Завершается время гномов « Праздником фонариков». В католическом календаре праздник фонариков приурочен ко Дню святого Мартина.
В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - «Шествие с фонариками»). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию - дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи.
В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов.
По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту.
Этот материал
отсюдаВ Интернете много можно найти об этом времени. Но если поразмышлять, в чем же смысл (я про тот тонкий смысл:)) Дня святого Мартина?
На улице становится все темнее. Все темнее, жестче и жесточе становится и внутри. У души есть много возможностей "заснуть" в это время. И тут наша задача- не пропустить "светлое" внутри, не загасить его безразличием и жестокостью, не оттолкнуть чужое (чужое ли?) "светлое", увидеть его во внутренней темноте и поддержать. И тогда наш маленький свет разгорится и станет видимым (причем не только видимым, но и невидимым станет виден:)). И тогда наш маленький свет разгорится и станет Светом в темном мире внутри и снаружи. Вот и загораются по всей Германии факелы и фонарики, чтобы сказать друг другу и миру: я тут, я помню о тебе, я помню о Тебе, чтобы встретить Рождение Света в нужное время, чтобы оставаться живым душой.
Именно эти мотивы разгораются в истории святого Мартина, который однажды в темным ноябрьским вечером обогрел нищего куском своего плаща, который рассек мечем.
А было это так:
Или вот так:
А, может быть, вот так:
Эту историю рассказывают ученикам вальдорфской школы.
А тут
много фото с праздника.
И
тут. А вот о том, как отмечают праздник фонариков в Германии.
Автор: Анастасия Рахманова.
Текст взят
отсюда День Святого Мартина - это одна из немногочисленных еще живых традиций, которая объединяет все поколения немцев... и ежегодно стоит жизни десяткам тысяч немецких гусей.
Утро в супермаркете. Я выкладываю перед кассой дежурные пакет молока и банку йогурта. А также клей и рулон цветной оберточной бумаги. Рядом со мной молодая женщина покупает полкило фарша, пачку масла и набор цветных карандашей. Мы понимающе смотрим друг на друга....
Всю первую ноябрьскую неделю немецкие родители, у которых имеются дети в возрасте от года до лет девяти-десяти, а то и постарше, занимаются подготовкой своих чад ко дню Святого Мартина. Главная задача - изготовить бумажный фонарик-лампион. Фонарик подвешивается на небольшую палочку.
Классический вариант - когда внутри фонарика горит свеча. Современный, который сейчас встречается куда чаще, - маленькая электрическая лампочка, работающая от батареек. Длинная процессия детей с этими фонариками идет в сопровождении пап с факелами в руках по бокам. Это выглядит очень красиво.
Можно, конечно, купить готовый фонарик. Но это не принято. Дети постарше мастерят фонарики сами в детских садах или в школе. За совсем маленьких приходится отдуваться родителям. Я загрузила инструкцию по изготовлению фонариков из интернета и провозилась весь вечер.
С католиками, протестантами или музыкантами?
В нашем квартале в центре Кёльна проходят три организованных шествия в честь Святого Мартина: католическое, протестантское и то, что устраивает местная музыкальная школа. У католиков процессия хороша, прежде всего, тем, что ее возглавляет всадник на лошади, в латах и красном бархатном плаще - Святой Мартин, роль которого исполняет молодой парень, проходящий альтернативную гражданскую службу.
У протестантов шествие носит, так сказать, и просветительский характер: оно проходит, в частности, мимо синагоги. На подготовительных занятиях детям рассказывают, что в ноябре 1938 года в "хрустальную ночь", устроенную нацистами, горели не только детские фонарики, но и еврейские синагоги. Процессия музыкальной школы - самая веселая: в ней участвует целый оркестр.
Есть разница и в дне проведения: католические шествия проходят, как правило, в сам день Святого Мартина 11 ноября. Протестанты ходят 10-го, в день рождения инициатора Реформации Мартина Лютера (которого и нарекли в честь почитаемого святого). А музыкальная школа устраивает процессию в пятницу или субботу - когда всем удобно.
Колядки по-мартиновски
Основная процессия проходит мерцающей змеей по кварталу, дети поют, родители подпевают. Мне поручили скопировать для всех тексты песен, который поются в этот день. Главная: "Ich gehe mit meiner Laterne und meine Laterne mit mir" - "Я иду с моим фонариком и мой фонарик со мной. Там, наверху, сияют звезды, а здесь, внизу, сияем мы".
Еще одна популярная песня-колядка: "Hier wohnt ein reicher Mann, Der uns was geben kann" - "Здесь живет богатый человек, который может нам что-нибудь дать". С ней ребята ходят после шествия по ближайшим магазинчикам, булочным, кафе, по квартирам соседей, где для них заранее готовят сладости на раздачу. Каждый может собрать приличный кулек.
