После разговора
о ретуши стекла продолжаем соответствующий флешмоб темой про работу с выпечкой. Принципиально новой система обработки в этом случае не станет, но есть несколько интересных фишечек, которые хотелось бы выделить отдельной строкой. Рассмотрим подробнее нюансы работы с выпечкой в постпродакшне.
Примечание: исходные снимки для данного флешмоба все так же любезно предоставлены Евгенией Лысаковой
karaidel.
1. Как обычно, импортируем выбранный raw в Lightroom, смотрим и анализируем.
Даже если у вас есть техническое задание от заказчика, в 90% случаев оно будет сводиться к пожеланию "сделать красивую, аппетитную, яркую картинку". Как именно вы это будете делать - это ваша головная боль. Заказчик выбрал именно этот кадр, дал отмашку, так что теперь ваша очередь выкручиваться. И первым шагом всегда будет попытка понять, что есть "красиво и аппетитно" для конкретного кадра и конкретного заказчика. Поэтому не пренебрегайте первичным анализом достоинств и недостатков снимка: от совокупности замеченных и проанализированных вами нюансов будет зависеть дальнейший выбор методологии и вид конечного результата.
Что мы видим в этом кадре? Сбой композиции: перегруженная предметами и фактурами верхняя часть, "забирающая" взгляд на себя, от той точки, где, по идее, планируется основной центр (от пирога).
Вообще, использование многообъектной композиции само по себе не преступление. Но, чем больше предметов и различных материалов в кадре, тем сложнее гармонично объединить их в единое целое. Здесь у нас есть выпечка, фрукты, дерево (стол), листва, металл (лопатка и золочение на чашках), фарфор (сами чашки), жидкость, ткань, специи. И, что характерно, большая часть объектов и материалов скомпонована именно в верхней части, что и вызыает ощущение некоторого дисбаланса.
Зеленым цветом отмечены основные геометрические композиционные фигуры, красным, для наглядности - те объекты, которые неправомерно оттягивают на себя внимание. Проще всего, конечно, кадрировать снимок, оттяпав от него лишние предметы. Но, во-первых, не всегда это разрешается тех.заданием, во-вторых, сейчас мне интереснее рассказать и показать, как можно исправить подобные нюансы с помощью работы с цветом и светом.
В нижней части фото мы наблюдаем фактурную, четко структурированную поверхность стола. Соответственно, если вывести ее в более высокий контраст и придать насыщенности этому сектору, одновременно затемнив и уменьшив контрастность верхней части, получим более или менее сбалансированные композиционные доли. Следовательно, это тот самый случай, когда имеет смысл использовать темное виньетирование. Один метод работы, таким образом, мы вычислили. Посмотрим, что еще нужно сделать.
В частности, что у нас по цветам? Самые яркие участки на фото - апельсиновые дольки и листья. Причем, поскольку мы все знаем, что апельсиновая мякоть всегда имеет насыщенный цвет, мы воспринимаем ее адекватной реальности, тогда как окружающая среда смотрится недостаточно насыщенной, блеклой. Чай выглядит слабо заваренным, пирог - недостаточно пропеченным (плюс неяркий красноватый подтон на поверхности выпечки, как правило, и свидетельствует о неверном температурном режиме в приготовлении: самая аппетитная выпечка всегда покрыта золотистой корочкой). На самом деле, я уверена, что пирог был более чем классным и отлично приготовленным, но тут вопрос в том, что свет подпортил ему фактурность.
Ну а раз мы уже запланировали использование темного виньетирования, и приняли апельсин за точку отсчета наиболее натурального оттенка, отталкиваемся в дальнейшем расчете от этих выкладок. Нужно добавить контраста, насыщенности, сдвинуть оттенок выпечки в сторону более желтых тонов, чтобы сбалансировать виньетку, апельсины, чай и пирог между собой.
Итог:
Настройки по модулям:
2. Все, с основной тонировкой мы управились, приступим к детализации и рюшкам. Выгоняем файл в 16-битный tiff, открываем в фотошопе.
Выпечка, сладости и кондитерские изделия любого толка, как правило, самые трудные категории в фуд-съемке. Вне зависимости от того, имеем мы дело с продуктом домашнего, профессионального или промышленного изготовления, чаще всего ретушеры сталкиваются с тем, что тесто бывает потрескавшимся, шоколад и глазурь норовят лечь неровными потеками, слои в пирожных редко бывают ровными и однородными, ягоды и фрукты мнутся. Все это абсолютно нормальные последствия физико-химических процессов изготовления, но адверт, в котором я работала чаще всего, требует идеальной картинки, без ненужных жизненных деталей. Поскольку никакой позитивной информации о вкусе изделия визуальные недостатки не несут, я согласна с этой позицией и предпочитаю скрывать недочеты в пользу идеи воссоздания более аппетитного вида.
Поэтому, первым делом, беру клоновую кисть (самая мягкая, настройки прозрачности от 80 до 100%), приближаю снимок и начинаю убирать трещины в тесте. Чтобы срастить трещины, нужно приблизить края друг ко другу, закрыв глубокие тени провалов (см. красные стреки на снимке ниже). А чтобы это выглядело натурально и естественно, кистью нужно двигать по направлению линий завитков теста (см. зеленые стрелки).
Результат, до и после:
Обратите внимание, что тонкие темные линии между завитками я максимально оставляю, и стараюсь приблизить сращенные тени именно к такой толщине линии. Такие крохотные детали влияют на наше восприятие. Если линии убрать, мы будем воспринимать поверхность изделия как монолитную, но сохраненные и подрисованные границы дадут нам понять, что это все же скрученные полосы теста. Местами их перекрывает сахарная глазурь, но именно и только местами. Это технологическая особенность изготовления, и сохранение ее отображения важно в любой категории съемки.
