Маленький мальчик огорчился из-за несправедливого поведения родителей и произнес фразу: "Я согласился к вам прийти, а вы..." Он никогда не слышал о точке зрения, согласно которой дети сами выбирают родителей и приходят к ним. Это БЫЛО В НЕМ. Он это знал.
У американских психологов Ф.Додсона и Э.Александер есть понятие "профессиональное родительство". Они считают, что профессиональное родительство - это хорошо усвоенные навыки ухода за ребенком и общения с ним, крепкое знание параметров развития, сведений о здоровье, помноженные на любовь к ребенку и желание быть ему другом - до тех пор, пока он не станет самостоятельным человеком.
В нашей стране нет специального института, где взрослые люди могли бы получать системные знания о родительском мастерстве (курсы и тренинги для родителей - не в счет). В результате к рождению малыша большинство родителей в лучшем случае подходят подготовленными морально. Остро не хватает знаний (не тех, что в книге - их ведь еще найти надо! А тех, что накрепко сидят в голове), как ребенка любить, как воспитывать его уверенным и счастливым, что, когда и почему у ребенка развивается в пределах нормы, как организовать соответствующее возрасту развивающее пространство, как мудро реагировать на новые возможности ребенка, да и что считать новыми возможностями, а что - недостатками воспитания?
Родительство - это профессия, к которой нужно подходить серьезно. Изучать, читать, смотреть фильмы, советоваться со специалистами, обретать уверенность, задаваться вопросами, отвечать на них - и сверяться с авторитетным мнением, верно ли я думаю? Или я не прав?
Пока нет института профессионального родительства, остается одно - укреплять свои родительские познания.
В пору, когда я готовила первый том "Развития личности ребенка" (РЛР), моей дочери было 5 лет. Сейчас ей 15, и я понимаю, что, хотя в каждом возрасте есть свое очарование, подростковый возраст - это самый необыкновенный возраст в жизни ребенка. Мне хотелось быть готовой на все сто, и я надеялась, что в этом мне поможет работа над завершающим томом "Развития личности ребенка от 11 до 16", посвященным подросткам. Эх, не успела! Но даже те сведения и подход, которые (пусть и в ходе своей профессиональной деятельности) я усвоила из томов РЛР раньше, позволили отнестись ко многим новым возможностям тинейджерского возраста мудрее и оставаться в постоянном дружеском контакте со своей дочерью.
Получая отклики читателей на тома "
Развитие личности ребенка", я поняла, насколько велико желание родителей быть профи при воспитании своего ребенка. Почему?
- Знающие родители понимают, что стоит за поведением ребенка (его словами, поступками), и относятся к нему так, как Мастер к талантливому ученику - бережно, но требовательно;
- Знающие родители не тратят силы не безрезультатное и бесполезное общение с ребенком - только на конструктивное (даже если со стороны оно напоминает совместное ничегонеделание);
- Знающие родители понимают, что иметь ребенка - это счастье, даже если порой оно оборачивается серьезным испытанием.
Хотя с помощью томов "Развитие личности ребенка" думающих и знающих родителей становится все больше, у каждого взрослого есть возможность выбрать свою книгу, которая поможет стать профи во взаимоотношениях с ребенком (детьми).
И уж если дети и в самом деле нас выбирают, то так хочется, чтобы наши мудрые действия позволили им сказать: "Мы согласились к вам прийти, и не разочаровались".