Владимир Мартыненко, доктор политических наук, профессор
Карл Маркс работал по заказу британских властей?!
Журнал «НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО.», № 3, 2005, стр. 102-125 Часть первая
У Британии нет постоянных врагов
и постоянных друзей,
а есть только постоянные интересы (1)
1 Имеется огромное количество версий об авторстве этих слов. Персоны, которым это изречение приписывается, в хронологическом порядке их появления на исторической арене: Уильям Питт (Pitt) Старший, граф Чатам (Chatham) (1708-1778), премьер-министр Великобритании в 1766-1768; министр иностранных дел в 1756-1761 (с небольшим перерывом); Уильям Питт Младший (1759-1806), премьер-министр Великобритании в 1783-1801 и 1804-1806. Второй сын Питта Старшего; Генри Джон Темпл Пальмерстон (Palmerston) (1784-1865), виконт, премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и с 1859. В 1830-1834, 1835-1841, 1846-1851 министр иностранных дел; Виктория (Victoria) (полное имя Александрина Виктория) (19 мая 1819, Лондон 22 января 1901, Осборн), королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии (с 1837), императрица Индии (с 1876), дочь герцога Кентского, четвертого сына короля Георга III, последняя из Ганноверской династии; Бенджамин Дизраэли (Disraeli), граф Биконсфилд (Beaconsfield) (1804-1881), премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-1880. В 1852, 1858-1859, 1866-1868 министр финансов; Джозеф Чемберлен (Chamberlain) (1836-1914), министр колоний Великобритании в 1895-1903. В 1880-1886 (с перерывом) входил в правительство; Невилл Чемберлен (Chamberlain) (18 марта 1869, Бирмингем 9 ноября 1940, близ Хекфилда, графство Хэмпшир), премьер-министр Великобритании (1937-1940). Сын Джозефа Чемберлена; Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (Churchill) (1874-1965), премьер-министр Великобритании в 1940-1945, 1951-1955; Елизавета II (родилась в 1926), королева Великобритании с 1952, дочь Георга VI; Генри Алфред Киссинджер (Kissinger) (родился в 1923), государственный секретарь США в 1973-1977, советник президента по вопросам национальной безопасности в 1969-1975 годах и так далее. Истина состоит в том, что все перечисленные весьма достойные люди (и многие другие) в разное время действительно выражали (письменно или устно) одну и ту же мысль, высказывая ее чуть по-разному (отсюда и разночтения в формулировках). Сама же мысль имеет двух родителей (правда, оба - мужчины). Первым из них стал Уильям Питт Старший. В его формулировке она звучала так: «В отношениях между государствами нет любви, но лишь интересы». Вторым ее родителем стал, спустя полвека, лорд Пальмерстон - именно ему мы обязаны современной общепринятой формулировкой: «У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы…». Адресатом его письма была королева Виктория, впоследствии не раз повторявшая понравившееся ей изречение. Заслуживает внимания и вариант Дизраэли: «У Англии нет вечных врагов и вечных друзей, но есть вечные интересы».
В современной России марксистская идеология, на фоне крупных социально-экономических и политических провалов государственной власти, вновь находит достаточно широкую поддержку не только среди населения старшего возраста, но и у радикально настроенной молодежи страны. В определенной мере в этом нет ничего удивительного, поскольку, эксплуатируя идею социальной справедливости, представители указанной идеологии всегда выступали с притязанием на знание величайшего предназначения человечества.
