее.
Во второй книге - «Стезя смерти» - уже появляются вполне реальные случаи "малефиции". Только дослушав цикл до конца, я начала читать посты в журнале автора по тегу «Конгрегация», и с удивлением узнала, что куча народа некогда изо всех сил жалела Маргарет фон Шёнборн. Я пост-фактум попыталась вспомнить, были ли у меня какие-то особые эмоции по поводу её участи...
И вспомнила, что был момент, когда я смотрела на обоих этих персонажей - и на Маргарет, и на Курта - с равным отчуждением: на Маргарет, понятное дело, потому что она - «ведьма, которая убивает людей» (с), здесь ни убавить, ни прибавить. А на Курта - потому что именно в развязке дела Маргарет стало предельно ясно, что для него отправить человека на костёр живьем - это норма. Казалось бы, чего же ждать от инквизитора, Средние века, другая психология, - это всё понятно. Но - именно здесь у него был шанс, увидев обвиняемого не только как абстрактного малефика, немного задуматься, и я бы поняла, если бы он казнил ее, что называется, своими руками, а не отправил на такую мучительную смерть.
Тогда мне как раз недавно прочитанный рациональный Гарри вспомнился, момент с обвинением Дамблдора - по сюжету был распущен слух, что Дамблдор сжег живьем Нарциссу Малфой для острастки пожирателей смерти, - в том мире Драко рос без матери, но причина была другой, не суть. Суть в чеканной формулировке Гарри: «Бывает, что хорошим людям приходится убивать, но они делают это без мучений». В общем, под конец второй части у меня было чувство «оба хороши», хотя в последующих книгах оно уже не появлялось.
Что же касается «Стези смерти», в ней очень важны и интересны заключительные страницы, касающиеся метафизики мира Конгрегации. В разговоре со своим духовным отцом Гессе говорит такие слова: «Если Тот, чьим именем я исполняю своё дело, лишь «один из», я всё равно с Ним. Если даже никогда бы не было Бога Иисуса Христа - это ничего не меняет».
Я удивилась такой постановке вопроса из уст инквизитора, это для современного человека так сказать было бы совершенно нормально... Однако здесь, в конце второй книги, начала исподволь раскрываться суть альтернативного мира - мира, в котором, волею автора, есть «первородный Хаос», сущестововавший ещё до Бога христианской ортодоксии…Т.е, как было сказано в одном интересном обсуждении в журнале Надежды Поповой: «вселенная цикла - неортодоксальна». Поэтому и Бог в ней - не Пантократор, но Христос всё равно приходил к людям, и Его Церковь и Его защита в том мире - есть. Всё равно - есть.
Некоторых читателей, оказывается, волнует, что тогда и церковь получается по меркам нашего мира - неортодоксальная, и якобы не может называться католической. А по-моему всё логично: вот такой была бы католическая церковь в мире, про который известно, и главное - обитателям которого доподлинно известно - что существует изначальный хаос, есть мощные противостоящие силы, "по сравнению с которыми Сатана - дитя малое", и Бог - не всемогущ в том смысле, в каком это утверждает ортодоксия нашего мира.
Книга 3, «Пастырь добрый», оказалась одной из самых увлекательных, хотя начинается, казалось бы, с детской страшилки. В процессе слушания этой книги я прониклась большим уважением к автору за обилие тематических цитат на латыни - это ж надо так Писание знать, респект! А в целом - если бы я цикл читала, а не слушала, то, наверное, к концу восьмой книги эту латынь уже выучила бы. Pro minimum, нахваталась словечек.
Курт Гессе здесь уже «Молот Ведьм», ему идет. «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире прочнее гвоздей».
Книга 4 - «Ведущий в погибель». На страницах этой книги появляется новый персонаж - стриг (т.е. вампир), по ходу сюжета много рассказывающий об особенностях бытия своих собратьев, и моя первая реакция была: «ой же блиииин, и здесь вампиры!… ДОСТАЛИ!» Как в том анекдоте: «Прррроклятые сумерки!...» От подробностей размножения стригов (гнёзда, мастера, и тп.) я кривилась и морщилась, наверное, не меньше чем сам Курт Гессе. Но к концу книги агент Конгрегации Алаксандер фон Вегерхоф меня очаровал и покорил. «Святой стриг» - изюминка четвертой части, где впервые проявилась тема, полностью раскрытая в последующих романах: нечисть определяется не формой, и не «природой», а направленностью воли и сделанным выбором. И стриг может переменить свою жизнь и встать на сторону Света.
