Mar 10, 2012 12:59
Пока Э-группа делает упражнение, я готовлю новый пост и параллельно получаю много обратной связи от людей, читающих эти тексты.
Большое спасибо всем, кто написал мне лично, в комментарии или позвонил мне по телефону в эти дни, чтобы высказать свою заинтересованность и благодарность. Так приятно ощущать то, что ты делаешь, важным для других людей.
Одна из моих добрых приятельниц в Голландии своими реакциями по теме подкинула хорошее и понятное определение - "ожирение мозга". Насколько я смогла понять, Саша имела в виду постепенное сужение и мотивационного круга (хочется все меньше) и круга копинг-стратегий (механизмов совладания с последстваиями стресса, с неприятностями, обломами и разочарованиями в моей жизни).
Это очень справедливо подмечено и об этой проблеме я уже писала в самом начале: мы начинаем худеть, отказываем себе в "зажорах", не отдавая себе отчет, какую роль играет пища в нашей жизни, и никак не готовясь заменить ее функции чем-либо другим. Да и чем (вспоминаем о сужении круга мотивации)? Я - взрослая женщина или мужчина, у меня работа, дом и дети. "у меня сил не хватает даже телевизор смотреть!" (с) "Трое из Простоквашино".
Расскажу вам вот что. В начале этого учебного года мой сын начала брать уроки фортепиано. Неделю назад у нас в доме появился музыкальный инструмент (иногда мне кажется, что, не имея в венах ни капли еврейской крови, я интуитивно все-таки очеень еврейская мама:) - прекрасное, высокопрофессиональное фортепиано, не дрова, понимаешь. Сыну нравится играть, он то и дело садится за инструмент, чтобы вполне добровольно поразучивать свои простые пьесы. Мы, родители, предпринимаем все возможное, чтобы никак его не принуждать и вообще всячески давать получать удовольствие от процесса.
В нашем доме на тех или иных музыкальных инструментах играют все, и для всех это огромный источник позитивных эмоций, расслабления, словом - типичный пример копинга-который-не-еда. Но это именно то, что у нас (по крайней мере, в России) чаще всего отнимают у ребенка, когда нагрузка в музыкальной школе становится огромной, и ее нужно тянуть параллельно с основной школой, а преподаватели авторитетно говорят, что без насилия учиться музыке невозможно. Итогом такого обучения становится некий процент великих исполнителей, занмающих призовые места на международных конкурсах, и весь остальной процент, среди которых немало тех, кому вкус и желание заниматься музыкой отбили начисто.
Поэтому обычный мой пациент рассмеется мне в лицо, если я предложу ему начать брать уроки музыки. Между тем, какое простое и эффективное решение это могло бы быть для кого-то.
Одна из альтернативных находок, которую я придумала и мы начали использовать в терапии - вспомнить свои детские хобби, и, самое главное, несбыточные желания. У нас у всех они есть. Что-то, чего хотелось, но не разрешали родители, или не хватало средств, или слишком маленькая была квартира. Что-то из серии "когда мы будем жить просторней, мы купим Канчиля, и он будет жить в ванной". Я уверена, что это есть у всех. Можно ли устроить себе сбычу мечт? Я заметила, что многие люди находят легитимный способ делать это, когда у них рождаются дети. Эти замечательные люди покупают себе - вместе с ребенком - железную дорогу, или красивую куклу. Они приносят из магазинов целую кучу поделочных материалов, и с удовольствием "развозят грязь по квартире". Потому что как бы не себе, а ребенку, можно и нужно. А если все же себе?
Моя мечта детства - иметь собственный зоопарк на острове, как Джеральд Даррелл. Ну хотя бы собаку или кошку. , Нет, "и" кошку. Две кошки. Сейчас мы живем просторней, чем в детстве, и, пока я пишу это, по моему дому носится небольшое стадо Канчилей - собака породы Мартин и кошки. Ээээ... много:) Еще я надеюсь поработать в приютах для тигров или подобных заведениях как волонтер, когда дети вырастут.
В детстве арсенал доступных внешних средств для совладания со стрессом огромен, только внутренние инструменты не выработаны еще. Но ребенок полагает, что может все. Играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, строить из песка и конструктора, шить, клеить и мастерить. Ориентируя ребенка на результат, на достижения, мы готовим его к жизни во взрослом конкурентном мире, но лишаем будущих копинг-стратегий. Оставляя только еду.
А какие копинг-стратегии могли бы работать для вас?
Могли бы вы составить для себя список интересных вещей, которые вам хотелось в детстве или хотелось потом, но не было времени, сил, денег, кто-то был против?
психология переедания