Их не смущали и не смущают голые факты, свидетельствующие о крайней неэффективности административно-командной системы регулирования общественной жизнью, названной «реальным социализмом». Всегда находятся «мыслители», которые будут доказывать, что ошибочна не сама идея, а ее конкретное воплощение теми или другими лицами. Например, всем указаниям на то, что факт крушения «реального социализма» в СССР и распада «социалистического лагеря» свидетельствует о полной дискредитации марксизма, по-прежнему противостоят утверждения, будто бы «советский социализм» вообще не имел ничего общего с настоящим марксизмом, или рассуждения на тему того, что были допущены существенные искажения марксистской теории в процессе ее реализации на практике; но сама теория Маркса (якобы научно доказавшего закономерность замены капитализма коммунистическим общественным устройством), за исключением некоторых несущественных погрешностей, остается истинно верной. Коммунистическая идеология (как антирелигиозная религия) подкупает фантастическим обещанием преодолеть все бесчисленные страдания исторического прошлого и настоящего, установить общественные отношения, которые будет означать реализацию идеи подлинного гуманизма, достижение истинной справедливости на земле, способной объединить всё человечество. В этом заключался не только утопизм марксизма, но и возможность его использования политической властью для обоснования любых бесчеловечных экспериментов с обществом и отдельной личностью. Проблема ещё и в том, что утрата веры в себя, в свои силы и творческие возможности, что и наблюдается в нашей стране, благодаря политике Правительства и Банка России, всегда приводит к распространению в обществе интеллектуального цинизма и нигилизма. А это, в свою очередь, способствует тому, что вновь всерьез будет поставлен вопрос о возможном воскресении коммунистической идеологии. Это, кстати, уже отчетливо проявляется в установках на «левый поворот» современных радикальных и экстремистских политических группировок, явно соблазнившихся идеей «оживить труп» марксизма-ленинизма, который, как это ни парадоксально звучит, оказался - «живее всех живых».
Более того, несмотря на то, что формально коммунистические подходы к управлению страной, в частности, командно-административные методы руководства экономикой считаются «прошлым днем», со второй половины 90-х годов прошедшего столетия они вновь все отчетливее проявляются в экономической политике российского псевдодемократического и псевдолиберального государства. Концептуальные ошибки марксистской теории, к сожалению, пустили глубокие корни в умах и воззрениях многих наших социологов, экономистов и политиков, что находит свое проявление в принятии экономически необоснованных и глубоко порочных законов и подзаконных актов, регулирующих экономическую и политическую жизнь в обществе. В обществе и в политическом руководстве сохраняется догматическая советская шкала ценностей и приоритетов, которая выливается в попытки воссоздания советской модели государства (символом которой является сумма двух смертоносных орудий в обрамлении колосьев) в его российском постперестроечном «розливе» при одновременном желании получить евро-американское гражданское общество со шведско-финским социальным уклоном. При этом многие решения и действия политиков, которые считают, что они не придерживаются марксистской теории или идеологии, на деле обусловлены влиянием её укоренившихся стереотипов и догм. В результате оказывается, что многие политики, экономисты и социологи (на словах отрицающих марксистко-ленинскую идеологию) по-прежнему призывают нас следовать духу ее порочной практики, 2
2 Отметим одно вполне справедливое замечание А. А. Зиновьева о том, что в постсоветской России политические партии и «высшая власть», пытаясь выработать свою политическую идеологию, «идут на поиски национально-русской идеологии. И хотят этого или нет, в подсознании ищущих и творящих идеологии мыслителей маячит образец отвергнутой и поверженной марксистской идеологии». (Зиновьев А. Идеология партии будущего. - М.: Алгоритм, 2003. С. 110-111). Правда, с большинством идей и теоретических изысканий самого А. А. Зиновьева трудно согласиться.
что, как показал опыт СССР, чревато не только исправительно-трудовыми колониями и экономическим застоем, но и развалом единого государства.
Все это вызывает необходимость выявления и раскрытия концептуальных ошибок марксистской экономической теории, марксистского понимания государства и его роли в социально-экономической жизни общества. В своих работах (см. например: Мартыненко В. В. «Марксистское учение» как катахреза. Алогизмы марксистских взглядов на государство, теории прибавочной стоимости и эксплуатации в свете современных проблем российского общества // Часть 1: Научно-общественный журнал «Наука. Политика. Предпринимательство», 2004, № 3. С. 105-126. Часть 2: Научно-общественный журнал «Наука. Культура. Общество», 2005, № 1. С. 147-162; Мартыненко В. В. Идеология против экономики. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 238 с.; а также выходящую в текущем году в издательском доме «Академия» монографию: Мартыненко В. В. «Кальдера государственной власти» ) мы достаточно много внимания уделили этим проблемам. Однако в данном случае мы хотели бы обратить внимание читателей на полученный нами своего рода побочный результат проведенного комплексного критического анализа марксистской теории, ее идеологических и политических последствий. Исследуя труды классиков марксизма, а также работы различных экономистов, социологов и политиков прошлого и современности, мы сначала не обратили особого внимания на одно утверждение американского экономиста и общественного деятеля Линдона Ларуша, младшего. 3