К попрошайничеству это никакого отношения не имеет. Святой Мартин считается покровителем бедняков. Самая знаменитая история о нем рассказывает, как он отдал свой плащ мерзнущему бедняку. Отсюда и возник обычай дарить детям сладости в этот праздник. И угощать бедных.
Гусям не повезло
Вообще-то на день Святого Мартина полагается есть гуся: набираться сил перед долгим рождественским постом, который начинается в следующий понедельник.
В этом году праздник Мартина справляют, в зависимости от конфессии, во вторник или среду, а, значит, гусям повезло: календарь подарил им пару лишних дней жизни. Ведь кто станет жарить и есть гуся посреди рабочей недели? Впрочем, фрау Франц из нашей мясной лавки говорит, что на вторник ей заказали около двух десятков гусей. Правда, на на пятницу-субботу - целых пятьдесят.
Гусь - это тоже давняя традиция. Согласно легенде, смиренный Мартин Турский, один из первосвятителей Западной Европы, спрятался однажды в стае гусей, когда его хотели избрать епископом: он считал себя недостойным. Но гуси выдали его криком. Вот и приходится им до сих пор расплачиваться за это предательство.
Вот еще материал о праздновании Святого Мартина в разных странах.
В ноябрьские дни, когда совсем немного остается до того времени, когда на улицы Австрии спустится Рождество - светом елочных огней, отблесками елочных игрушек и серебряных гирлянд, пуншем, снегом и жареными каштанами, органом и хоровым пением - по всей стране наблюдается небольшое сумасшествие.
Из школ и детских садов идут процессии поющих детей с зажженными фонариками, во всех ресторанах спешно запекают румяного гуся с капустой, каштанами и кнёделями, а горожане и жители деревень устремляются в хойригер, за молодым вином. Это наступает время празднования дня Святого Мартина - одного из любимейших праздников австрийцев.
После 11 ноября, дня Св. Мартина, начинается время Фашинга - карнавала, последних недель перед постом, который длится ни много, ни мало - 6 недель. В эту ночь по улицам городов ходят дети с фонариками (Laternen-Umzüge). Этот обычай - родом из времен Римской империи, поддержанный предписаниями католической церкви. Свет и лампада являются символами истинной веры. Именно дети должны носить в этот вечер фонарики по улицам и просить Господа, чтобы он обратил на них свое внимание и научил делиться с ближними тем последним, что у них есть.
Этой же идее служит и традиция поедания «рогалика св. Мартина» (Martinsbrezel), который непременно нужно съесть не одному, а поделиться им с кем-то. А всему причина - легенда о Святом Мартине, святом-альтруисте...
Св. Мартин родился в 316 году нашей эры в Венгрии, которая в те времена называлась Паннонией. Еще в детстве он был обращен в христианство и убежал в монастырь, но его отец, бывший военным трибуном, настаивал на том, чтобы сын стал солдатом. Мартин вступил в императорскую конницу и был направлен во Францию. Однажды в Амьене холодным зимним днем Мартину случилось повстречать нищего, который пытался спастись от холода, обмотавшись какими-то тряпками. Мартин снял свой плащ и, разрезав его мечом надвое, отдал половину его нищему. В ту ночь ему в видении явился Христос и сказал: «Сделай для меня то же, что ты сделал для этого бедного человека». И тогда Мартин решил посвятить всю свою жизнь религии и попросил освобождения от военной службы. Когда император обвинил Мартина в трусости перед врагом, Мартин сказал, что он с радостью встретил бы врага, вооружившись лишь одним крестом. Прежде чем император смог проверить мужество Мартина, были получены сведения, что враг просит о примирении. Считается, что именно вера Св. Мартина заставила вражескую армию отступить. Мартину разрешили покинуть армию, и он начал жизнь в уединении, сначала на острове в Тирренском море, а затем близ города Пуатье, Франция, где он основал монастырь Лигюже, который считается первым монастырем во Франции.
Жил он просто и врачевал больных, поднимал на ноги лежачих, делал зрячими слепых. За это его решили рукоположить в сан епископа Тура. Но Мартин отказался и спрятался в загончике для гусей. Жители города искали его с фонарями и факелами. Когда они проходили мимо загончика для гусей, гуси загоготали и выдали Мартина. Согласно другой легенде (а их множество), чтобы заставить Св. Мартина покинуть скит, один из жителей Тура сказал ему, что его умирающая жена просит Св. Мартина прийти и причастить ее. Мартин поспешил в город, где по настоянию народа был возведен в сан епископа. Он оставался епископом Тура в течение тридцати лет.