Книга 5 - «Природа зверя» - этакий герметический триллер, я такое люблю. Удивил постриг Бруно, вообще интересно: мне этот персонаж очень сильно напоминает современного гуманиста, а для героев цикла он - почти что святой… Означает ли это, что среднестатистический гуманист нашего времени в Средние Века казался бы святым?))
Кстати, обложка немного спойлерит сюжет. Волк ведь на ней не противостоит инквизитору и скалит клыки не на него, - напротив, всё выглядит так, как будто они на одной стороне против общего врага. После конгрегатского стрига уже невольно начинаешь задумываться...
Книга 6 - «Утверждение правды» - масштаб схватки нарастает: если в самом начале было вообще непонятно, существует ли малефиция за пределами распаленного воображения крестьян, то тут - Дикая Охота скачет в небе Праги, собирая жатву сотнями… Что мне в этой книге не понравилось, так это чрезмерно длиииинные монологи Хауэра, разжёвывающего элементарные вещи пятнадцатилетнему наследнику престола. Да отставить разговорчики - и бегом! И да, я из тех, кто не очень любит про интриги и про «политику», мне лучше про религию и философию.
Книга 7. «И аз воздам».
«Реки движутся вспять
Три часа до прорыва из Нижних миров
Дан приказ отступать.
В штабе жгут документы несбывшихся снов
Твердь земная дрожит под ногой
Древо мира кренится, как башенный кран
Звезды гаснут одна за другой -
Это орды Магогов идут на таран.» (Оргия Праведников)
Невольно задаюсь вопросом - не вдохновлялась ли автор книги этой песней Сергея Калугина? У Надежды Поповой ведь очень хорошо получается такие темы обыгрывать. А может просто синхрония?
Опять же, в начале, где было много политико-экономических нюансов жизни Бамберга, мне было не очень интересно. Главгада я углядела сразу, уж больно елейный и ненатурально восторженный... Зато в романе целых две кульминации, и обе впечатляющие.
Книга 8 - «Тьма века сего». «Предел»… а ведь какое хорошее название! Гораздо лучше чем "Зона". Сразу повеяло чем-то давно знакомым, а именно Пикником на Обочине. Читая последнюю часть, начала представлять себе ее местами как фильм - ну просится же на экранизацию! Даже Курт представлялся мне в исполнении кого-то из красиво стареющих актеров нашего кино, так и не смогла уловить - кого именно.
И опять же, одно из самых сильных впечатлений по прочтении - из области метафизики: беседа отца Альберта и Бруно накануне решающего дня в Констанце. «Размышлял и сомневался… а когда связал воедино всё, что измыслил - ужаснулся - А вера? - Лишь укрепилась. Ибо Тот Господь, коего я осмыслил во всем этом, предстал передо мною лишь ещё более великим, нежели прежде» (отец Альберт). Это очень близкий мне ход мысли. Я сама когда-то верила почти в такой же расклад.
Вообще, несмотря на длину, восьмая книга очень гармонична, и захватывает на протяжении всего повествования, начииная от прибытия в Предел и заканчивая тем, чем она и заканчивается.
Ну, недостатки - куда же без них. Правда, теперь, когда уже написанная часть цикла прослушана, они как-то теряются за его громадой... В основном - некоторые диалоги производили странное впечатление.
...И всё-таки, и всё-таки…Бруно - Папа? Слишком хорошо даже для мира Конгрегации. Висконти - наверное, могли бы выбрать, а в папство Бруно как-то не верится…
В целом же респектище автору за проработку исторического фона, и за латынь ту самую многоругаемую, и за интереснейший эксперимент с метафизикой мира, где есть и Хаос, и Церковь Побеждающая.