3 Ларуш Линдон Хермил - младший (Lyndon Hermyle LaRouche, Jr.) (08.09.1922 [Рочестер (штат Нью-Гэмпшир), США]), американский экономист и общественный деятель, учредитель Executive Intelligence Review3, еженедельного периодического издания (1974); соучредитель (1975) Фонда термоядерной энергии (Fusion Energy Foundation); сотрудник Шиллеровского института (Schiller Institute), основателем и директором которого является его жена (с 1979 г), Хельга Цепп Ларуш, гражданка Германии, журналист и политик, признанный специалист по философии Николая Кузанского и творчеству Фридриха Шиллера. Самого Л. Ларуша называют «perennial candidate» («постоянным кандидатом») на пост президента США. Он выдвигался на этот пост от Партии труда в 1976 г., от Демократической партии - в 1980, 1984, 1988, 1992, 1996, 2000, и в 2004 гг. Кроме того, он являлся кандидатом в Палату Представителей США от штата Виргиния в 1990 году. Имеются доказательства того, что политические противники Л. Ларуша (среди которых называется бывший государственный секретарь США Г. Киссинджер) неоднократно пытались устранить его от политической деятельности (в том числе и физически), прибегая к услугам не только различных частных агентств, но и федеральных ведомств (прежде всего, ФБР). В декабре 1988 г., как итог операций, проводимых против него спецслужбами США в течение 1983-1988 гг., Л. Ларуш был осужден и приговорен к тюремному заключению на срок 15 лет по обвинению в заговоре; проведя за решеткой почти пять лет (1989-94 гг.), был условно-досрочно освобожден. Немецкий правовед, профессор Фридрихом А. Фрахерром фон дер Хейдте (Friedrich A. Freiherr von der Heydte) расценил суд над Ларушем как фарс и сравнил его со скандалом по делу французского капитана А. Дрейфуса: «Все, что мы смогли обнаружить в процессе над Линдоном Ларушем, - написал он в 1989 году, это лишь еще одно болезненное напоминание о том, что судебная система, к сожалению, используется для достижения политических целей сегодня повсеместно - как на Западе, так и на Востоке». Выступавший 2 сентября 1994 г. в качестве свидетеля перед независимой комиссией по этому делу бывший министр юстиции США (при президенте Джонсоне), Рамсей Кларк (Ramsey Clark), отметил, что дело Ларуша показало «куда больше фактов умышленного одурачивания и безнравственности обвинения с использованием полномочий федеральной власти, чем какой-либо другой инициированный правительством США судебный процесс, о котором я знаю». В СССР и России средства массовой информации «дело Ларуша» обошли практически полным молчанием. В данном случае речь идет о его работе «Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике?» (Шиллеровский институт - Украинский Университет в Москве, 1992. С. 23, 82).
Он, в частности, написал о том, что Ф. Энгельс принадлежал к команде могущественного представителя британской олигархии, лидера партии вигов (в последующем преобразованной в либеральную партию), «трех кратного» министра иностранных дел, «двух кратного» премьер-министра Великобритании, лорда Пальмерстона 4
4 Пальмерстон Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (Henry John Temple, 3rd Viscount Palmerston) (20.10.1784 [Broadlands возле Romsey в Hampshire] - 18.10.1865 [Лондон]), британский государственный деятель (на государственной службе находился с 1807 г. и до конца жизни), лидер партии вигов, сторонник учения Дж. Бентама; активный приверженец идеи превращения Лондона в столицу новой всемирной империи; трижды становился министром иностранных дел (1830-1834; 1835-1841; 1846-1841), один раз - министром внутренних дел (1852-1855) и дважды - премьер-министром Объединенного Королевства (1855-1858 и 1859-1865). Лорд Пальмерстон был инициатором развязывания опиумных войн с Китаем, в результате которых Лондон получил протекторат над Гонконгом; одним из главных организаторов совместного участия Великобритании и Франции в Крымской войне (1853-1856) на стороне Турции; разрабатывал планы ослабления влияния Российской Империи и её расчленения; поддерживал революционные движения, включая коммунистические, во всех странах Европы, кроме Великобритании. Считается, что ставленниками лорда Пальмерстона были и Наполеон III, и «великий» революционер Дж. Мадзини, и эксцентричный дипломат, туркофил и русофоб, шотландец Д. Уркард, развернувший в период подготовки и ведения Крымской войны антироссийскую кампанию, к которой, привлекал лидеров чартистов и коммунистов (включая К. Маркса), в том числе путем создания видомости своей борьбы с лордом Пальмерстоном (по иницитиве последнего), обвиняя его в работе на русское правительство.
