Белка - суффиксальное производное от древнерусского «бѣль» (мех, шкурка, кожа), имевшее первоначально значение «покров; оболочка, плёнка». Ныне слово «бѣль» не имеет хождения в русском языке, а вот европейцы им до сих пор активно пользуются, правда, в фонетически искажённом виде. Причём если в германских языках оно вследствие дефекта дикции приобрело форму «fell» (шкура, мех, шкурка), то в романских и греческом произошло оглушение начальной согласной: pelle (ит.), pele (порт.), πέλλᾱς (греч.). Любопытно также, что греч. σκίουρος, лат. sciurus, англ. squirrel и тому подобные обозначения белки родственны русскому «скора» (шкура).
Ещё со времён Карамзина в историографии идёт спор о существовании меховых денег. В пользу древности мехового обращения говорит «Русская правда», в которой названия денежных единиц - производные от названий пушного зверя. Но непрочность пушнины вызывала большие сомнения в том, что её использовали в качестве товаро-денег, а мысль о существовании в те времена «кожаных денег», по существу, ассигнаций, казалась совершенно невероятной. И тем не менее в одной персидской рукописи ХІІ века говорится, что ходячая монета на Руси - белка, а не деньги. В поэме Низами «Искандер-Намэ» читаем, что у русов вместо денег в ходу ветхие, вытертые шкурки белок и соболя. Учёные отказывались верить этим сведениям, считая, что они порождены каким-то недоразумением.
И вдруг… перед нами новый источник! Его автор не компилятор, пользовавшийся чужими сведениями, и не поэт, а путешественник, побывавший в русских землях, притом человек уже немолодой и очень наблюдательный, Абу-Хамид пишет: «Они осуществляют торговые сделки между собой при помощи старых беличьих шкурок, на которых нет шерсти, когда из них нельзя извлечь никакой пользы и они абсолютно ни для чего не пригодны. И когда это шкуры головы белки и её двух лапок, то (эти шкуры) правильны. И каждые 13 шкурок в счёте их идут за один серебряный дирхем; они их связывают в одну связку и называют ее "dzukn"(?). За каждую шкурку из этих шкур дают краюху превосходного хлеба, которого достаточно (для пропитания) сильного человека; за них можно купить всё: невольниц, отроков, серебро, шкурки бобра (куницы?) и другие товары. Если бы эти шкурки были в какой-либо другой стране, то можно было бы за одно зерно купить тысячу вьюков таких шкур, и они вовсе ни к чему не пригодны. А когда (шкурки) испортятся в их домах, они везут их в полувьюках и в разрезанном виде, они направляются к некоему известному рынку, где есть люди и перед ними ремесленники. Они оставляют их (шкурки) у них, и ремесленники приводят их в порядок на крепких верёвках каждые 18 (шкурок) в одну пачку. На край этой верёвки они помещают кусок чёрного свинца и припечатывают его печатью с изображением царя. Они печатают одну за другой те шкуры, пока не опечатают все. И никто не может от них отказаться, продаётся ими и покупается».
Свидетельство Абу-Хамида ал-Гарнати очень важное. Мы не знаем, где он видел описываемые им шкурки - в Рязанской ли земле, когда он проезжал по Оке, или где-то ещё, но, по-видимому, он относит эти сведения ко всем восточнославянским землям. Однако главное заключается в том, что есть археологический материал, который подтверждает сообщение Абу-Хамида и который сам благодаря этому сообщению приобретает новое значение.
[ 🐿️ ] Какова этимология (история) слова белка, и что оно означает?
Происхождение слова белка (не из википедии и не из этимологического словаря)