В живописи эпохи Возрождения его часто изображали в епископском одеянии, иногда с гусем.
Связь имени Мартина именно с 11 ноября так до сих пор и не прояснена, и многие трактуют привязку его к этому дню как случайную. Существуют, правда, предположения, что Святой Мартин умер 11 ноября.
Сейчас День Святого Мартина широко празднуется во многих странах западной Европы. И в каждой из них свои обычаи, связанные с этим праздником.
Святой Мартин в Германии
В этот день дети мастерят фонарики в виде луны и звезд и ходят с ними по улицам в рано наступающих сумерках, распевая песенку: "Laterne, Laterne - Sonne, Mond und Sterne...".
В старину немецкие дети в ночь на Святого Мартина выставляли на крыльцо сосуды с водой, чтобы оно превратилось к утру в вино.
А ещё в германских школах принято на праздник Святого Мартина поедать так называемого «Векмана» - это такой медовый пряник в форме человечка с трубкой из сахара.
В тот же день 11 ноября в 11 часов 11 минут в Германии открывается сезон карнавалов или, как его еще называют, "пятое время года". Длится он более девяноста дней, до самого начала великого поста. Число 11 с незапамятных времен в Германии считается числом дураков. Существует и еще одна версия. Ведь согласно Ветхому завету, Заповедей - десять, а, значит, одиннадцать в этом контексте означает грех. И действительно, в карнавальное время немцы не больно-то придерживаются Моисеева закона.
Святой Мартин в Швеции
10 ноября накануне дня Св. Мартина в разных местах, но чаще в ресторане, собираются компании людей - выходцев из самой южной провинции Швеции, Сконе. И не столько ради того, чтобы воздать должное самому святому, сколько ради его древнего извечного атрибута - гуся. Первым в день Св. Мартина на шведский праздничный стол подается так называемый "черный суп", приготовленный на гусиной или свиной крови, кисловато-сладкий на вкус и обильно заправленный специями. Даже для шведов это кушание на любителя, так что обычно помимо него на стол ставится что-то еще, например бульон. На горячее сервируют жаренного целиком гуся, а на десерт - яблочный пирог или причудливый, в метр высотой торт - spettkaka - замешанный на яичных желтках и сахаре и выпеченный на вращающемся вертеле на открытом огне. Раньше такой торт делали во многих местах, а настоящее время - только в Сконе и на Пиренеях. Это триединство ("черный суп", жаренный гусь и spettkaka) олицетворяет для жителей Сконе их родной край и служит важным символом местного патриотизма. И непременно всю праздничную трапезу сопровождает молодое вино.
Святой Мартин во Франции
А во Франции день Св. Мартина совпадал с порой дегустации вина последнего урожая. И здесь уж никак нельзя было обойтись без соответствующего меню. Трио "гусь, вино и святой Мартин" основательно закрепилось здесь, войдя даже в литературу.
«Настает вечер, двери заперты на запор, Кристоф дома. Дом... Медленно вращается вертел, а на нем золотой от жира гусь. По комнате разливается восхитительный запах жареного. Какой он вкусный, этот гусь, какая на нем подрумяненная, хрустящая корочка! О блаженство еды, несравненное счастье, священный восторг, неудержимое ликование!...
В очаге пылает огонь. От тепла в комнате и усталости за день, от говора знакомых голосов Кристофа совсем разморило. Он словно пьян от сытости, и все, что его окружает, - фигуры людей, тени на стене, абажур на лампе, пламя, которое, рассыпаясь дождем искр, пляшет в черном жерле печки, - все кажется ему сейчас каким-то особенным, радостным, волшебным. Он прижимается щекой к тарелке, чтобы полнее насладиться своим счастьем...» (Ромен Роллан. Жан-Кристоф)
Святой Мартин в Австрии
Традиция поедания гусей в Австрии на день Святого Мартина также восходит к старым временам. В пост, который следует за днем Св. Мартина, действовали жесткие правила. Так, например, нельзя было проводить никаких крупных сделок в эти дни. Поэтому 11 ноября превратился в рыночный день и в день сбора долгов. А, как известно, гуси являлись типичным «платежным средством» австрийского крестьянства.
В сегодняшней Австрии день святого Мартина отмечается не только поеданием гуся, но и массовым походом в хойригеры - маленькие ресторанчики на окраинах Вены, где подается молодое вино - именно 11 ноября официально считается днем вина нового урожая, когда оно созревает, а вино прошлого года с этого момента считается старым.
Материал взят
отсюда. А так отмечают «Праздник фонариков»
в Ярославском детском саду В продолжении странички о празднике из книги Л. Дыкман «Гармоничный ребенок"