и выполнял функции одного из кураторов К. Маркса. Это утверждение первоначально показалось нам слишком надуманным. Как известно, большинство исследователей оценивают Энгельса как друга и соратника Маркса, хотя и отмечают, что отношения Маркса и Энгельса были непохожи на отношения Маркса со всеми остальными его друзьями (отношения учителя и учеников, с одной стороны, и отношения бывших единомышленников, ставших врагами - с другой). Не слишком большое значение мы придавали и тому факту, что после революции 1848-49 годов среди ведущих европейских стран только Англия согласилась предоставить Марксу, как и большинству других революционеров, политическое убежище. Несколько большее недоумение вызывал, конечно, тот факт, что, хотя К. Маркс более тридцати лет (с 1849 г. и до своей смерти в 1883 г.) жил в Лондоне, где и написал свой «Капитал» (1867), его первое издание на английском языке состоялось только после смерти Маркса, в конце 1886 года: через 20 лет после появления «Капитала» в Германии. К этому времени «Капитал» уже 15 лет существовал также в изданиях на французском и русском языках. Отметим и тот факт, что в предисловии к английскому изданию Ф. Энгельс написал, что теория Маркса «представляет собой результат длившегося всю его жизнь изучения экономической истории и положения Англии, … это изучение привело к выводу, что, по крайней мере в Европе, Англия является единственной страной, где неизбежная социальная революция может быть осуществлена всецело мирными и легальными средствами». Между тем из текста «Капитала» этот вывод не вытекает. Большее удивление вызвал тот факт, что и произведение Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», написанное им во время его первого пребывания в этой стране (1842-44), было опубликовано впервые в Германии на немецком языке. Первое же его издание на английском языке состоялось только спустя 50 лет, то есть, когда те, о чьем положении писал Энгельс, отошли в мир иной. Более того, при жизни Маркса ни одно из его «классических» произведений (впрочем, как и работ Энгельса) не было опубликовано в Англии. За два года до смерти Маркса английский экономист Дж. Рай (1845-1915) в статье, опубликованной в «Contemporary Review» («Современном обозрении») заметил: «Удивительное, но весьма значимое обстоятельство заключается в том, что Карл Маркс меньшего всего был известен в стране, где жил и работал последние 30 лет. Его слово облетело весь мир и вызвало в определённых местах такие отголоски, которые правительства не могут ни допустить, чтобы они продолжали звучать, ни заглушить их; но здесь, где оно было произнесено, его голос был едва слышен». 5
5 Rae John ’The Socialism of Karl Marx and the Young Hegelians’ // Contemporary Review. Vol. XL, October 1881. P. 585.
Эти факты, а также дальнейшее изучение работ, жизни и деятельности Маркса и Энгельса заставили нас более внимательно отнестись к заявлению Л. Ларуша. В этой связи хотелось бы также обратить внимание читателей на относительно недавно изданную в Лондоне монографию британского публициста Фрэнсиса Уина, посвященную исследованию жизни и деятельности К. Маркса (см.: Wheen Fr. Karl Marx: a life. - L.: Fourth Estate, 1999. - 431 p.). В 2003 году она была опубликована (с незначительными сокращениями) на русском языке (см.: Уин Ф. Карл Маркс. / Пер. с англ. - М.: «Издательство АСТ», 2003. - 428 с.). Особо подчеркнем, что в этой монографии автором не только не поднимается вопрос о возможной заинтересованности в деятельности К. Маркса британских властей, наоборот, Ф. Уина можно, скорее, обвинить в явной и некритичной апологетике марксизма. Однако достаточно добросовестно собранные им материалы заставляют о многом задуматься. Опираясь на указанные материалы, а также другие источники (включая работы и письма К. Маркса и Ф. Энгельса), мы и хотели бы предложить читателям собственную версию развития событий. При этом за читателями мы оставляем и окончательный ответ на вопрос: не проглядывают ли за созданием и распространением «марксистского учения» уши так порицаемого истинными марксистами-ленинцами британского империализма?