3. Дублируем слой (мы же помним, что слои экономить не стоит), продолжаем чистку кадра. Поскольку поверхность пирога очень фактурная (завитки теста, глазурь, орехи), меня смущает присутствие излишне "зажаристых" теней в некоторых местах, которые придают излишек визуальной информации на и без того плотном участке. Осветляю легкими мазками dodge tool, функция midtones, прозрачность 1-3%. Убираю кусочек апельсиновой дольки слева, паразитные блики на лопатке справа вверху, аккуратно прорабатываю грязь и лишние пленочки на апельсинах, осветляю, делая более прозрачной и сочной, цитрусовую дольку по центру.
4. По-прежнему некоторое сомнение вызывает у меня пестрота фактур в кадре: пирог, поверхность стола, контрастные мелкие предметы в верхней части, узор на чашках. С моей точки зрения, это перебор, и мне хочется несколько сбалансировать картинку. Это, в общем-то, чистая вкусовщина, и я совершенно не настаиваю на этом шаге. В конце концов, чашки, с одной стороны, по цветам перекликаются одновременно с салфеткой и цветом стола. А с другой, особой информационной нагрузки эта перекличка не несет, и является лишь вспомогательной.
Ровняю поверхность чашек клоновой кистью, и заодно немного подсвечиваю чай и металлическую лопатку с помощью dodge tool.
5. Ну что ж, "а вот и мои любимые мыши-медуницы", они же корректирующие слои. Layer - new adjustment layer - selective color - white: уменьшим содержание желтого и черного подтонов в белом, для того, чтобы сделать эти участки (сахарная глазурь на пироге, салфетка, чашка) свежее и контрастнее. Кстати, чем более светлой и блестящей выглядит глазурь, тем более свежим, только приготовленным, кажется нам кондитерское изделие.
Layer - new adjustment layer - curves: выводим более яркое и сочное освещение.
Снова layer - new adjustment layer - selective color - yellow: уменьшаем содержание циана, увеличиваем желтые, проходимся мягкой кистью по маске слоя, оставляя цветовой эффект только на пироге и чае - так мы придадим им более соблазнительный теплый оттенок.
6. Как и в
предыдущем туториале, создаю новый слой поверх всех, image - apply image - режим смешивания (blending) - normal - ok - для получения финального слоя со сведением результатов. Использую плагин Color Efex Pro v.3.0. по функциям Reflector Effects и Cross processing. Первый для создания светового пятна в точке золотого сечения, чтобы еще немного сбалансировать композицию, и второй для финальной корректировки оттенков и баланса между теплыми основными тонами и прохладными подтонами в тенях.
7. Итог:
Подытожим - балансировка композиционных объектов возможна и за счет цвето- и светокоррекции, если держать в уме соответствия между материалами и фактурами; фактура выпечки и кондитерских изделий нуждается в тщательном выравнивании, глянец на сладких текстурах придает свежести и аппетитности картинке в целом.
____________________________________________________________________________________________________________________
Большей частью, те же соображения будут ценны и для работы с хлебом.
1. Смотрим на файл в LR. Как видно, снимок дисбалансирован по температуре - слишком много синих тонов.
Зато композиционно снимок достаточно ровный, и не требует кардинального вмешательства. Возможно, было бы лучше, если бы нож был расположен с внутренней стороны фигуры, отмеченной розовым цветом: так он бы меньше оттягивал на свою плотную и темную ручку внимание от пористого светлого хлеба, а общая композиция была бы более завершенной, но в данном случае это не фатально.
Поэтому, я начинаю выбирать метод работы с коррекцией цвета и света, исходя не из потребностей композиции, а из желаемого настроения кадра. Полосатое полотенце на деревянном столе, свежий хлеб на решетке, молоко в бутылке пейзанского стиля, творожный сыр - все это сразу отсылает нас к картинке раннего летнего утра на веранде. Утренний свет бывает похож на летние вечерние сумерки, но только на первый взгляд. Свет в такие моменты, хоть и рассеянный, с нежной дымкой, но менее теплый, чем вечером. Так что, я подбираю неяркие светлые тона со сравнительно невысоким контрастом и розовато-персиковым подтоном.
Настройки по модулям:
2. Эскпорт в PS, коррекция текстур и поверхностей. Хлеб выглядит вкуснее всего, когда его корочка и мякиш имеют, соответственно, хрустящую и ноздреватую фактуры. Поэтому я хочу усилить фактурность, для чего использую плагин Color Efex Pro, функция Bleach Bypass, которая работает с четкостью и контрастами снимка. Настройки на скриншоте:
После наложения фильтра, создаю маску слоя и прохожусь по ней большой крупной кистью, оставляя эффект только на хлебе и творожном сыре.
3. Отдельно делаю выделение с помощью лассо (размытие 30 px), усиливаю контраст на срезе, чтобы сделать мякиш еще более рыхлым и нежным. Точно так же поступаю с творожным сыром, но очень умеренно - мне нравится, что он смотрится таким облачно-пушистым и мягким.
4. Корректирую мелкие недочеты: ровняю корочку батона, дотягиваю полотенце до края снимка, слегка подравниваю пробку на молочной бутылке, чищу пятку ножа. Мне хочется, чтобы фактуры снимка были такими же чистыми, как его свет.
5. И, наконец, вывожу белые тона в более прохладный "рассветный" оттенок, используя функцию selective color:
6. Итог:
Настроенческий свет, чистые линии и сочные фактуры. Все просто.
В следующих выпусках будет мясо и рыба. Как минимум.