Тема: Эмпатия как основное средство общения, как установка для эффективного педагогического общения.
Цель: Развитие внимания к своим чувствам и чувствам другого; освоение адекватной коммуникации; отработка эмпатического понимания.
Процедура 1. «Знаки внимания».
В общении с другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно нам принять похвалу от другого. Сегодня мы постараемся избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Участники (по кругу, по желанию) оказывают друг другу искренние знаки внимания. Могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения и д.п.
Теоретическая часть.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает мир. Эмпатию можно постоянно развивать.
Эмпатические чувства мы выражаем чаще всего тому, с кем у нас сложились тесные контакты (семья, друзья, близкие, коллеги). Иногда эмпатия перерождается в чрезмерное отождествление себя с другими и приводит к некритическому их одобрению. Так, слабовольные и чрезмерно чуткие родители, как правило портят своих детей.
Эмпатия помогает сочетать собственные интересы с заботами о других. Она и делает наше поведение социальным. Те, кто потологически лишены чувства эмпатии (например, психопат) всегда заняты неотложным удовлетворением только своих потребностей и равнодушны к переживаниям других. С другой стороны, люди, обладающие чрезмерной эмпатией, рискуют поставить под угрозу своё бытиё, беря на себя непосильное бремя забот других. Большинство из нас находятся где - то между этими полюсами.
Приёмы эмпатического слушания всё более необходимы в ситуациях эмоционально напряжённых, особенно при разногласиях.
Эмпатия основана на способности с помощью воображения прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.
Как же формируется эта способность? Развитие эмпатии у детей: в раннем младенчестве ребёнок не умеет отличать себя от других. Ребёнок имитирует мимику матери, звуки её голоса. Затем всё чаще адресует свои поступки самому себе, так, как это делали другие по отношению к нему. В своём воображении ребёнок пытается поставить себя на место другого человека, посмотреть на себя его глазами (разговаривает сам с собой, запугивает или хвалит себя словами своего отца или матери). По мере развития мышления и речи «влезание в шкуру другого» происходит всё чаще про себя, молча, ребёнок проигрывает роли и ситуации в воображении.
Каждый из нас располагает более или менее разнообразным репертуаром ролей, позиций, ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, - все они прячутся за кулисами нашего сознания. Но когда наступает момент, когда нам надо представить, что происходит во внутреннем мире другого человека, мы обращаемся к уже готовым образам.
Но никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого.
Понимание других людей тесно связано с пониманием себя. Стараясь познать себя, причины своих поступков, человек прибегает к тем же самым способам, которыми он пользуется для познания других.
http://zkoipk.kz/mod/resource/view.php?id=1574