Прежде всего, зададимся вопросом: каким образом и когда Ф. Энгельс (если предположить, что он входил в команду лорда Пальмерстона) мог быть завербован британскими спецслужбами? Для этого обратимся к некоторым фактам из его биографии. Энгельс родился 28 ноября 1820 года в набожной и трудолюбивой немецкой семье. Его предки жили в Вуппертале (два старинных города - Бармен и Элберфельд - впоследствии слились и образовали один город - Вупперталь, Рейнская провинция Пруссии) и более 200 лет зарабатывали на жизнь сельским хозяйством. Но затем занялись более доходным бизнесом - торговлей текстилем. Известно, что отец Энгельса, тоже Фридрих Энгельс, расширил данную деятельность, построив в 1837 году в партнерстве с двумя братьями Эрмен сначала текстильную фабрику в Англии, в Манчестере (1837), и только четыре года спустя (в 1841) - в Германии (в Бармене и Энгельскирхене). В год открытия текстильной фабрики в Манчестере юный Энгельс оканчивает школу (в свидетельстве об окончании которой отмечено, что он «полагает, что имеет намерение заняться бизнесом в качестве карьеры»). В 1838 г. он начал обучение бизнесом в Бремене, где отец подыскал ему место клерка без жалованья в торгово-экспортной компании. Однако биографы Энгельса полагают, что бизнес его никогда не интересовал, хотя он всегда умел скрывать свои истинные занятия и убеждения, включая раннее увлечение идеями либерализма и свою подверженность «демократической лихорадке», от родителей. Отмечается, что они даже не догадывались о том, что их сын, работая клерком, сочинял хоралы, пробовал себя в поэзии, затем в политической прозе, не говоря уже об его пристрастии к пиву. Возможно, это и правда, но ряд имеющихся фактов позволяют предположить, что его родители имели достаточно полное представление о том, чем на самом деле занимается их сын. Дело, в частности, в том, что отец Энгельса, скоре всего, был также связан с британскими спецслужбами. В противном случае маловероятно, что ему, простому немецкому торговцу, позволили бы открыть хлопчатобумажную фабрику в Манчестере. Ведь в то время хлопок был самым важным и прибыльным (после опиума) товаром для Англии, на котором расцветала британская торговля и «Британская ост-индская компания», а текстильная промышленность находилась под контролем самых богатых людей, принадлежавших к высшему обществу Лондона (в том числе - лорда Пальмерстона). Очень может быть, что именно под контролем группы лорда Пальмерстона в конечном итоге оказались оба (сын и отец) Фридриха Энгельса. Косвенным образом об этом свидетельствует и тот факт, что Энгельс, проработав два года (1842-1844 гг.) в фирме своего отца в Англии, внезапно оставил работу, но при этом не разорвал с отцом хороших отношений, а примерно через шесть лет (в конце 1850 г.) - вновь возвращается на старое место, что, как ни странно, также не вызвало никаких возражений уже со стороны партнеров Энгельса. Не решенным, однако, остается вопрос о том, почему молодой Энгельс внезапно покидает Манчестер, где к тому времени у него, кстати, появилась любовница (Мэри Бернс, к которой он, как покажет время, действительно, был сильно привязан). Ответ на этот вопрос может быть связан с известными фактами его жизни в Манчестере: он хорошо проявил себя и на хлопковой бирже, и в изучении жизни пролетарского Ланкашира, и в общении с представителями различных политических и экономических течений (чартистами, социалистами-оуэнистами и др.). Скорее всего, именно тогда он и был замечен британскими спецслужбами и политическими кругами (причем близкого Энгельсу либерального направления), с которыми он мог достигнуть взаимовыгодного соглашения. Например, о том, что британские власти будут поддерживать любые революционные начинания и порывы Энгельса, но только на континенте, а не в Англии. Возможно, они согласовали и все вопросы с отцом Энгельса 6
6 Биографы Энгельса часто отмечают тот факт, что Энгельс-сын умело скрывал свою революционную деятельность от Энгельса-отца. Действительно, в письме Марксу в феврале 1845 г. Энгельс сообщает, что их книга «Святое семейство…», скорее всего, рассорит его с «набожным и уже разгневанным родителем». (См: Энгельс Ф. Письмо К. Марксу в Брюссель. Бармен, 23 - 26 февраля, 7 марта 1845 //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 27. С. 20 - 24). В марте он также писал о том, что, когда он получает письмо, «его обнюхивают со всех сторон», прежде чем, оно попадает к нему. «Я не могу есть, пить, спать, не говоря уже о том, чтобы пукнуть, без того, чтобы не встретить этого невыносимого взгляда Божьей овечки», - рассказывал он, намекая на отца. В реальности, отец Энгельса, будучи очень набожным человеком, мог не разделять и не одобрять атеизм своего сына. Но во всем остальном, он, похоже, был в курсе происходившего, знал круг знакомых своего сына, и чем они занимались. Тот же Энгельс в марте 1845 года рассказал Марксу, что однажды пришел домой в два часа ночи, и отец с подозрением спросил, не был ли он задержан полицией. Энгельс его успокоил, сообщив, что он «всего-навсего обсуждал коммунистические идеи с Мозесом Гессом». «С Гессом! - вскрикнул отец. - Великий Боже! Что за компанию ты водишь!». (См: Энгельс Ф. Письмо К. Марксу в Брюссель. Бармен, 17 марта 1845 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 27. С. 24 - 28.). Когда в сентябре 1848 г. Энгельса, как одного из редакторов «Новой Рейнской газеты» попытались арестовать в Кёльне, ему удалось вовремя скрыться. И первыми, к кому он отправился за помощью и укрытием, были его родители (затем он уехал в Бельгию, откуда - во Францию). Хотя нельзя не признать и тот факт, что Энгельс проявил себя как опытный разведчик, продемонстрировав исключительные способности вести двойную, и даже тройную жизнь. В светском обществе Чешира он (и в период первого, и второго пребывания на посту менеджера фирмы своего отца) успешно играл роль примерного наследника, консервативного бизнесмена и «хлопкового барона». При этом никто из коллег по бизнесу и привилегированным клубам даже не догадывался о его «коммунистических воззрениях», атеизме или сексуальной распущенности. В Манчестере Энгельс содержал два дома: в одном он развлекал местных политических лидеров и коллег по бизнесу, а в другом - устроил «семью втроем» со своей любовницей Мэри Бернс и ее сестрой Лиззи (Лидией). Скорее всего, и К. Маркс не догадывался обо всех связях и источниках финансирования Ф. Энгельса. Правда, среди представителей социал-демократического движения находились люди, которые сомневались в искренности заявленных Марксом и Энгельсом целей, их приверженности интересам рабочего класса.
и его партнерами, так что внезапный уход и не менее внезапное возвращение Энгельса в бизнес ни у кого не вызвало не нужных вопросов. Забегая вперед, отметим также, что в своё время Энгельс будет снабжать Маркса информацией о конфиденциальных сторонах хлопковой торговли, экспертными обзорами ситуаций на международных рынках и т.п., которые, вряд ли, могли быть доступными простому менеджеру текстильной фабрики. Очень может быть, что британские власти (на основе данных своей резидентуры в Европе) могли специально обратить особое внимание Энгельса и на молодого К. Маркса. Если предположить, что Энгельс получил от британских властей специальное задание для развития революционной деятельности в Германии и других странах континентальной Европы, то становится более понятным тот факт, что, уезжая из Англии в Германию, он предварительно наведывается в Париж к Марксу, с которым до этого едва был знаком. 7
7 Впервые о Марксе Энгельс услышал во время своего пребывания в Берлине, где он с 1841 г. проходил военную службу и одновременно посещал лекции в Берлинском университете, познакомившись там с младогегельянцами. Первая короткая встреча Маркса и Энгельса состоялась в конце 1842 года, до отъезда Энгельса в Англию. Однако, как отмечают биографы, во время их первого шапочного знакомства Маркс и Энгельс достаточно настороженно отнеслись друг другу. К этому времени Маркс был уже назначен редактором «Рейнской газеты», основанной осенью 1841 г. группой богатых немецких промышленников и финансистов, и, почувствовав себя большим руководителем, достаточно критически стал относиться к разгульному «младогегельянскому» образу жизни своих бывших друзей, по рекомендации которых Энгельс был представлен Марксу. Газета, кстати, была закрыта в 1843 г. по просьбе русского царя Николая I, который был возмущен антирусской статьей, опубликованной в ней 4 января 1843 г. В конце 1843 г. Энгельс, правда, прислал Марксу, который стал соредактором в «Немецко-французском ежегоднике», ряд свих работ для публикации. В их числе была критическая статья на книгу Томаса Карлейля «Прошлое и настоящее» и сочинение «Очерки критики политической экономии». О последней работе Маркс (что было для него несвойственно) очень высоко отозвался, назвав её работой гения. Такая оценка, возможно, была связана с тем, что, хотя к этому времени Маркс и решил для себя, что абстрактный идеализм - это совершенно бесполезная вещь и «двигатель» истории следует искать в экономике и социальных силах, практические знания Маркса об экономике капитализма были близки к нулю. И указанная работа Энгельса в определенном смысле оказалась экономическим дополнением для обоснования Марксом своей собственной философской и политической концепции.
Встреча Маркса и Энгельса состоялась в августе 1844 года. О ней известно только то, что после нескольких аперитивов в «Кафе-де-ля-Режанс» 8
8 В 1718 г. недалеко от Пале-Ройаль было открыто кафе «Де ля Режанс» (по некоторым данным основано в 1670), и по списку его посетителей можно «изучать» историю французского искусства и французской философии. Его очень любили В. Гюго, Т. Готье, Д. Дидро. До сих пор оно также остается культурным памятником шахматного мира.
, излюбленном месте Вольтера и Дидро, Энгельс был приглашен для продолжения разговора в гости к Марксу. Этот разговор затянулся на десять дней и ночей и был отмечен несчётным количеством выпитого красного вина. Завершился он тем, что они поклялись друг другу в вечной дружбе. И хотя, как правило, клятвы в вечной любви и дружбе, высказанные на пьяную голову, долго не живут, близкие отношения Макса с Энгельсом сохранились до конца его жизни. Лишь однажды, в начале 1863 г., их отношения оказались на грани разрыва. Тогда умерла возлюбленная Энгельса Мэри Бернс, а Маркс не только не приехал на похороны, но счел для себя возможным выразить свои «соболезнования» в письме следующим образом: «… Не лучше было бы, чтобы вместо Мэри умерла моя мать, которая в любом случае жертва различных физических недугов и уже достаточно пожила на этом свете?». Основную же часть его «письма с соболезнованиями» составляло перечисление своих материальных проблем по оплате различных долгов и нескрываемое желание скорее получить от Энгельса очередную порцию денег. 9
9 См: Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу в Манчестер. Лондон, 8 января 1863 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 30. С. 254 - 255. Заметим, что мать Маркса умерла менее чем через год после этого события в возрасте 75 лет. Она предсказала свой конец с подозрительной точностью (в день и час пятидесятилетней годовщины замужества), и многие считали, что она, видимо, помогла себе уйти в небытие. Комментарий Маркса по поводу этого события был следующий: «Судьба призвала одного из нашей семьи. Сам я стою уже одной ногой в могиле. При таких обстоятельствах, как они есть, я, видимо, был нужнее, чем моя мать». (См: Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу в Манчестер. Лондон, 2 декабря 1863 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 3О. С. 308 - 309). На этот раз Маркс, получив на поездку деньги от Энгельса, присутствовал на похоронах матери. Сам Маркс простоял «одной ногой в могиле» ещё примерно 20 лет после этого события.
Даже у Энгельса подобное отношение «друга» вызвало резко негативную реакцию и желание порвать с ним. 10
10 См: Энгельс Ф. Письмо К. Марксу в Лондон. Манчестер, 13 января 1863 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. С. 255 - 256.
Возможно, если бы их отношения с Марксом действительно строились только на дружеских началах, это свое желание он бы реализовал. Маркс, правда, почувствовав это, попытался позже извиниться и оправдаться перед Энгельсом. 11
11 См: Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу в Манчестер. Лондон, 24 января 1863 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1967. - Т. 30. С. 260 -265.
Однако, как бы то ни было, достаточно странным представляется тот факт, что ни Маркс, ни Энгельс так никогда ничего не написали об их легендарной встрече и их разговоре в Париже в августе 1844 года. Единственное, о чем сообщил Энгельс сорок лет спустя, так это то, что во время нее обнаружилась «полная общность взглядов на все теоретические проблемы», после чего и началась их «совместная работа» с Марксом. Это краткое резюме не позволяет понять, ни почему эту остановку Энгельса в Париже можно с полным основанием назвать десятью днями, которые потрясли мир, ни почему и чем Энгельса (а, скорее всего, и британские спецслужбы) привлек к себе именно Маркс.